ЭМОЦИЯ НОМЕР ОДИН
Все мы чего-нибудь боимся в своей жизни. Нет на земле человека, который бы ничего не боялся. Страх - это стандартная защитная функция организма. Человеку он необходим. Страх предостерегает нас от опасностей и отрицательных последствий. Недавно ученые обнаружили еще одно замечательное свойство страха. Оказалось, что в небольших дозах он способствует продлению жизни. Это происходит за счет выработки при умеренном страхе иммунитета к сильным потрясениям. Первоначально этот факт был установлен на лабораторных крысах - пуганые крысы жили дольше непуганых. Но страх способен причинить немалый вред нашему здоровью, психике, а может привести и к смерти.
Есть интересное наблюдение, что когда человек выпадает с высокого этажа, то обычно до земли он долетает уже мёртвым. А если, например, он выпадает в состоянии алкогольного опьянения, когда не успевает испугаться, то вполне может приземлиться с диагнозом «лёгкий ушиб мозга, алкогольное опьянение сильной степени тяжести и перелом мизинца на правой ноге».
СЛЕДЫ ВОЙНЫ
В научно-популярном сериале «Тайны мозга» производства BBC, снятом в 2000-м году, показана история Дениса Сайнса, воевавшего во Вьетнаме и пережившего там страх, который продолжает воздействовать на его жизнь.
Денис рассказывает: «Я совершенно не могу сосредоточиться. А что касается эмоций, то я стараюсь не подходить очень близко к людям, в том числе к своей жене и детям. Мне кажется, что всякое сближение с кем-либо действует на меня разрушительно. Беспомощность, апатия, равнодушие к смерти. Ну и что, если я умру? Что из этого? Вот так и живу. Трудно рассказать, что такое оказаться под огнём, когда всё взрывается, горит. Все бегают и стреляют. Всё, что можно пережить в душе, ты переживаешь за 2 минуты боя. Очень страшные мгновения. Ты лежишь, вжимаешься в землю и не можешь поднять головы, чтобы увидеть, где противник, а в тебя бросают гранаты, стреляют из пулемёта. Невозможно заставить себя встать и бежать. И нигде нельзя спрятаться, и куда бежать? Во Вьетнаме творился ад. Вьетнам забрал наши души. Забрал и до сих пор не отдаёт. Всё, что было у меня доброго, светлого, счастливого, - всё осталось где-то там далеко. Я чувствую себя пленником этой жизни, словно меня поместили в какую-то оболочку, из которой я никогда не выйду. Иногда мне хочется покончить с собой. Я чувствую себя беспомощным, особенно когда думаю о Вьетнаме. Меня гнетут воспоминания, которые вторгаются в повседневную жизнь и не дают мне покоя. Я не люблю многолюдные и шумные улицы Нью-Йорка. Пытаюсь обходить их стороной и всё время ожидаю опасности. Мне мерещится засада».
Денис всё время ожидает нападения. Психическая травма, полученная во Вьетнаме, не даёт ему полноценно жить, работать, общаться с семьёй, делать всё то, что здоровые люди принимают за должное.
По оценкам американских экспертов, около 90% военнослужащих испытывают страх в бою. У 25% из них этот страх сопровождается тошнотой и рвотой, а у 20% - неспособностью контролировать некоторые физиологические функции. Только 25% солдат применяют в бою оружие, остальным это мешает делать страх.
Многие люди, призванные в армию и боевым действиям против их воли, чтобы избежать участия в боях, умышленно калечат себя: отрубают себе пальцы, стреляют в себя из пистолета, травят себя ядами, впрыскивают под кожу вредные химикаты. Эти факты встречаются во всех странах мира, так же, как и паника солдат, во время которой они под воздействием страха становятся не способными владеть своими эмоциями. Не слушая голосов своих полковых командиров, стреляя в воздух или бросая оружие, бегут с поля боя. В качестве борьбы со страхами своих подчинённых командиры и военачальники использовали и используют различные способы запугивания и угроз, то есть ещё более сильный страх.
