12 ДЕКАБРЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ФЛОБЕРА
"Всю ночь светилось единственное окно в кабинете Флобера.Свет в окне был таким постоянным, что капитаны морских пароходов, подымавшихся по Сене из Гавра в Руан, ориентировались по окну Флобера..."-Константин Паустовский
Французский писатель, которого часто называют творцом современного романа, родился 12 декабря 1821 года в Руане, где его отец был главным врачом одной из местных больниц.
В 1840 году Флобер, успешно сдав экзамены в руанском лицее, стал бакалавром. Потом учится на юридическом факультете в Париже. Он уже очень начитан и чем дальше, тем больше подпадает под магию художественного творчества, .
Если не считать путешествий Флобера и его поездок в Руан и Париж, он тридцать лет жил, работая, в усадьбе Круассе с матерью и племянницей. В облике Густава Флобера почти легендарны черты героической самоотверженности в творческом труде, преданности призванию. Прикованный к столу страстной жаждой совершенства, он с небывалым упорством добивался точного выражения мысли и чувства, выбирая незаменимые и полнозвучные слова. Освещенное до поздней ночи окно в Круассе стало маяком и для речных судов на Сене, и для французской литературы.
Работал он по 10-15 часов в сутки (случалось и больше, почти никогда - меньше). "Он ложился в четыре утра, а с десяти, сам этому удивляясь, уже опять сидел за письменным столом", "...однажды он просидел... 38 часов подряд и дошел до такого изнеможения, что когда попытался за обедом налить себе стакан вина, то оказался даже не в силах поднять графин" (Э. и Ж. Гонкуры).
Моряки, плавающие по Сене, пользовались его окном, как маяком - там всегда горел свет.
Добросовестность Флобера стала притчей во языцех еще при жизни писателя. Он терпеть не мог приблизительности ни в слове, ни в факте. Прочитать 10 томов, чтобы написать 10 страниц - это было в порядке вещей. Описание смерти Эммы Бовари потребовало едва ли не целой медицинской библиотеки. . А после работы над историческим романом "Саламбо" он был способен разговаривать на равных, и разговаривал, и спорил, с крупнейшими историками века. Собирая материалы для "Воспитания чувств", он не удовлетворился печатными источниками - даром, что целую зиму просидел в парижских читальнях, а буквально атакует Жорж Санд просьбами прислать подробные воспоминания о событиях 1848 года.
Если надо было описать какую-нибудь местность, он сам отправлялся туда. (Хорошо, когда то было во Франции, случалось, что и в Африке).
А сколько времени, мук, сил уходило на поиски нужного, единственного слова!
Работал он чрезвычайно медленно. "На прошлой неделе я пять дней просидел над одной страницей!"; "Я уже два дня бьюсь над одним абзацем"; "Вчера 10 часов подряд просидел над тремя строчками и не сделал их". Такими признаниями полны письма Флобера.
Он совершенствовал свой стиль с предельным вниманием, отвлекаясь лишь на профессиональные беседы с братьями Гонкурами, И. Тэном, Э. Золя, Г. Мопассаном и И. С. Тургеневым. Даже его прославленный любовный роман связан с поэтессой Луизой Коле, и в их обширной переписке главной
темой были литературные проблемы.
Флобер был воспитан на творениях Ф. Шатобриана и В. Гюго и тяготел к романтическому способу изображения. Всю свою жизнь он стремился подавить в себе лирико-романтическое начало ради максимально объективного изображения повседневной реальности. Рано начав писать, он вскоре осознал в себе конфликт между поставленной целью и склонностями своей натуры. Первый из его опубликованных романов - "Госпожа Бовари" (1857).
" Во время работы над этим бессмертным романом Флобер писал: "Изобразить сцепление чувств адски трудно, между тем в этом вся сущность романа". Он обращается главным образом к чувствам имитирующим романтическое мировоззрение, которое считает выражением слабости. В своих произведениях особый драматизм слабости - на всех уровнях: от эмоционального и психологического до социального и политического, - допускающий вместо интенсивности силовых линий интенсивность гротеска и укрупнения. В этом драматизме, вялом, лишенном борьбы, но мучительном для людей, нет динамичности. Флобер и мечтал написать книгу без сюжета, вовсе не нуждающуюся в сцеплениях. Этим объясняется постоянная его забота о сцеплении текста ритмом и интонацией. Замысел "Госпожи Бовари" вырос из желания, как сказал Флобер, "воссоздать серый цвет заплесневелого существования мокриц" - цвет "посредственности" эпохи и мещанского драматизма слабости. "Я всматриваюсь в плесень, покрывающую душу,"- писал автор "Бовари". "Посредственность" играет роль Рока в этой драме. Против жизни цвета плесени по-своему восстает Эмма Бовари (как и автор романа - по-своему). Это возвышает Эмму над средой. Вот почему Бодлер в статье о романе назвал ее образ "героическим". Но сквозное действие Эммы двусмысленно-гротескно, трагическая ирония в том, что ее "бунт", ее протест - того же цвета посредственности и пошлости, как и отвергаемый ею мещанский образ жизни.
