«ЧТО есть Истина?» — спросил Пилат Того, Кто, если
заявления христианской церкви хотя бы приблизительно правильны, должен
был знать это. Но Он молчал. И правда, которую Он не разгласил, осталась
нераскрытой для Его позднейших последователей, также как и для римского
наместника. Молчание Иисуса, однако, в этом и других случаях, не мешает
Его современным последователям действовать так, словно они узнали саму
высшую и абсолютную Истину; а также игнорировать то, что им даны только
те Слова Мудрости, что содержат лишь часть истины, скрытой в притчах и
туманных, хотя и прекрасных, поговорках1.
Подобная политика постепенно вела к догматизму и чрезмерным
притязаниям. Догматизму в церквах, догматизму в науке, догматизму во
всем. Возможные истины, смутно понятые в мире абстракций, подобно
выведенным из наблюдений и эксперимента в мире материи, навязываются
толпам профанов, слишком занятым, чтобы думать самостоятельно, под видом
Божественного откровения и Научного авторитета. Но со времен Сократа и Пилата до нашего века всеобщего отрицания стоит все тот же вопрос: находится ли такая вещь, как абсолютная истина,
в руках какой-либо группы или человека. Резонен ответ: «этого не может
быть». Абсолютная истина не может быть отнесена к какому бы то ни было
объекту в мире столь ограниченном и обусловленном, как человек сам по
себе. Но есть относительные истины, и мы должны извлечь из них все
возможное.

В каждом веке были Мудрецы, которые, овладев абсолютными истинами,
тем не менее могли учить лишь относительным. Ибо никому еще, рожденному
смертной женщиной в нашей расе, не приходилось, да и не под силу было
бы, открыть целую и конечную истину другому человеку, так как каждый из
нас должен найти это (для него) конечное знание в себе. Поскольку не
может быть двух абсолютно одинаковых сознаний, каждое должно получить
высшее озарение через себя самое, соответственно своей способности <к
этому>, но не через чисто человеческое видение <восприятие,
зрение>. Величайший из существующих адептов может открыть Вселенскую
Истину лишь настолько, насколько ум того, кому он пытается выразить ее,
может вместить, и не более. .......
Е. П. Блаватская
заявления христианской церкви хотя бы приблизительно правильны, должен
был знать это. Но Он молчал. И правда, которую Он не разгласил, осталась
нераскрытой для Его позднейших последователей, также как и для римского
наместника. Молчание Иисуса, однако, в этом и других случаях, не мешает
Его современным последователям действовать так, словно они узнали саму
высшую и абсолютную Истину; а также игнорировать то, что им даны только
те Слова Мудрости, что содержат лишь часть истины, скрытой в притчах и
туманных, хотя и прекрасных, поговорках1.
Подобная политика постепенно вела к догматизму и чрезмерным
притязаниям. Догматизму в церквах, догматизму в науке, догматизму во
всем. Возможные истины, смутно понятые в мире абстракций, подобно
выведенным из наблюдений и эксперимента в мире материи, навязываются
толпам профанов, слишком занятым, чтобы думать самостоятельно, под видом
Божественного откровения и Научного авторитета. Но со времен Сократа и Пилата до нашего века всеобщего отрицания стоит все тот же вопрос: находится ли такая вещь, как абсолютная истина,
в руках какой-либо группы или человека. Резонен ответ: «этого не может
быть». Абсолютная истина не может быть отнесена к какому бы то ни было
объекту в мире столь ограниченном и обусловленном, как человек сам по
себе. Но есть относительные истины, и мы должны извлечь из них все
возможное.

Е.П.Блаватская
В каждом веке были Мудрецы, которые, овладев абсолютными истинами,
тем не менее могли учить лишь относительным. Ибо никому еще, рожденному
смертной женщиной в нашей расе, не приходилось, да и не под силу было
бы, открыть целую и конечную истину другому человеку, так как каждый из
нас должен найти это (для него) конечное знание в себе. Поскольку не
может быть двух абсолютно одинаковых сознаний, каждое должно получить
высшее озарение через себя самое, соответственно своей способности <к
этому>, но не через чисто человеческое видение <восприятие,
зрение>. Величайший из существующих адептов может открыть Вселенскую
Истину лишь настолько, насколько ум того, кому он пытается выразить ее,
может вместить, и не более. .......
Е. П. Блаватская