Среди славной когорты зодчих, создавших облик Санкт -Петербурга, особое место занимает итальянец Франческо Бартоломео Растрелли (1700 - 1771). Прибыв в Петербург учеником своего отца, Растрелли достиг всех возможных для архитектора почестей и умер отставленный от дел и в скромном достатке.
Франческо Бартоломео родился в Париже в 1700 году в семье архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Дела у Бартоломео Карло шли не очень хорошо - заказов было мало, поэтому в конце 1715 года он принял предложение от российского посла поехать на три года на службу к Петру І в Россию. B феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург с сыном - своим ближайшим помощником. Скульптор оказался на огромной стройке новой столицы - нигде в мире не было в ту пору строительства, схожего по масштабам и смелости замысла. Первый заказ - создание парка с каналами и водяными каскадами на мызе "Стрельна". Модель дворца отец поручает сделать сыну - так начался творческий путь великого архитектора на российской земле..

«Дворец молдавского господаря, князя Димитрия Кантемирa.»
Становлению таланта архитектора способствовали целеустремленность и увлеченность работой, так и общение - в дом на Первой Береговой улице заходили Михаил Земцов, Доменико Трезини, Гаэтано Клавери, прославившийся позже работой при дворе в Дрездене. Первая работа зодчего - дворец молдавского господаря Антиоха Кантемира на Миллионной улице. (1721 - 1727 год). Между 1727 и 1730 годами архитектор работает в Москве, где создает проект каменного Дома с садом для князя Ивана Долгорукого и проект нового Арсенала в Москве. В 1730 году Растрелли строит в Кремле для Императрицы Анны Иоанновны деревянный дворец, несколько позже перенесенный на берег Яузы. Весной 1732 года герцог Э - И Бирон поручил Растрелли построить на пустыре между Невским и Большой Морской [в Петербурге] вместительный манеж. Осенью 1734 года Бирон вновь призывает архитектора, чтобы возвести замок в Курляндии; дворец заложили 24 мая 1736 года.


«Дворец герцога Эрнста - Иоганна Бирона. Руэнталь, Латвия. (1736 - 1740 год.)»
Архитектор не заимствует приемы предшественников и создает творение, ни на что не похожее. Руентальский дворец - создание ученика, становящегося мастером.. После переворота 1740 года Б - Х. Миниха в пользу Анны Леопольдовны, матери Иоанна VI, Растрелли приказано прекратить работы в Курляндии и явиться в Петербург. Миних - первый министр - поручил архитектору построить для правительницы дворец в Летнем саду. В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил проект, и в июне того же года в торжественной обстановке состоялась закладка дворца. В ноябре 1741 года произошел переворот, который привел на трон дочь Петра I Елизавету.
В первые два месяца царствования об Растрелли не вспоминали, затем потребовали объяснений - почему он числится обер-архитектором. В добавление к неприятностям последовал устный указ - заказов итальянцу не давать. В неопределенности прошло два года и после смерти М.Земцова весной 1744 года Елизавета поручает Растрелли завершить отделку Летнего дворца, а через несколько месяцев - продолжить строительство Аничкова дворца, начатого Земцовым. Кроме того, Императрица прибавляет ему к жалованью триста рублей (теперь оно составляет полторы тысячи рублей) Так Государыня оценила создание собственного дома выстроенного специально для нее. В 1797 году Император Павел I повелел на месте этого дворца возвести для себя Михайловский замок.

Фонтан "Оранжерейный" в нижнем парке Петергофа, 1930 года.
В работе Растрелли требователен к себе и к своим помощникам, особой жалости к людям у архитектора видимо, не было. Единственный критерий - быстрота и качество исполнения дела. С честолюбивым и вспыльчивым Обер - архитектором, вероятно, было не легко работать, но до сего дня в архивах не обнаружено ни одной жалобы, ни одного расследования склоки или ссоры. Чрезвычайно активный - он параллельно вел несколько дел. Вот, например, перечень работ за 1748 год - проект и чертежи Петергофского дворца; проект Смольного монастыря; строительство дворца в подмосковном селе Перово, проекты Андреевского собора в Киеве, завершение Аничкова дворца, проект убранства его покоев; проект иконостаса Преображенского собора Петербурга, украшения столов императорских обедов, строительство дворца гофмаршала Д.А.Шепелева. Иногда загруженность приводила к просчетам - например при строительстве храма св. Андрея Первозванного в Киеве. (1744 -1752).
В 1749 году Императрица Елизавета издает указ о строительстве Смольного монастыря в Петербурге и поручает его Растрелли. План собора в виде квадрата и внутреннее пространство четко и легко обозримо - в нем нет эффектов итальянских храмов эпохи барокко. В 1757 году строительство (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной. Еще одно значительное произведение архитектора - ротонда собора Воскресенского монастыря («Новый Иерусалим»). Сохранив ротонду из трех аркад, поставленных одна на другую, и высокого шатра - Растрелли прорезал купол по всей окружности тремя ярусами «мансардных» окон, так что вся поверхность высокого шатра усеяна оконными выступами.

