Шиворот-навыворот. Почему мы так говорим?
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
Почему желают "Ни пуха ни пера!" и почему отвечают "К черту!"
Выражение возникло в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно «сглазить». Перо в языке охотников означает «птица», «пух» — звери. В ответ, чтобы тоже не «сглазить», звучало теперь уже традиционное: «(Пошёл) К чёрту!». В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, дословный «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!». На что добытчик обычно отвечал в таком же духе: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты. Вот такое пожелание удачи в своеобразной форме. Бояться сглазить люди не перестали и до сей поры. «Ни пуха ни пера» говорят школьнику или студенту перед экзаменом.
Опубликовано на ruslife.org.ua
Откуда пошло выражение "Дать дуба"?
Выражение «дуба дать» возникло благодаря обычаю, который возник на Руси после насильственной и кровавой иудео-христианизации Руси Владимиром Малхом. Примерно с XII века умерших стали хоронить не в деревянных срубах, а в долбленых дубовых колодах. Отсюда и пошло понятие задубеть - "остыть, потерять чувствительность к жизни", или быть погребенным в дубовой колоде.
Знаменательно, что дубовые колоды были больше похожи на ступы, а потому получили соответствующее название. Возможно поэтому, за шесть веков существования колод-ступ за одной из героев народных сказок - Бабой Ягой укоренилась слава, что передвигается она в гробовой колоде - ступе. И только после того, как Петр I издал указ, объявивший наказание в виде смертной казни за рубку в дубовых рощах, стали сколачивать гробы уже из обычных досок. При этом, выражение "Дать дуба" осталось в народной традиции неизменным.
"Час придёт и вот он сляжет. И помрёт. Ну что ж! Устал. И, наверно, кто то скажет: Дед Данила дуба дал." (А. Твардовский.)
Кого называют «кисейной барышней»?
Это выражение появилось во второй половине XIX века. Изначально оно являлось едко-иронической характеристикой девушек.
Впервые данный фразеологизм появился в литературе в повести Николая Помяловского «Мещанское счастье» (1860), героиня которой носила кисейное платье (кисея — тонкая дорогая ткань).
Теперь «кисейной барышней» пренебрежительно называют изнеженного, не приспособленного к жизни человека.
Опубликовано на http://ruslife.org.ua