В 60-х годах минувшего столетия по программе Института медико-биологических проблем, интенсивно занимавшегося вопросом длительного пребывания человека в космосе, группа московских спелеологов во главе с Олегом Астапенко организовала долговременный лагерь в одной из крымских пещер на глубине около 200 метров. Ночью один из спелеологов внезапно покинул палатку. Его сосед не спал, и когда тот не вернулся через четверть часа, пошел на поиски. Через некоторое время по авралу были подняты и остальные. Нашли «беглеца» спустя час в одном из длинных глухих ходов. Как он потом признался, ушел потому, что услышал чарующий женский голос, звавший его. Противиться зову он не смог.
Хотели было вызвать спасателей и отправить бедолагу наверх, но, посоветовавшись, решили не прерывать эксперимент, а товарища держать под пристальным наблюдением днем и ночью. Тем более что кто-то из спелеологов вспомнил о других аналогичных случаях. Эпизод был добросовестно помещен в отчет, а феномен, учитывая «космическое» задание, был назван «зовом Аэлиты».
Но вот и совершенно свежий случай, взятый из книги калужского спелеолога А.Перепелицына «Россия подземная».
«Однажды в самом дальнем конце Колыдовских пещер девушка из нашей группы в транс впала: казалось, что с какими-то подземными духами беседует, причем вопросы были только ей слышны, а ответы она произносила вслух: «Сейчас я к вам иду, сейчас я к вам иду», - и при этом рвалась куда-то одна лезть. Хотели «зачарованную» веревкой обвязать и посмотреть, куда ее заведут, да не рискнули».
Хотя случаи наблюдения «зова Аэлиты» достаточно редки, удалось сделать довольно любопытный вывод: мужчин зовут женские голоса, а женщин - мужские. И в основном этот зов слышат люди моложе 30 лет.
Однако покинем на время пещеры и обратимся к космосу.
При подготовке первых космонавтов наиболее серьезным испытанием для некоторых стала не центрифуга, а сурдокамера, где в условиях полное изоляции от внешних сенсорных воздействий надо было пробыть достаточно длительное время. И далеко не все мужественные и опытные летчики смогли выдержать это испытание. Некоторые американские кандидаты в астронавты потребовали прекратить эксперимент уже через несколько часов.
- Наши ребята держались по нескольку суток и более. И, хотя тогдашний редактор отдела науки журнала “Советский Союз”: Иосиф Нахамкин уверенно заявил, что «у советских космонавтов никаких психических расстройств не отмечалось ни во время тренировок, ни во время полета», с некоторыми испытуемыми в сурдокамере стали происходить столь странные вещи, что эти испытания пришлось временно приостановить, а в сурдокамеру направились сами испытатели - врачи и психологи. А позже - и добровольцы-журналисты.
Одним из зафиксированных феноменов было появление «невидимого собеседника», с которым испытуемый длительное время вел беседы. Этого эффекта никто не ожидал, и за испытуемым велось лишь внешнее визуальное наблюдение. Другие слышали настоящие музыкальные передачи: концерты Рахманинова, Брамса, Бетховена. Некоторые общались со своими близкими, находящимися за тысячи километров, причем, как позже выяснилось, когда те спали (по условиям эксперимента, у испытуемых не было часов). Отмечались даже случаи, напоминающие феномен «выхода из тела»: «Выхожу из камеры, закрываю за собой дверь, иду по площадке, миную ворота. Сажусь в троллейбус, выхожу на своей остановке. По дороге отмечаю необычные вещи: вишня цветет, соседский мальчуган гуляет один, без бабушки. В подъезде на стене надпись: «Валя+Толя = любовь». Звоню, ожидая, кто откроет - жена, мать... Поднимаю голову: камера, ребята заняты своими делами».
А космонавт В.Волков уже на орбите, во время дежурства, отчетливо слышал в шлемофоне женские голоса, плач ребенка, лай собаки.
Вот поэтому и решили в Институте медико-биологических проблем привлечь к подобным исследованиям опытных спелеологов, адаптировавшихся к длительному пребыванию в естественных сурдокамерах -подземельях и пещерах, - в аналогичных условиях малого коллектива и «сенсорного голодания». Кстати, хочу напомнить, что феномен «зова Аэлиты» хорошо описан и в некоторых уральских сказах Бажова, только там в роли Аэлиты выступает Горная Дева или Хозяйка Медной горы. Заодно приведу еще один характерный пример подобных акустических галлюцинаций, взятый из очерка, написанного в начале XX века писателем и журналистом М.Францевым.
«У входа в шахту собралась кучка горных рабочих. В тишине слышится, как один из них рассказывает: «Так вот идем мы, далеко прошли, уже по работам расходиться хотели, вагон прикатили, а один и говорит: « Неладно, ребята, что мы в шахту-то спустились, слушайте... опять! Остановились мы, слушать стали: вдруг в дальних выработках точно кто-то заплакал, жалобно плачет, надрывается. Пошли туда - нет никого, умолкло все»
В качестве одной из возможных причин появления некоторых подобных галлюцинаций в условиях сенсорного голода (вне зависимости от условий, где он наблюдается) является переключение информационных каналов мозга с восприятия визуальной информации на информацию акустическую. Через визуальный канал поступает более 90% внешней информации, и когда он почти отключается (в пещерах) или передает лишь однообразные картины (интерьер сурдокамеры или кабины космического корабля), мозг переключается на акустические рецепторы. В условиях отсутствия внешних шумов звуковая чувствительность многократно обостряется, и наше сознание начинает трансформировать сверхслабые звуки в привычные акустические образы. Другой причиной может стать переключение мозга в отсутствие внешней информации на получение ее из подсознания (как во сне), то есть возникновение акустических галлюцинаций.