Удивительно в романе искусство Флобера гармонично выразить многое скупо отобранными деталями. "Деталь - ужасная штука... Ожерелье состоит из жемчужин, но держится оно на нитке..." В "Госпоже Бовари" "нитка" - тема "посредственности" эпохи, чувств Эммы. "Посредственность" богачей в замке Вобьесар, в сущности, обрисована одной фразой, которая восхваляла толщину колон в соборе святого Петра. Фраза в духе "Словаря прописных истин" - штампов мещанского мышления, который Флобер составлял почти всю жизнь. Там же Эмма видит, как кавалер тайком передает даме записку - вот оно перед нею очарование соблазна! Как будет жаждать его она после этого! Как будет она жалеть, что "упустила" Леона, уехавшего заканчивать образование. Именно такой емкости лаконизма учились у Флобера А.Франс и Мопассан.
Великое творение литературы, "Госпожа Бовари" обозначила поворотный пункт в развитии современного романа.
.
Его первый роман, "Госпожа Бовари", появился, когда ему было тридцать пять.
Книга вышла в свет, и автор оказался на скамье подсудимых: "за оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов". Флобер работал над каждым предложением в поисках знаменитого "правильного слова". Его интерес к форме романа, успешно реализованный в уникальной структуре "Госпожи Бовари", оказал сильнейшее влияние на последующих писателей, поставивших своей целью создание новых форм и технических приемов - Г. Джеймса, Дж. Конрада, Дж. Джойса, М. Пруста и многих других. утешение доставлял ему также Ги де Мопассан, сын одной из его подруг детства; Флобер заботился о развитии его молодого таланта и был для него строгим и внимательным учителем.
Он не увлекался ни коллекционированием, ни охотой, ни рыбной ловлей, но одно "хобби", одна "коллекция" у него все-таки была - коллекция человеческой глупости. Он собирал вырезки из газет, деловые бумаги, различные документы - свидетельства глупости и пошлости. Любой новый "экспонат" веселил его безмерно, он мог говорить о нем неделями, сообщал о находке всем, с кем общался и переписывался.
Еще в 1863 году Флобер задумал сатирический роман-притчу. "Бувар и Пекюше". Работу над этим романом и прервала внезапная смерть. "Он пал, словно солдат на поле брани» написал обозреватель еженедельника "Иллюстрированный мир" о великом художнике словесности.
Высказывания Флобера
- Сам Вольтер сказал: << Если бы не было бога, его следовало бы выдумать
-. Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит.Вот почему настоящее ускользает от нас.
-Богатство заменяет все, даже уважение.
-Все, что прекрасно, - нравственно.
-Без идеи не может быть ничего великого! Без великого не может быть ничего прекрасного!
- Всякая душа измеряется огромностью своего стремления.
- Когда состаришься, привычки становятся тиранами.
- Люблю любить, люблю ненавидеть.
- Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас.
- Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем — вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны.
- Весь прогресс, на который можно надеяться, — это сделать людей несколько менее злыми.
- Раскаиваться хорошо, но не делать зла еще лучше.
- Тему не выбирают. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя.
- Нельзя жить одним вдохновением. Пегас чаще идет шагом, чем скачет галопом. Весь талант в том, чтобы заставить его идти нужным тебе аллюром.
В 1890 году ему поставлен в Руане памятник, работы известного скульптора Шапю.
.
Романы:
1856 - Госпожа Бовари (Мадам Бовари)
1859 - Воспитание чувств
1862 - Саламбо
1881 - Бувар и Пекюше (неоконченный)
1874 - Искушение Святого Антония (философская драма)
1877 - Три повести ("Простое сердце" (Простая душа), "Легенда о Святом Юлиане Странноприимце", "Иродиада"
Несколько малоудачных и малоизвестных пьес.