По приказу Льва Троцкого в качестве борьбы с паникой в Красной Армии расстреливали комиссаров, затем командиров. А если это не помогало - дезертиров. В 1942 году Сталиным был издан указ №227, согласно которому были созданы специальные пулемётные команды, расстреливающие всех отступивших воинов. Используются и иные методы устрашения, например презрение к трусам. Один бывший медицинский работник госпиталя, лечивший военных во время Великой Отечественной войны, сказал: «Бесстрашный боец, совершивший подвиг, всегда имел почет и уважение, трус, бежавший с поля сражения, снискивал презрение и позор. Среди раненых в госпитале встречались «самострелы». Их вычисляли сразу, отношение к ним и со стороны персонала, и со стороны соседей по палате было, мягко сказать, негативное. Некоторые самострелы, сохранив, таким образом, жизнь на поле сражения, не выдерживали и сами лишали себя жизни».
Неудивительно, что у многих переживших все эти ужасы остаются глубокие душевные раны на долгое время, а порой и на всю жизнь.
СТРАХ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ
Каждому из нас время от времени приходится в жизни проходить через различные испытания, доказывая своё физическое самочувствие, свою социальную состоятельность или уровень интеллекта. В это время наблюдаются проявления экзаменационного стресса у студентов во время сессий, у хирургов, осваивающих новую операцию, у школьников перед контрольной работой, у водителей, впервые сдающих на права: бессонные ночи, снижение аппетита, тревожные мысли, учащённый пульс и дрожь в конечностях. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечнососудистую и иммунную системы школьников и студентов. По данным российских авторов, в период экзаменов у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечнососудистой системы. Они проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, увеличении артериального давления, возрастании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения. Исследования учёных из медицинской школы Хьюстона (США) показали, что под влиянием этого страха у части студентов происходят нарушения генетического аппарата, повышающие вероятность возникновения онкологических заболеваний.
Доктор биологических наук, психолог Юрий Викторович Щербатых в своей книге «Психология страха» пишет: «Я много лет изучал, как влияет экзамен (даже написал докторскую диссертацию на тему оценки, прогнозирования и коррекции экзаменационного стресса), и хочу сказать, что пагубное влияние этого явления на организм и психику учащихся явно недооценивается. Социологические опросы показывают, что студенты воспринимают экзамен как «поединок вопросов и ответов», как «изощрённую пытку», как «интеллектуальную и эмоциональную перегрузку». Такие факторы, как длительное ожидание экзамена, элемент неопределённости при выборе билета (повезёт - не повезёт?) и жёсткий лимит времени на подготовку, усиливают эмоциональное напряжение до максимальных значений, что сопровождается «гормональной и вегетативной бурей». Например, у отдельных студентов систолическое артериальное давление перед экзаменом доходило до отметки 170-180 мм рт. ст., а пульс - до 120-130 ударов в минуту, что соответствует или показателям гипертоников с солидным стажем заболевания, или показателям спортсменов, испытывающих значительные физические нагрузки».
Некоторые исследователи, изучавшие эту проблему, пришли к выводу, что с психогигиенических позиций экзамены нежелательны и должны быть отменены. Другие утверждают, что экзамены стимулируют деятельность мозга и повышают познавательную активность. Интересно, что для каждого человека нужен свой оптимальный уровень волнения и страха, при котором он показывает наилучшие результаты. Для одних проблема в снижении уровня экзаменационного стресса, другим, напротив, нужно как следует «разозлиться», чтобы полностью мобилизовать свои силы и успешно сдать экзамен. Например, для меланхоликов желательно снижать излишнее возбуждение, а вот флегматикам, чтобы лучше ответить, необходимо, наоборот, больше переживать и бояться экзамена. К сожалению, в наше время не существует системы обучения, способной в полной мере учесть все индивидуальные особенности учащихся.
СТРАХ И ХРАБРОСТЬ
Страхи многогранны и разнообразны. Существует множество различных классификаций страхов. Зигмунд Фрейд разделял их на 2 категории: реальные и невротические. Реальные страхи предупреждают нас о реальной опасности. Это страхи перед болью, всем тем, что может причинить нам вред. Нас могут пугать громкие, резкие звуки - это тоже нормальная, защитная реакция организма на раздражитель. Невротический страх, - это уже проявление болезни (сюда же можно включить фобии). Фобии - иррациональные и неконтролируемые страхи. Их существует столько же, сколько на Земле вещей и явлений, поскольку бояться можно решительно всего. Например, боязнь дождя называют омброфобией, пищи - цибофобией, лысых - пеладофобией, музыки - мелофобией и т. д.
