Большим «дорожным указателем» для азиатских, в особенности для индийских, но также и для всех оккультистов белой расы, не пожелавших остаться всего лишь зрителями, является учение йоги. И хотя знания йоги выходят за любые рамки, она все же всецело принадлежит и к царству мистики, и к государству оккультизма. Создателем или, что будет справедливей, компилятором учения йоги считается индус по имени Патанджали, живший приблизительно 2500 лет тому назад.
В приписываемой ему книге «Афоризмы йога» в одном месте мы читаем:
«Сиддхи (оккультные волшебные силы) не могут быть названы врожденными, скорее уж приобретенными благодаря химическим средствам, повторению слов, умерщвлению плоти и концентрации». «Афоризмы йога» являются книгой, которую сможет понять только тот, кто на практике следует шаг за шагом содержащемуся в ней учению. Постепенно будет открываться для него свет. Но такая преданность учению йоги есть утомительная и кропотливая работа, изматывающая человека и заставляющая его презреть любую другую «побочную деятельность». Парацельс говорил, что «эфирное» тело, являющееся носителем оккультных способностей, пробуждается, когда засыпает телесная оболочка человека – оболочка из плоти и крови. (А следовательно, любой человек подобен богу Янусу с двумя ликами, взирающими в два разных мира.)
Медиум, таким образом, должен впадать в подобный сну обморок, чтобы оккультные способности его эфирного тела сделались действительно эффективны. Отчасти эффективны способности эфирного тела при ясновидении и тому подобном. Иными словами: нормальное сознание, то есть наше так называемое дневное сознание, есть страшная помеха оккультным откровениям. Речь при этом идет о том, как обрести иное, нежели нормальное, сознание. И 6 том, что это может произойти в результате использования определенных ядов и стимулирующих средств, таких как гашиш, белена, отвар из грибов-галлюциногенов, индийской сомы ( Aschpias ktidd ) и многого другого, состав чего был и остается тайной жрецов доисторических народов.
Результаты, конечно же, болезненны. Подобные варварские методы в крайней степени нежелательны, ибо они выводят применяющего их за рамки временной отуманенности сознания; данные методы заводят в бездны царства сновидений и грез. Но существует прямо противоположный путь – путь магии, путь к духовному сознанию. К пути сему имеют отношение повторение отдельных слов и предложений (к примеру, гимнов из священной Ригведы), чтобы достичь контроля надо всем, затем пост, молитвы, многодневное отсутствие сна и так далее. Подобные упражнения легче даются, когда имеет место религиозное рвение, но, впрочем, таят в себе определенный яд, ибо порождают препятствия как следствия по большей части неизбежных ложных представлений о «Боге»; раскрытие высших оккультных способностей в данном случае осложняется самовнушением. Примером тому может служить следующее.
Жрец племени зулу представляет бога злым духом, а самого себя – безвольным рабом последнего. Вследствие подобных ошибочных знаний ошибочными будут и сами магические результаты. Этот пример, если начать варьировать его и додумывать до конца, дает разгадку тому, отчего так называемые великие святые довольно часто в магическом отношении были абсолютными профанами!
Существуют настолько интенсивные состояния контроля надо всем бытием, что физически человек впадает словно бы в глубокий сон или же транс. В действительности, это обман зрения, ибо подобное состояние можно назвать скорее мистическим трансом. Но и помимо этого высшего вида транса существуют самые разные типы контроля над бытием; они чем-то напоминают нормальное сознание человека, но только внешне! Духовное сознание находится где-то далеко в небесах. Будда говорил: «Укрощенные чувства бодрствуют вместо ученика Будды Гаутамы». Под словом «бодрствуют» он понимал не только контроль над чувствами, надеждами и страстями, но и состояние бодрствования в высшем, метафизическом смысле слова. И поскольку говорил это Будда о самом себе, можно утверждать, что достиг он во плоти нирваны (высшего вида контроля над бытием, а не того «Ничто», что понимают под нирваной ориентированные на Восток европейцы. Нирвана означает не больше и не меньше, как «нет больше безумия»!).
То, чего можно достигнуть благодаря контролю над телом, мы видим на примере интенсивно концентрирующихся шахматистов: им можно кричать что угодно, они все равно не услышат, несмотря на то, что крики касаются их ушей.
Высшей дорогой контроля надо всем бытием Патанджали считает концентрацию мыслей. Это так называемая раджа-йога, или королевская йога, полная противоположность хатха-йоге, в сферах которой все средства хороши – и использование ядовитых веществ, и умерщвление плоти, и тому подобное.
