На территории Центральной и Восточной Сибири издавна проживают два родственных по языку и культуре народа - эвенки и эвены (наиболее распространенное самоназвание - "эвенк" и "эвен"). В русских источниках с XII в. они были известны под общим названием "тунгусы". Современные ученые связывают это название с древним центрально-азиатским этнонимом "тонг" ("донг") - "люди". Они, вероятно, имели общих предков с американскими индейцами группы надене (например, атапасками) и азиатскими предками кетов южного Енисея и тунгусов.
Территория
Эвенки - особый народ: при незначительной численности населения (32 тыс.) в XX в. они освоили огромную территорию от Енисея до Охотского побережья и Амура и контактировали почти со всеми другими сибирскими народами. Эвены дисперсно проживают в Якутии, на Охотском побережье, на Чукотке (17 тыс.). Климат Средней и Восточной Сибири резко континентальный с длительными малоснежными морозными зимами и теплым коротким летом.
Охота - главная отрасль хозяйства
Главным направлением хозяйственной деятельности этих народов являлась охота. Промысловая фауна средне- и восточносибирской светлохвойной тайги очень богата. Разнообразна водоплавающая птица. До прихода русских среди охотничьих орудий преобладали лук со стрелами, копье и пальма - железный тесак на длинной ручке, заменявший одновременно нож, топор и копье. Пальму обычно использовали в ближнем бою на медведя, при свежевании зверя; ею расчищали дорогу в тайге. С конца XVIII в. эвенков и эвенов появились ружья и ловушки давящего типа. Охотились с петлями из конского волоса и самострелами, которые настораживали на тропах и в отверстиях изгородей.
Способы охоты
Эвенки и эвены использовали множество различных способов охоты:
Охота скрадом предполагала приманивание диких оленей с помощью домашнего. Охотник подкарауливал зверя в засаде и стрелял из лука или ружья.
Для охоты на диких оленей отдельные группы эвенков использовали домашнего оленя-"манщика", на рога которого надевали аркан и на длинном поводе отпускали в табун диких оленей. Во время возникшей драки с чужаком рога самцов сцеплялись, и тогда охотники убивали зверя пальмой.
Другой способ охоты - гоном на лыжах. Так велась охота на лося и дикого оленя. Это требовало большой выносливости и сноровки. Зачастую преследовать зверя приходилось не одни сутки на длинных нешироких лыжах, подбитых камусом или с меховыми чехлами. По насту охотник преследовал зверя на лыжах-голицах, а чтобы они не скользили, к ним пришивали костяные пластины.
Еще охотились гоном с собакой, загоном в ямы, с изгородями, подкарауливанием у водопоя, у переправы.
На кабаргу, оленя, медведя летом охотились при помощи деревянного или берестяного манка, издававшего звуки, похожие на рев зверя. Подманив его, охотник стрелял из ружья.
Существовала также охота с сетью, конная охота и охота верхом на оленях.
Снаряжение охотника
В комплект снаряжения пешего охотника также входила наспинная дощечка - поняга, служащая для переноски тяжестей, снежные очки, защищающие глаза от яркого снега весной, и узкая ручная нарти и лыжи-волокуши для перевозки добычи.
Обязательной принадлежностью эвенских и эвенкийских охотников были нож в ножнах, который привязывали к правой ноге на бедре или к поясу.) Охота сочеталась с сезонным рыболовством В рыболовстве использовали охотничьи приемы лова рыбы.
Рыболовство
Острога являлась главным орудием охоты на рыбу. Иногда рыбу добывали с помощью охотничьего лука и стрел, оглушая ее стрелами с тупым наконечником во время ночного лучения с факелом. Зимой занимались подледным ловом рыбы удочкой. Использовались лодки-берестянки, долбленки, дощатые лодки, кожаные лодки типа байдарки.
