Фобия. Она высасывает жизнь. Словно болото, затягивает всё глубже и всё быстрее старается заглотить, стоит тебе попытаться выбраться из него. Заумными многосложными словами определяют понятие фобии те, кто наблюдают за ними на расстоянии.

Они говорят, что фобия это – навязчивый страх, сильно выраженное состояние тревоги, которое появляется при воздействии раздражителя. И раздражитель для каждого свой. Для кого-то это высокие здания или замкнутые пространства, для кого-то насекомые, ножи, или даже куклы и манекены, что стоят в магазинах. А ведь мы – люди, страдающие от фобий, так любим ходить по магазинам!..

фобии11

Упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению
— говорит про фобии википедия.

Правильно говорит… «не поддающийся полному логическому объяснению». Да и куда там полному? Хоть какому-то! И, тем не менее, это логическое объяснение упорно продолжают искать «знатоки человеческих душ».

Они уже создали сотни наименований различных фобий. На каждую букву алфавита приходится по несколько десятков. И чем это помогло? Хоть кому-то удалось избавиться от фобии придание ей имени?!

Но они пытаются, работают, проводят исследования, выдвигают теории и ищут им подтверждения.

Как и во многом другом, в изучении фобии ближе всего к разгадке подобрался Зигмунд Фрейд. Он говорил, что фобии – есть следствие вытеснения и переноса скрытой тревоги на нейтральный объект. Другими словами, мы боимся вовсе не того, о чем думаем, что боимся. Истинная причина, корень страха, тот самый раздражитель, находится глубоко в подсознательном. Мы его не осознаём, но чувство тревоги, дикого страха, тем не менее, ощущаем. И, дабы придать этому страху рациональную форму, ищем нейтральный предмет. И находим его, почти всегда. О тех, кто так и не находит, мы поговорим чуть позже.

Логично будет предположить, что найдя корень страха, мы сможем от него избавиться. Именно так и поступают борцы с фобиями. Они ищут корни, но постоянно натыкаются на рационализации. Но уже не больного, а свои собственные.

Причины фобий

Фрейд, для подтверждения свой теории наблюдал мальчика 4-х лет по имени Ганс. У него был ярко выраженный страх перед лошадьми. Во время исследования Фрейд узнал, что несколькими месяцами ранее в семье произошёл некий инцидент... Маленький Ганс начал проявлять чувства сексуального характера к своей матери. И на его просьбу прикоснуться к половому члену, мать резко отреагировала, сказав, что если такое повториться, она его отрежет.

фобии12

Именно после этого инцидента поведение мальчика изменилось, у него появилась фобия. Фрейд решил, что Ганс настолько близко воспринял угрозу матери, что подсознательно начал бояться того, что об этом узнает отец, и уж он-то точно приведёт в действие угрозу. А отец у мальчика ассоциировался с лошадьми. Из этого Фрейд сделал логическое заключение, что страх перед лошадьми есть лишь проекция страха перед отцовским наказанием. Правда в описании этого случая не говорится, на основе каких данных Фрейд выявил эту ассоциацию.

У бихейвористов есть своя теория появления фобий. Они считают, что фобии и страхи приобретаются подобно условным рефлексам. Так, два, одновременно происходящих процесса, вызывают одинаковую реакцию. В подтверждение своей теории они выдвигают другой случай из практики.

В начале 20-го века у бихейвористов наблюдалась молодая женщина, которая испытывала страх перед текущей водой. В ходе обследования выяснилось, что в детстве произошёл случай, очень напугавший её. В походе по горам она застряла между двумя камнями, и очень долго не могла выбраться из западни. Всё то время, что она пыталась освободиться, её страх нарастал, и когда её нашли, она уже была в паническом состоянии. Недалеко от того места, где инцидент произошёл, протекала речка, и маленькая девочка постоянно слышала звук текущей воды в то время, как её жизнь находилась под угрозой. Таким образов два события, происходившие одновременно, начали впоследствии вызывать у неё одинаковую реакцию — страх.

Хотя и бихейвористы, и Фрейд считали, что они выявили механизм формирования страхов, на самом деле они лишь выявили механизм переноса этого страха. И, так и не смогли ответить на вопрос – ПОЧЕМУ? Почему эти механизмы работают? Почему они работают не всегда, и не со всеми людьми?

Для подтверждения теории бихейвористов, был проведён эксперимент – это была точная проекция некогда проведённого эксперимента самими ранними бихейвористами. Они брали испытуемого и своего помощника. Включали звуки сирены, и помощник начинал имитировать движения человека, которого бьёт ток. Спустя некоторое время у испытуемого, наблюдавшего эту картину, выработался страх перед звуками сирены.

Тот же самый эксперимент был проведён в зале, полном людьми. Зал наблюдал за помощником, включалась сирена, помощник имитировал колебания тела и вопли, но спустя некоторое время не все испытуемые начали испытывать страх при звуках сирены.
Объяснение этому найдено не было до сих пор. Но системно-векторная психология Юрия Бурлана его даёт.

фобии13

Чего не учли бихейвористы?

Иррациональные фобии, страхи, не поддающиеся логическим объяснениям, свойственны людям со зрительным вектором. Таковых всего порядка 5% от общей массы людей. Они выносят эти страхи из детства и легко их приобретают во взрослом возрасте, при условии отсутствия реализации зрительного вектора. Тот, один единственный удачный испытуемый, наверняка был наделён зрительным вектором, если смог приобрести страх, глядя на муки человека, которого якобы пробивает током при звуке сирены. Зрительники - эмпаты по своей природе. Они способны чувствовать чужую боль почти на физическом уровне. Поэтому эксперимент был очень удачно подобран. Когда же тот же самый эксперимент проводился в зале, полном людей, он не дал былого эффекта лишь по одной причине – не все присутствующие были зрительниками.

Фрейд же, нащупав верную дорожку, свернул с неё. Зрительные фобии действительно являются следствием переноса внутреннего, неосознанного страха. Вот только страх этот всегда один – это страх смерти. И мы, зрительники, научаемся его выталкивать наружу, в любовь и сострадание, или не научаемся этого делать.

Выталкивание страха происходит постепенно. Сначала мы создаём эмоциональную связь со своими родителями, особенно с матерью. Это помогает нам развивать свою чувственность. А вот резкие эмоциональные потрясения нарушают это развитие, препятствуют ему. И действительно, угроза матери могла стать причиной возникновения фобии Ганса, но вовсе не в том качестве, в котором её представлял Фрейд.

Маленький Ганс вовсе не боялся кастрации, ему был нанесён эмоциональный удар, который и стал камнем преткновения на пути к развитию в верном направлении. Он потерял чувство защищённости, которым обеспечивают родители каждого ребёнка. И это стало причиной возрождения внутренних страхов, которые до тех пор были вытолкнуты наружу в любовь, в сильную эмоциональную связь с матерью.

фобии14

Не понимая корень страха, все, кто изучал фобии, натыкались только на рационализации – ошибочные причины. Потому и лечение фобий никогда не давало ожидаемого эффекта. Хотя, конечно, некоторые результаты были, но о них чуть позже.
продолжение следует...

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Автор: Алена Николаева




@темы: Психология, психотерапия