Хатха-йога напоминает полет на воздушном шаре, когда пилот выбрасывает балласт, чтобы взлететь к небесам, а раджа-йога – тактику пилота такого же воздушного шара, уменьшающего отток газа, чтобы лететь ввысь, несмотря на несброшенный балласт. Раджа-йога настолько субтильная система, что в действительности практически не хватает никаких слов для ее объяснения. Чтобы пожать ее плоды, существует одно лишь средство – все делать самому и не расслабляться.
Неблагодарное занятие – объяснить методы йоги при помощи холодного рассудка – привело к тому, что люди стали хвататься за символические описания, дабы «подружить» разум и чувства.
Подобные символические описания йоги, по крайней мере лучшие из тех, что я знаю, можно назвать двенадцатью подвигами Геракла. Так, к примеру, стимфалиды (несущие погибель птицы, которых изгнал Геракл) означают не что иное, как мешающие сосредоточиться мысли, над которыми любой из йогов должен стать господином, если он достиг вечного, умиротворенного, всеобщего потустороннего «Я» и если он хочет стать с данным «Я» единым целым.
Для религиозно мыслящих христиан и иудеев учение йоги может стать своеобразным камнем преткновения, и вполне можно будет услышать негодующий возглас: для чего необходима этакая хладная система, где вера и благочестие могут все!
Уверяю вас, вера, в том случае, если она действительно «живая», является оккультным вспомогательным средством первого ранга, но вере эффективной, действующей активно, такой вере за один день, не научишься. Ее можно воспитать, но я не знаю лучшего пути воспитания веры, нежели учение йоги.
В Индии существуют сотни религиозных сект, абсолютно не похожих друг на друга, но в одном единых – в концентрации по учению йоги. Одни называют подобную концентрацию сосредоточенностью мыслей, другие – сосредоточенностью чувств, но в принципе, это одно и то же. В переносном смысле слова система йоги не является ни алгеброй, ни арифметикой; ее не подкроить ни под оккультизм, ни под мистицизм.
Даже в католицизме существует своего рода система йоги, и кто заинтересован в том, может прочитать нечто близкое по смыслу в «Духовных упражнениях Игнатия Лойолы».
Правилом ордена иезуитов, выпестовавших «западную йогу» (и упражняющихся ли в ней сегодня, не знаю), был отказ от собственной воли во имя откровений «другой» воли – воли божественного Иисуса Христа, что непременно зазвучат в сердце самоотрекшегося. Так же, как у йогов-индуистов, у иезуитов «преображение» человека было целью и смыслом духовных упражнений.
Широкая некатолическая общественность, долгое время враждебно настроенная по отношению к иезуитам и совершенно безграмотная во всем, что касается духовного самопогружения, видит в словах «отказ от воли» слепое подчинение методам основателя Ордена, которые позволили «братьям сердца Иисусова» достичь политического могущества, из-за чего иезуитов стали называть подвидом клерикальной милитаризированной системы Церкви.
По вполне понятным соображениям, иезуит должен безоговорочно принимать божественность Христа, а духовные упражнения («Манреза») необходимы единственно и только для того, дабы человек ощутил, всем сердцем почувствовал частичку «дара Божьего», притягивая к себе, словно магнитом, божественный Дух. Естественным результатом, точно так же предусматриваемым и методами йоги, становится то, что мировоззрение упражняющегося в «Манрезе» сливается с теми картинами и образами, что предстают его внутреннему взору. Более того, он переживает все то, что переживал когда-то Иисус Христос, страдает вместе с ним на Голгофе, у него появляются те же раны, кровавый пот (от тернового венца) выступает на лбу и так далее.
Тот, кто представляется вождем (даже ссылаясь на древние книги!), тот или мечтатель, или аферист! Кто желает обрести, должен искать, даже если ему пришлось бы удалиться от людей, подобно Робинзону Крузо, на далекий остров и остаться там наедине с Богом, голосом духовной природы и самим собой.
Не так давно английский чиновник юстиции и приват-доцент сэр Джон Вудрофф, псевдоним – Артур Авалон, смог написать с помощью нескольких брахманов, с которыми он связан узами тесной дружбы, весьма ценную книгу, бросающую яркий свет на учение хатха-йоги. Что весьма радует, надо признать.
Задолго до него Англо-индийское теософское общество, а позднее его теософические копии, например Немецкое антропософическое общество, сделались ужасающе таинственными организациями со всеми их методами оккультного развития, которые они сами называли пробуждением центра астрального лотоса и восхождением «волшебной силы кундалини» по каналам спинного мозга. Отчасти все это были пустые разговоры, отчасти речь действительно шла о практическом опыте основателя той или иной секты либо о разоблачении тайн неких махатм («сверхлюдей» азиатского, розлива).