Но наряду со страхами, вопреки реальной опасности, люди могут проявлять настоящую отвагу и самопожертвование. Конечно, всё зависит от конкретной ситуации, в которой оказался человек, и от него самого. Каковы же причины храбрости? Их может быть много. Психологи считают, что опытность может ослаблять страх. Впервые севший за руль водитель испытывает больше страха, чем опытный. Человек может преодолевать страх под действием более сильного страха. Например, страха считаться трусом. Смелый поступок может быть обусловлен моральными принципами, фанатизмом, а также храбростью от отчаяния, когда у человека больше не остаётся никакого выбора. Существует и так называемая «храбрость дурака», когда человек, скажем, желая получить порцию адреналина, не осознает степени опасности, которой подвергается. Древнегреческий поэт-драматург Менандр сказал: «Нет в мире ничего отважней глупости». Да и можно ли такие поступки назвать героизмом, когда человек переходит дорогу на красный цвет или лезет в электрораспределительный щит, не отключив при этом питание и не надев резиновых перчаток? Как пишет Юрий Щербатых, «храбрость» может проявляться и при различных психических расстройствах: маниакальном синдроме, некоторых формах шизофрении, при врожденном или приобретенном слабоумии.
ПОБЕДИТЬ СТРАХ
Фобии и безрассудное бесстрашие, - две крайности, которых нужно избегать. Несомненно, чувство страха нам необходимо, но зачастую страх создаёт большие проблемы и буквально способен превратить нашу жизнь в пытку. Чтобы не стать его рабом и избавиться от него, на протяжении всей истории люди применяют различные способы борьбы с ним. В настоящее время психологами разработано множество методик, с помощью которых человек может избавиться от ненужного страха или ослабить его. Активно ведутся разработки медицинских препаратов, подавляющих страх.
По сообщениям СМИ, в Беларуси так называемая «вакцина смелости» уже проходит испытания. Лабораторный эксперимент на грызунах показал, что, попадая в организм животного, эндотоксины избавляют его от страха. Крысы перестают прятаться в норах и начинают перемещаться по открытому пространству, что нехарактерно для их обычного поведения. Главная составляющая препарата - эндотоксины - фрагменты стенки кишечной палочки, которая участвует в активации иммунной системы. Лекарство нужно закапывать в нос. Соприкасаясь со слизистой оболочкой, вещество начинают действовать, и страх пропадает. Разработчики считают, что чудо-средство найдет применение в военной и спортивной сфере, а также может стать популярным среди студентов, сдающих экзамены.
Эмоции и чувства нам и друзья, и враги. В том числе и эмоция «номер один». Сможет ли когда- либо человек стать их хозяином, целиком взяв их под свой контроль, и тем самым сделать мир лучше?
Оксана ВАСИЛЕВИЧ
СЛЕДЫ ВОЙНЫ
В научно-популярном сериале «Тайны мозга» производства BBC, снятом в 2000-м году, показана история Дениса Сайнса, воевавшего во Вьетнаме и пережившего там страх, который продолжает воздействовать на его жизнь.
Денис рассказывает: «Я совершенно не могу сосредоточиться. А что касается эмоций, то я стараюсь не подходить очень близко к людям, в том числе к своей жене и детям. Мне кажется, что всякое сближение с кем-либо действует на меня разрушительно. Беспомощность, апатия, равнодушие к смерти. Ну и что, если я умру? Что из этого? Вот так и живу. Трудно рассказать, что такое оказаться под огнём, когда всё взрывается, горит. Все бегают и стреляют. Всё, что можно пережить в душе, ты переживаешь за 2 минуты боя. Очень страшные мгновения. Ты лежишь, вжимаешься в землю и не можешь поднять головы, чтобы увидеть, где противник, а в тебя бросают гранаты, стреляют из пулемёта. Невозможно заставить себя встать и бежать. И нигде нельзя спрятаться, и куда бежать? Во Вьетнаме творился ад. Вьетнам забрал наши души. Забрал и до сих пор не отдаёт. Всё, что было у меня доброго, светлого, счастливого, - всё осталось где-то там далеко. Я чувствую себя пленником этой жизни, словно меня поместили в какую-то оболочку, из которой я никогда не выйду. Иногда мне хочется покончить с собой. Я чувствую себя беспомощным, особенно когда думаю о Вьетнаме. Меня гнетут воспоминания, которые вторгаются в повседневную жизнь и не дают мне покоя. Я не люблю многолюдные и шумные улицы Нью-Йорка. Пытаюсь обходить их стороной и всё время ожидаю опасности. Мне мерещится засада».