1887 - 1893 - Письма
xsp.ru/psychosophy/pub/outpub.p...
livelib.ru/author/322

"Всю ночь светилось единственное окно в кабинете Флобера.Свет в окне был таким постоянным, что капитаны морских пароходов, подымавшихся по Сене из Гавра в Руан, ориентировались по окну Флобера..."-Константин Паустовский
Французский писатель, которого часто называют творцом современного романа, родился 12 декабря 1821 года в Руане, где его отец был главным врачом одной из местных больниц.

В 1840 году Флобер, успешно сдав экзамены в руанском лицее, стал бакалавром. Потом учится на юридическом факультете в Париже. Он уже очень начитан и чем дальше, тем больше подпадает под магию художественного творчества, .
Если не считать путешествий Флобера и его поездок в Руан и Париж, он тридцать лет жил, работая, в усадьбе Круассе с матерью и племянницей. В облике Густава Флобера почти легендарны черты героической самоотверженности в творческом труде, преданности призванию. Прикованный к столу страстной жаждой совершенства, он с небывалым упорством добивался точного выражения мысли и чувства, выбирая незаменимые и полнозвучные слова. Освещенное до поздней ночи окно в Круассе стало маяком и для речных судов на Сене, и для французской литературы.
Работал он по 10-15 часов в сутки (случалось и больше, почти никогда - меньше). "Он ложился в четыре утра, а с десяти, сам этому удивляясь, уже опять сидел за письменным столом", "...однажды он просидел... 38 часов подряд и дошел до такого изнеможения, что когда попытался за обедом налить себе стакан вина, то оказался даже не в силах поднять графин" (Э. и Ж. Гонкуры).
Моряки, плавающие по Сене, пользовались его окном, как маяком - там всегда горел свет.
Добросовестность Флобера стала притчей во языцех еще при жизни писателя. Он терпеть не мог приблизительности ни в слове, ни в факте. Прочитать 10 томов, чтобы написать 10 страниц - это было в порядке вещей. Описание смерти Эммы Бовари потребовало едва ли не целой медицинской библиотеки. . А после работы над историческим романом "Саламбо" он был способен разговаривать на равных, и разговаривал, и спорил, с крупнейшими историками века. Собирая материалы для "Воспитания чувств", он не удовлетворился печатными источниками - даром, что целую зиму просидел в парижских читальнях, а буквально атакует Жорж Санд просьбами прислать подробные воспоминания о событиях 1848 года.
Если надо было описать какую-нибудь местность, он сам отправлялся туда. (Хорошо, когда то было во Франции, случалось, что и в Африке).
А сколько времени, мук, сил уходило на поиски нужного, единственного слова!
Работал он чрезвычайно медленно. "На прошлой неделе я пять дней просидел над одной страницей!"; "Я уже два дня бьюсь над одним абзацем"; "Вчера 10 часов подряд просидел над тремя строчками и не сделал их". Такими признаниями полны письма Флобера.
Он совершенствовал свой стиль с предельным вниманием, отвлекаясь лишь на профессиональные беседы с братьями Гонкурами, И. Тэном, Э. Золя, Г. Мопассаном и И. С. Тургеневым. Даже его прославленный любовный роман связан с поэтессой Луизой Коле, и в их обширной переписке главной
темой были литературные проблемы.
Флобер был воспитан на творениях Ф. Шатобриана и В. Гюго и тяготел к романтическому способу изображения. Всю свою жизнь он стремился подавить в себе лирико-романтическое начало ради максимально объективного изображения повседневной реальности. Рано начав писать, он вскоре осознал в себе конфликт между поставленной целью и склонностями своей натуры. Первый из его опубликованных романов - "Госпожа Бовари" (1857).

" Во время работы над этим бессмертным романом Флобер писал: "Изобразить сцепление чувств адски трудно, между тем в этом вся сущность романа". Он обращается главным образом к чувствам имитирующим романтическое мировоззрение, которое считает выражением слабости. В своих произведениях особый драматизм слабости - на всех уровнях: от эмоционального и психологического до социального и политического, - допускающий вместо интенсивности силовых линий интенсивность гротеска и укрупнения. В этом драматизме, вялом, лишенном борьбы, но мучительном для людей, нет динамичности. Флобер и мечтал написать книгу без сюжета, вовсе не нуждающуюся в сцеплениях. Этим объясняется постоянная его забота о сцеплении текста ритмом и интонацией. Замысел "Госпожи Бовари" вырос из желания, как сказал Флобер, "воссоздать серый цвет заплесневелого существования мокриц" - цвет "посредственности" эпохи и мещанского драматизма слабости. "Я всматриваюсь в плесень, покрывающую душу,"- писал автор "Бовари". "Посредственность" играет роль Рока в этой драме. Против жизни цвета плесени по-своему восстает Эмма Бовари (как и автор романа - по-своему). Это возвышает Эмму над средой. Вот почему Бодлер в статье о романе назвал ее образ "героическим". Но сквозное действие Эммы двусмысленно-гротескно, трагическая ирония в том, что ее "бунт", ее протест - того же цвета посредственности и пошлости, как и отвергаемый ею мещанский образ жизни.
