Пробуждение жизни - Waking Life


Режиссёр: Ричард Линклейтер (Richard Linklater)В ролях: Тревор Джек Брукс, Лорелей Линклейтер, Уилли Уиггинс, Гловер Гилл, Лара Хикс, Эмс Асбелл, Ли Махони, Сара Нельсон, Джанин Эттевей, Эрик Гростич

Фильм Waking Life и жанр «воздушные мытарства»

Фильм Waking Life и жанр «воздушные мытарства»

В художественной литературе есть один довольно редкий жанр: повествование про «воздушные мытарства». Устроен этот жанр хитро: тот, кто читает рассказ, роман, пьесу или смотрит фильм (как в данном случае) никогда сразу не понимает, что эта вся бодяга, не про жизнь «Вани Иванова в городе Париже», а — про посмертные мытарства души Вани Иванова в неведомых и страшных квази-пространствах, которые находятся уже совсем не на земле. Жутко-то как становится, когда ты это вдруг понимаешь...

Оно так и задумано. «Настоящие воздушные мытарства» выглядят (по мнению богословов и мистиков) тоже именно вот так — никто не понимает, «что с ним происходит на самом деле», пока реальный мир вокруг него не начинает сбоить, таять, распадаться на куски, как намоченные картонные декорации... как и положено тому, что не существует Нигде и сделано из Ничего.

Воздушные мытарства

Начнём сначала. Что же такое эти «воздушные мытарства»?

«Воздушные мытарства» — это посмертные мытарства души умершего человека.

Это — короткий промежуток пути и времени, который душа только что умершего человека проходит по дороге к Небу, на свой индивидуальный Суд. Но на этом «коротком промежутке пространства и времени» душа может «застрять» в своих страданиях или страстях, и тогда она как будто бы «застревает в лифте». Только лифт этот — Нигде. Оттого и называется эта история — мытарства...

В чём пафос жанра?

Как говорят мистики, человек при жизни настолько привыкает к... суетливой жизни, к её рутинной стороне, настолько верит в её реальность, что умирая, всё ещё по инерции «продолжает как бы жить». По мнению мистиков и богословов, внезапно умершему человеку достаточно долго ещё кажется, что он продолжает свою каждодневную рутину. Примерно так, выключенный «накалившийся» электроприбор ещё долго светит во тьме неясным светом.

Что же создаёт, что ткёт эту... иллюзию продолжения «жизни»?

А сама «Иллюзия» и ткёт! Майя — «покрывало иллюзии», морок. Морок, из которого создан видимый нами мир. Майя — это термин восточный, пришёл к нам из Индии, из Вед, из индуизма. Но и в западной культуре тоже есть прозрения о неистинной природе видимого мира, мира, который мы «легко» воспринимаем!

Формула барокко: «Жизнь есть сон»

На Западе этот индийский «морок» называется простым словом — сон. Философия культуры барокко прямо учит: «Жизнь есть сон». Из чего сотканы сны? Из «ничего». Только в случае с нашим миром это «ничего» умеет обретать на какое-то время плотность. Но плотность эта — тоже кажущаяся...

"Магический реализм" и воздушные мытарства

Кто писал художественные тексты про воздушные мытарства? Писали их редко, но метко – всю историю существования художественной литературы. Но когда о себе заявил такой новый жанр как "магический реализм", о воздушных мытарствах стали писать практически все. Эта тема стала довольно модной, но от этого не испортилась.

Магический реализм "затеяли" "великие латиноамериканцы" – Борхес, Маркес, Кортасар. Хотя ещё до них – великий и тихий гений британской литературы Эдвард Морган Форстер создавал себе произведения в этом стиле, и даже в жанре "воздушные мытарства", но остался замеченным лишь эстетами – гурманами жанра...

А потом пошёл абсолютный бум: Павич, Пелевин. Все они – индивидуальности, все не похожи один на другого, все – где-то хороши, где-то – не очень. Нормальные писатели.

Единственное, что отличает их всех от писателей "обычных", так это любовь к жанру "воздушные мытарства". Они сделали его визитной карточкой литературы конца ХХ века.

Вот список наиболее значимых произведений, созданных в жанре "воздушные мытарства" (далеко неполный):

  • к\ф Алехандро Аменабара "Другие", (в гл.роли – Николь Кидман),
  • роман Робера Мерля "Мадрапур",
  • рассказы Виктора Пелевина "Вести из Непала", "Фокус-группа".

Мытарство празднословия и фильм Waking Life

В православном каноне есть даже «Порядок мытарств», который открывается первым мытарством, мытарством №1. Оно называется: «Мытарство празднословия».

Собственно говоря, герой сложно-анимационного фильма Waking Life застрял именно на нём и больше никуда не двинулся.

Сюжет прост: Молодой парень студенческого вида всё время разговаривает с какими-то всё новыми и новыми людьми (или слушает разговоры других людей). Все они отчаянно умничают и гримасничают, как это умеют делать только гуманитарии с очень большим апломбом или звёзды рэпа.

Каждое утро он просыпается, выходит на улицу и всё начинается по новой – разговоры, разговоры, разговоры...

А потом парень вдруг понимает, что каждый раз он просыпается не в реальность, а в новый сон... Что он ни разу ещё не проснулся по настоящему! И все эти люди, которые с ним говорят... кто они?

Модный и стильный фильм Waking Life очень любят смотреть в студенческих киноклубах с пометой "психологические". Этот фильм очень любят психологи, философы. Особенно те, кто как раз "держит" или регулярно посещает те самые – дискуссионные клубы с просмотром кинокартин.

Но вот, что смешно. Ни разу. Ни один человек на моей памяти. Ни один автор ни одной рецензии. Комментария. На этот фильм. Не понял и не догадался:

Главный герой фильма Waking Life... у-мер. То, что показано в фильме – есть история посмертных мытарств его души. И она не может выбраться в небо, потому что как птица в проводах, запуталась в вашем псевдоинтеллектуальном бла-бла-бла...

Просмотр фильма в психологическом клубе закончился. Страшное пробуждение... в сон

Вся полемика, которая разворачивается вокруг фильма после его просмотра, до чёртиков напоминает сам фильм (как будто бы он и не думал кончаться!)

Те же "гуманитарии с очень большим апломбом или звёзды рэпа", мгновенно кидаются в обсуждение кинокартины, подражая тем же гримасам, которые они видели пять минут назад на экране.

Примерно так, выключенный «накалившийся» электроприбор ещё долго светит во тьме неясным светом....

***

В художественной литературе есть один довольно редкий жанр: повествование про «воздушные мытарства». Устроен этот жанр хитро: тот, кто читает рассказ, роман, пьесу или смотрит фильм (как в данном случае) никогда сразу не понимает...

Жутко-то как становится, когда ты это вдруг понимаешь...

Насильно завербованный на фабрику мыслей,

я отказался служить.

Насильно мобилизованный в армию мыслей,

я отказался служить.

Я отказываюсь понимать их мысли,

их помыслы, их мыслишки.

У меня иная мысль

Мысль иная -

любить, кого сам выбираю

и делать, что сам понимаю.

А всё-таки герой фильма, молодой студент, сумел вернуться в то незагаженное ДИСКУРСОМ место своей биографии, откуда он легко взмыл в небо...

Елена Назаренко





@темы: Непознанное, Искусство, Загадки человека, Друзья на yandex.ru, ya.ru:author:135512978, ya.ru:text, Видео