В течение многих столетий сжигали славяне умерших и насыпали курганы. По всей восточнославянской земле разбросаны большие и малые курганные могильники — древнеславянские кладбища. В большинстве случаев они связаны с конкретными поселениями. Многих уже нет, и лишь незначительная их часть стала достоянием науки и служит источником изучения жизни славян.

В настоящее время славянские могильники довольно редки. Но Воронежскому краю в этом отношении повезло. У села Борщево на Дону есть могильник, еще недавно насчитывавший около 80 курганов. Раскопки славянских курганов в бассейне Дона дают очень ценные, а порой и единственные сведения не только о языческих представлениях людей, но и об их этнической истории. Какое восточнославянское племя тут обитало, а может быть, жили разные племена? Ведь летописи об этом молчат.

Вид на Борщевское городище (законсервировано)

«Когда кто-то умирает в доме, — читаем у ибн-Русте, — женщины царапают себе лицо и руки ножом» (Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах ибн-Даста). Затем начинается подготовка погребального костра. К сожалению, ни в одном случае неизвестно место сожжения. Ясно одно: оно происходило не на месте будущего кургана, в котором совершалось захоронение. Сожжение умершего — очень важное событие, оно сопровождалось большим стечением народа и, как пишет ибн-Русте, шумным весельем, радостью по поводу милости, оказанной умершему богом.

Славянские курганы (8-10 век)

На месте будущего захоронения, там, где предполагается насыпать курган, готовились принять остатки кремации. Сооружали деревянную камеру размером 1X2 метра, высотой около полуметра из дубовых плах. Это был ящик с крышей и полом, но с одной из сторон стенка отсутствовала и камера была открыта. Она ставилась не в центре, который был уже намечен для будущего кургана, а в его восточной половине, причем открытой стороной максимально ближе к предполагаемому краю кургана. Затем уже по периметру будущего кургана ставилась деревянная столбовая оградка, которая прерывалась там, где она подходила к открытой стороне камеры. Лишь после этого с погребального костра собирали остатки кремации человека и животных и, очистив их от золы, пепла, а может быть, даже и помыв, помещали в глиняный сосуд (горшок, миску) и ставили в погребальную камеру. Сюда же приносили сосуды с пищей и питьем.

Славянское погребальное сооружение по раскопкам Борщевских курганов (реконструкция).

Славянские курганы (8-10 век)

Затем наступал момент насыпки кургана. Насыпали не только члены семьи умершего, а, вероятно, «всем миром». Землю ссыпали внутрь столбовой оградки, которая как бы обрамляла курганную насыпь. Погребальная камера с прахом умершего не присыпалась вся, край ее оставлялся свободным от земли, а открытый вход закрывался большим камнем или толстой деревянной плахой. Собственно, в древности курган был не таким, каким он нам сейчас представляется. Это было своеобразное погребальное сооружение из дерева и земли. Во время насыпки сооружения горшки или их части преднамеренно разбивались и разбрасывались по насыпи. Возведя часть будущего кургана, приносили хворост, поджигали, отдавая дань огню. Вокруг кургана образовывался неширокий ровик, из которого брали землю. По окончании работы в ровике зажигали костры в память о покойнике. Завершался ритуал похоронной трапезой или, по-летописному, «стравой». А когда в семье умирал еще один ее член, все повторялось сначала, с той лишь разницей, что камера уже готова, курган насыпан, осталось только отодвинуть камень или плаху от входа, поставить новый сосуд с костями и в память о новом захоронении зажечь новый костер на кургане и в ровике вокруг него.

Село Борщево (внизу) и Борщевское городище

Картина похоронного обряда, — это не плод чистой фантазии. Раскопки курганов Борщевского могильника открыли и остатки деревянной погребальной камеры с оградкой, и зольные пятна в насыпи, свидетельствующие о ритуальных кострищах, и ровик вокруг кургана, в котором выявлена яма с остатками кострищ, и фрагменты керамики и кости животных в насыпи — разве мало фактов, чтобы представить все, что было здесь тысячу лет назад? Добавим к этому очень точное, поражающее своей полнотой описание погребального обряда, содержащееся в летописи Нестора: «...и аще кто умъря-ше — творяху тризну над нимъ и посем сътворяху краду велику и възложаху на краду мъртвъца и съжъжаху. И по семь, събровъше кости, въложаху в су дину малу и поставляху на стълпе на путъх, еже творять Вятичи и ныне».

И еще одна очень важная деталь имеется в летописи: «творять Вятичи и ныне». Значит, речь идет о вятичах, значит, можно назвать племя, которое насыпало курганы с деревянными ящиками и оградой? Точно такие же курганы действительно обнаружены в земле вятичей, которую летописец помещает на Верхней Оке. Оказывается, вятичи жили и на Дону, хотя в летописи об этом не сказано. Но не во всех курганах бассейна Дона обнаружены деревянные камеры и оградки. Их почти нет в курганах на реке Воронеж. Значит, не только вятичи освоили Донской бассейн и на реке Воронеже жило и какое-то другое славянское племя? По всей видимости, так и было. Сейчас трудно назвать это племя. Пока ясно одно, что на реке Воронеже славянское население появилось на рубеже VIII—IX веков, переселившись из Днепровского бассейна. Вероятно, ими в то время и было принесено сюда название реки Воронежа.





@темы: Непознанное, Загадки природы, Загадки истории, Друзья на yandex.ru, Загадки Земли, ya.ru:author:107692349, Борщево, ya.ru:text