«Ф.А.Алексеев: Кувуклия в Ново- Иерусалимском монатыре. »
В декабре 1745 года Растрелли получает распоряжение о переделке Верхних палат в Петергофе. После поездки в Петергоф Растрелли представил царице проект, где предлагает построить каменные флигели с галереями. Окончательно проект утвержден 7 апреля 1747 года. Oсновные работы архитектор завершил через три года, на убранство интерьеров ушло еще пять лет и 15 июня 1752 года Елизавета Петровна устроила в обновленном дворце прием - гости были в восторге от внешнего и внутреннего убранства дворца. За сооружение дворца, которым Императрица осталась очень довольна - Растрелли не получил никакой награды. Исследователи это объясняют влиянием на Елизавету первого министра, Ивана Шувалова - он, как известно, был поклонником стиля рококо. Кроме того, создав в 1757 году Академию художеств, Шувалов не принял в ее члены обер-архитектора, что было несколько странным.
Работы в Царском Селе начались в 1748 году и первоначально заключались в переделках старого дворца. С 1752 года архитектор приступил к перестройке всего здания. В основу плана положен тип блока-галереи как и во дворце в Петергофе. Для Растрелли весьма характерна композиция в виде единого бъема, без выделения отдельных частей и центральной оси. - ритм фасада создают колонны, чередующихся с оконными проемами и фасады галерей превращаются в колоннаду, пронизанную светом.По масштабам и убранству Екатерининский дворец - один из самых замечательных дворцов мира.

«Александр Бенуа: Церковь большого дворца в Петергофе, 1918 год.»
16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового Зимнего дворца, однако прошло больше года, прежде чем окончательно утвердили проект: дворец строится на лугу, площадь перед дворцом окружала галерея. В июле 1754 года Елизавета издает указ о начале строительства, при этом Императрица рассчитывает срок в два года, Обер-архитектор оценивает строительство в пять лет, так оно в действительности и получилось. Осенью 1759 года здание дворца подвели под крышу и началась внешняя отделка. Эскизы простых украшений готовили помощники архитектора, более сложные - сам Растрелли. В конце 1760 года обер-архитектора одолевают болезни и неудачи - остановлено строительство Гостиного двора, начатое по его проекту в 1758 году. Формально это объяснялось нехваткой рабочих рук (одновременно строились Зимний дворец и Смольный монастырь). Истинная причина заключалась в неприятии купцами проекта Растрелли - постройка обходилась слишком дорого. 25 мая 1761 года, подписан указ о строительстве гостинного двора по проекту архитектора Валлен-Деламота. Для Растрелли это новость - им впервые так откровенно пренебрегли.
25 декабря 1761 года Елизавета скончалась и новый Император Петр III приказал отделать дворец к 6 апреля 1762 года; за небольшой промежуток времени отделали около ста комнат, театр, церковь и галерею. Дворец геометрически четок в плане и все четыре фасада, наружных и дворовых, решены в едином ключе. Mногочисленные колонны, фронтоны и наличники - насыщают фасад динамикой. Петр III оказался единственным Государем, кто наградил архитектора за труды - он пожаловал Растрелли звание генерал-майора и орден Св. Анны. 28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II и Растрелли перестали давать заказы, считая, его стиль немодным. Архитектор просит отпуск, и 10 августа 1762 года с семьей отправляется на родину - в Италию. Через год он возвращается с надеждой, вернуться к работе, но 23 октября 1763 года Екатерина II принимает прошение обер-архитектора Франческо де Растрелли об отставке с назначением пенсиона в тысячю рублей в год.

« Иорданская лестница в Императорском Зимнем дворце. »
В 1764 году Растрелли отправляется к старому покровителю в столицу Курляндии. Почти год он проработал в Митаве и Руентале, но сын герцога Петр вскоре отказался от услуг архитектора. Растрелли пробовал предложить свои услуги королю Фридриху II, однако дворцы не входили в планы практичного короля. 13 февраля 1767 года умерла жена - Растрелли прожил с ней вместе свыше тридцати лет. В феврале 1769 года Растрелли вновь отправляется в Италию - купить картины для продажи в Петербурге - так он мог существовать какое-то время без работы. Не известно, насколько удачной была эта акция, известно другое - прошение Растрелли о принятии в члены Императорской Академии художеств удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Растрелли умер.