Удивительно в романе искусство Флобера гармонично выразить многое скупо отобранными деталями. "Деталь - ужасная штука... Ожерелье состоит из жемчужин, но держится оно на нитке..." В "Госпоже Бовари" "нитка" - тема "посредственности" эпохи, чувств Эммы. "Посредственность" богачей в замке Вобьесар, в сущности, обрисована одной фразой, которая восхваляла толщину колон в соборе святого Петра. Фраза в духе "Словаря прописных истин" - штампов мещанского мышления, который Флобер составлял почти всю жизнь. Там же Эмма видит, как кавалер тайком передает даме записку - вот оно перед нею очарование соблазна! Как будет жаждать его она после этого! Как будет она жалеть, что "упустила" Леона, уехавшего заканчивать образование. Именно такой емкости лаконизма учились у Флобера А.Франс и Мопассан.
Великое творение литературы, "Госпожа Бовари" обозначила поворотный пункт в развитии современного романа.
.

Его первый роман, "Госпожа Бовари", появился, когда ему было тридцать пять.
Книга вышла в свет, и автор оказался на скамье подсудимых: "за оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов". Флобер работал над каждым предложением в поисках знаменитого "правильного слова". Его интерес к форме романа, успешно реализованный в уникальной структуре "Госпожи Бовари", оказал сильнейшее влияние на последующих писателей, поставивших своей целью создание новых форм и технических приемов - Г. Джеймса, Дж. Конрада, Дж. Джойса, М. Пруста и многих других. утешение доставлял ему также Ги де Мопассан, сын одной из его подруг детства; Флобер заботился о развитии его молодого таланта и был для него строгим и внимательным учителем.
Он не увлекался ни коллекционированием, ни охотой, ни рыбной ловлей, но одно "хобби", одна "коллекция" у него все-таки была - коллекция человеческой глупости. Он собирал вырезки из газет, деловые бумаги, различные документы - свидетельства глупости и пошлости. Любой новый "экспонат" веселил его безмерно, он мог говорить о нем неделями, сообщал о находке всем, с кем общался и переписывался.
Еще в 1863 году Флобер задумал сатирический роман-притчу. "Бувар и Пекюше". Работу над этим романом и прервала внезапная смерть. "Он пал, словно солдат на поле брани» написал обозреватель еженедельника "Иллюстрированный мир" о великом художнике словесности.
Высказывания Флобера
- Сам Вольтер сказал: << Если бы не было бога, его следовало бы выдумать
-. Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит.Вот почему настоящее ускользает от нас.
-Богатство заменяет все, даже уважение.
-Все, что прекрасно, - нравственно.
-Без идеи не может быть ничего великого! Без великого не может быть ничего прекрасного!
- Всякая душа измеряется огромностью своего стремления.
- Когда состаришься, привычки становятся тиранами.
- Люблю любить, люблю ненавидеть.
- Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас.
- Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем — вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны.
- Весь прогресс, на который можно надеяться, — это сделать людей несколько менее злыми.
- Раскаиваться хорошо, но не делать зла еще лучше.
- Тему не выбирают. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя.
- Нельзя жить одним вдохновением. Пегас чаще идет шагом, чем скачет галопом. Весь талант в том, чтобы заставить его идти нужным тебе аллюром.
В 1890 году ему поставлен в Руане памятник, работы известного скульптора Шапю.
.

Романы:
1856 - Госпожа Бовари (Мадам Бовари)
1859 - Воспитание чувств
1862 - Саламбо
1881 - Бувар и Пекюше (неоконченный)
1874 - Искушение Святого Антония (философская драма)
1877 - Три повести ("Простое сердце" (Простая душа), "Легенда о Святом Юлиане Странноприимце", "Иродиада"

Несколько малоудачных и малоизвестных пьес.
1887 - 1893 - Письма
xsp.ru/psychosophy/pub/outpub.p...
livelib.ru/author/322