Денис всё время ожидает нападения. Психическая травма, полученная во Вьетнаме, не даёт ему полноценно жить, работать, общаться с семьёй, делать всё то, что здоровые люди принимают за должное.
По оценкам американских экспертов, около 90% военнослужащих испытывают страх в бою. У 25% из них этот страх сопровождается тошнотой и рвотой, а у 20% - неспособностью контролировать некоторые физиологические функции. Только 25% солдат применяют в бою оружие, остальным это мешает делать страх.
Многие люди, призванные в армию и боевым действиям против их воли, чтобы избежать участия в боях, умышленно калечат себя: отрубают себе пальцы, стреляют в себя из пистолета, травят себя ядами, впрыскивают под кожу вредные химикаты. Эти факты встречаются во всех странах мира, так же, как и паника солдат, во время которой они под воздействием страха становятся не способными владеть своими эмоциями. Не слушая голосов своих полковых командиров, стреляя в воздух или бросая оружие, бегут с поля боя. В качестве борьбы со страхами своих подчинённых командиры и военачальники использовали и используют различные способы запугивания и угроз, то есть ещё более сильный страх.
По приказу Льва Троцкого в качестве борьбы с паникой в Красной Армии расстреливали комиссаров, затем командиров. А если это не помогало - дезертиров. В 1942 году Сталиным был издан указ №227, согласно которому были созданы специальные пулемётные команды, расстреливающие всех отступивших воинов. Используются и иные методы устрашения, например презрение к трусам. Один бывший медицинский работник госпиталя, лечивший военных во время Великой Отечественной войны, сказал: «Бесстрашный боец, совершивший подвиг, всегда имел почет и уважение, трус, бежавший с поля сражения, снискивал презрение и позор. Среди раненых в госпитале встречались «самострелы». Их вычисляли сразу, отношение к ним и со стороны персонала, и со стороны соседей по палате было, мягко сказать, негативное. Некоторые самострелы, сохранив, таким образом, жизнь на поле сражения, не выдерживали и сами лишали себя жизни».
Неудивительно, что у многих переживших все эти ужасы остаются глубокие душевные раны на долгое время, а порой и на всю жизнь.
СТРАХ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ
Каждому из нас время от времени приходится в жизни проходить через различные испытания, доказывая своё физическое самочувствие, свою социальную состоятельность или уровень интеллекта. В это время наблюдаются проявления экзаменационного стресса у студентов во время сессий, у хирургов, осваивающих новую операцию, у школьников перед контрольной работой, у водителей, впервые сдающих на права: бессонные ночи, снижение аппетита, тревожные мысли, учащённый пульс и дрожь в конечностях. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечнососудистую и иммунную системы школьников и студентов. По данным российских авторов, в период экзаменов у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечнососудистой системы. Они проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, увеличении артериального давления, возрастании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения. Исследования учёных из медицинской школы Хьюстона (США) показали, что под влиянием этого страха у части студентов происходят нарушения генетического аппарата, повышающие вероятность возникновения онкологических заболеваний.
Доктор биологических наук, психолог Юрий Викторович Щербатых в своей книге «Психология страха» пишет: «Я много лет изучал, как влияет экзамен (даже написал докторскую диссертацию на тему оценки, прогнозирования и коррекции экзаменационного стресса), и хочу сказать, что пагубное влияние этого явления на организм и психику учащихся явно недооценивается. Социологические опросы показывают, что студенты воспринимают экзамен как «поединок вопросов и ответов», как «изощрённую пытку», как «интеллектуальную и эмоциональную перегрузку». Такие факторы, как длительное ожидание экзамена, элемент неопределённости при выборе билета (повезёт - не повезёт?) и жёсткий лимит времени на подготовку, усиливают эмоциональное напряжение до максимальных значений, что сопровождается «гормональной и вегетативной бурей». Например, у отдельных студентов систолическое артериальное давление перед экзаменом доходило до отметки 170-180 мм рт. ст., а пульс - до 120-130 ударов в минуту, что соответствует или показателям гипертоников с солидным стажем заболевания, или показателям спортсменов, испытывающих значительные физические нагрузки».