Оленеводство
Эвенки занимались также оленеводством. Размеры среднего стада были небольшими: 15-30 оленей, которых использовали только для перевозки грузов и верховой езды. Эвенки-орочоны, имевшие до 100 оленей, перевозили на них вьюки, переметные сумы, передвигались и даже охотились верхом. Эвены-оленеводы имели более крупные стада оленей - по 500-600 голов. Олений караван - "аргиш" - с грузом в день проходил 15-20 км.
Ученые предполагают, что существовало несколько центров одомашнивания оленей; саянский и тунгусский считаются одними из самых древних в Сибири (первые века нашей эры), вероятно, связанных с приемами содержания животных скотоводами и коневодами Центральной Азии. Навьючивая оленя, эвенки и эвены использовали специальные седла, представлявшие собой две перекрещенные планки, на которые помещали две переметные сумы в виде берестяных коробов. Посох "тыевун" играл роль балансира при верховой езде. Постоянные маршруты ежегодных передвижений были связаны с местами отела и гона оленей, местами сезонных перемещений промысловых животных, что обеспечивало определенный ритм полукочевого и кочевого образа жизни.
Жилище
Основное жилище охотников-оленеводов тайги - чум - максимально приспособлено к постоянным кочевкам. Переносной конический чум имел остов из 2-4 жердей, на которые крепился каркас из 40 шестов. Летом покрытием служили сшитые берестяные полосы - нюки, зимой - ровдужные пластины из шкур лося или оленя.
На территории кочевания эвенков располагались долговременные поселения. Зимние стойбища состояли из одного-двух чумов, находившихся рядом с зимними пастбищами диких оленей, весенние и осенние - рядом с местами отела и гона. Летние стойбища насчитывали до 10 чумов.
Утварь
Имущество хранили в переметных сумах сложенных рядом с жилищем на земле, либо на специальном помосте; вещи покрывали покрышкой или сооружали свайный настил, который использовали и для хранения мяса. Утварь эвенки и эвены шили из бересты в виде цилиндрических и прямоугольных сосудов, использовали деревянную или кожаную посуду и короба для инструментов, шитья, хранения запасов пищи, табака, для одежды, посуды, разной мелочи.
Семья
Кочевой промысловый быт предполагал большую самостоятельность и активность женщин в хозяйственных делах и даже охотничьем промысле. Они занимались приготовлением пищи, установкой жилища, обработкой шкур и бересты, изготовлением утвари, уходом за оленями, воспитанием детей, семьей, перекочевками. С рождением детей они приобретали более высокий социальный статус в обществе.
Авторитет старых женщин был высок. Во время перекочевок детей перевозили в специально приспособленной для этого колыбели, удобной при кочевом образе жизни. Она представляла собой два соединенных под углом короба из луба. Такую колыбель днем использовали в сидячем положении, а на ночь раскладывали. Ее можно было поставить на землю, подвесить на треногу или сук, привязать к вьючному седлу оленя, перенести за плечом. В семье обычно было от 3 до 7 детей. Колыбель, в которой выросло много детей, входила в приданое невесты. К колыбели подвешивали обереги в виде зубов оленят, монеты, когти животных.
Детские игры подражали жизненному укладу взрослых быт охотников-оленеводов, перекочевка, стойбище. Игрушками служили фигурки животных и людей из кости лодыжки и плюсны оленя или коры дерева, бересты, палочек лиственницы.
Обряды и праздники
У эвенков и эвенов были распространены охотничьи обряды и обычаи: "шинкэлавун" - обряд добывания охотничьей удачи; новогодний праздник "икэнипкэ", сопровождавшийся мистерией погони за "космическим оленем", воспроизводивший космогонический миф о творении Вселенной.
Они почитали духов-хозяев природы, особенно тайги, горы, воды, неба, священных скал с петроглифами, где предки тунгусов запечатлели свои мифы и обряды, персонажей верований, шаманские камлания - полеты к божествам с лечебной, промысловой целью, для предсказаний, связи с предками. Многие из этих обычаев и обрядов живы и по сей день.