Некоторые исследователи, изучавшие эту проблему, пришли к выводу, что с психогигиенических позиций экзамены нежелательны и должны быть отменены. Другие утверждают, что экзамены стимулируют деятельность мозга и повышают познавательную активность. Интересно, что для каждого человека нужен свой оптимальный уровень волнения и страха, при котором он показывает наилучшие результаты. Для одних проблема в снижении уровня экзаменационного стресса, другим, напротив, нужно как следует «разозлиться», чтобы полностью мобилизовать свои силы и успешно сдать экзамен. Например, для меланхоликов желательно снижать излишнее возбуждение, а вот флегматикам, чтобы лучше ответить, необходимо, наоборот, больше переживать и бояться экзамена. К сожалению, в наше время не существует системы обучения, способной в полной мере учесть все индивидуальные особенности учащихся.
СТРАХ И ХРАБРОСТЬ
Страхи многогранны и разнообразны. Существует множество различных классификаций страхов. Зигмунд Фрейд разделял их на 2 категории: реальные и невротические. Реальные страхи предупреждают нас о реальной опасности. Это страхи перед болью, всем тем, что может причинить нам вред. Нас могут пугать громкие, резкие звуки - это тоже нормальная, защитная реакция организма на раздражитель. Невротический страх, - это уже проявление болезни (сюда же можно включить фобии). Фобии - иррациональные и неконтролируемые страхи. Их существует столько же, сколько на Земле вещей и явлений, поскольку бояться можно решительно всего. Например, боязнь дождя называют омброфобией, пищи - цибофобией, лысых - пеладофобией, музыки - мелофобией и т. д.
Но наряду со страхами, вопреки реальной опасности, люди могут проявлять настоящую отвагу и самопожертвование. Конечно, всё зависит от конкретной ситуации, в которой оказался человек, и от него самого. Каковы же причины храбрости? Их может быть много. Психологи считают, что опытность может ослаблять страх. Впервые севший за руль водитель испытывает больше страха, чем опытный. Человек может преодолевать страх под действием более сильного страха. Например, страха считаться трусом. Смелый поступок может быть обусловлен моральными принципами, фанатизмом, а также храбростью от отчаяния, когда у человека больше не остаётся никакого выбора. Существует и так называемая «храбрость дурака», когда человек, скажем, желая получить порцию адреналина, не осознает степени опасности, которой подвергается. Древнегреческий поэт-драматург Менандр сказал: «Нет в мире ничего отважней глупости». Да и можно ли такие поступки назвать героизмом, когда человек переходит дорогу на красный цвет или лезет в электрораспределительный щит, не отключив при этом питание и не надев резиновых перчаток? Как пишет Юрий Щербатых, «храбрость» может проявляться и при различных психических расстройствах: маниакальном синдроме, некоторых формах шизофрении, при врожденном или приобретенном слабоумии.
ПОБЕДИТЬ СТРАХ
Фобии и безрассудное бесстрашие, - две крайности, которых нужно избегать. Несомненно, чувство страха нам необходимо, но зачастую страх создаёт большие проблемы и буквально способен превратить нашу жизнь в пытку. Чтобы не стать его рабом и избавиться от него, на протяжении всей истории люди применяют различные способы борьбы с ним. В настоящее время психологами разработано множество методик, с помощью которых человек может избавиться от ненужного страха или ослабить его. Активно ведутся разработки медицинских препаратов, подавляющих страх.
По сообщениям СМИ, в Беларуси так называемая «вакцина смелости» уже проходит испытания. Лабораторный эксперимент на грызунах показал, что, попадая в организм животного, эндотоксины избавляют его от страха. Крысы перестают прятаться в норах и начинают перемещаться по открытому пространству, что нехарактерно для их обычного поведения. Главная составляющая препарата - эндотоксины - фрагменты стенки кишечной палочки, которая участвует в активации иммунной системы. Лекарство нужно закапывать в нос. Соприкасаясь со слизистой оболочкой, вещество начинают действовать, и страх пропадает. Разработчики считают, что чудо-средство найдет применение в военной и спортивной сфере, а также может стать популярным среди студентов, сдающих экзамены.
Эмоции и чувства нам и друзья, и враги. В том числе и эмоция «номер один». Сможет ли когда- либо человек стать их хозяином, целиком взяв их под свой контроль, и тем самым сделать мир лучше?
Оксана ВАСИЛЕВИЧ