И не обойтись, конечно же, без упоминания существующей в Азии секты, называемой в Индии тантрической, которой так боятся у нас, как будто дьяволу никак было бы не обойтись без тантризма. Apage satanas!
Как смог установить Артур Авалон, тантрическая религия, – конечно же, не считая ее дегенерировавших форм, бытующих на юге Индии, – кажется более чистой, нежели система хатха-йоги. Последняя же представляет собой только продукт распада этой магической системы, уходящей корнями в неизвестные правремена. Что особенно важно в книге Авалона для оккультистов и «соблазненных» европейскими и индийскими гуру, так это то обстоятельство, благодаря которому ясно видно, насколько ложно было все то, что до сих пор описывалось как «путь к успеху».
Без сомнений, рецепты хатха-йоги нельзя причислять к одним только суевериям и бессмыслице, но они опираются на такие глубинные физиологические познания, о которых ныне мы не имеем больше никакого представления. Но, к сожалению, в системе хатха-йоги слишком уж многие из видимых причин и следствий перепутаны местами. Например, в « Hatha - yoga - paradipika » мы читаем: «Кто не занимается одновременно хатха-йогой и раджа-йогой, предпочитая какой-либо один метод, тот не добьется никакого успеха». Далее: «Йог должен уметь задерживать дыхание на два часа». (При случае попробуйте!) Далее: «Йог должен обращать язык внутрь, чтобы он закупорил горло, а глаза сфокусировать на кончике носа».
Эпилептики вот научились закатывать глаза «проглатывать» языки. Магомет, к примеру, был эпилептиком; что ж удивительного в том, если доверчивые и безграмотные зрители в подобных случаях думали, что перед ними пророк, – ведь прорицатель-эпилептик бессознательно делал то, что предписывают древние книги, – заглатывал язык и скашивал глаза к переносице, жутко вращая глазными яблоками! Или, если вернуться к истории Катарины Эммерих «благодаря» слишком богатому воображению и погруженности в самое себя у нее на теле появлялись стигматы, когда монашенка рисовала перед внутренним взором собственную смерть на кресте. Так и у последователей пророка Магомета или других фанатиков эпилептический припадок вызывал священный трепет.
Аналогично обстоит дело и с рецептом задержки дыхания на два часа. Если бы нечто подобное было возможно в грубо-материальном мире, тогда бы подобным трюкам давным-давно научились искатели жемчуга Явы или артисты варьете. Нечто подобное демонстрировал факир Пратапа во время своих «гастролей» в Будапеште, умел Хари Дас, велевший похоронить себя на несколько месяцев, и многие другие. И, как подтвердит вам любой факир, это возможно только благодаря духовному самопогружению.
Мнение Айенгара находит, таким образом, свое подтверждение: раджа-йога – первоначальна, а хатха-йога является всего лишь воздействием на тело, и одна без другой так и останется неполноценной.
Мы, конечно же, не должны ожидать, что в знаниях тантрической религии найдем корни происхождения всего сущего, откроем все тайны или даже обретем спасение от всех зол земных. С христианской точки зрения, тантрическая религия – сущее язычество, но для изучения оккультизма и йоги она и впрямь является столь необходимой отмычкой. Ее хождения «вокруг да около» являются практическим обожествлением тела, бывшего (по крайней мере, считавшегося) до сей поры врагом человечества, обращением плоти в силу, притяжением плоти воскресшего, коего принято именовать Христом.
Так же, как человек за последние тысячелетия лишил природу божественного начала и повсюду видит лишь действие слепых механических сил, точно так же он лишил божественного начала и свое собственное тело; тантрическая же религия видит в любом нервном центре местожительство божественного, взывающего к благочестивым людям в ожидании признания и почтения.
Мы знаем, какую невероятно важную роль играет самовнушение в пьесе нашей жизни, и не только в том, что касается характера и манеры поведения человека, но и его... тела. Разве не получила Катарина Эммерих ожоги по всему телу (без сомнения, органические изменения!), когда вообразила, что выпалывает в виноградниках Божьих жгучую крапиву? Будь ее религиозное воображение менее живо и страстно, она бы, возможно, взялась ухаживать за цветами в раю, что доставило бы ей радость. Катарина же мечтала претерпевать мучения.
И по сей день мы не знаем, насколько далеко заходит влияние воображения на тело. Почему мы не в состоянии признать, что влияние это просто безгранично, почему подобное утверждение кажется нам слишком смелым?
Спиритический феномен, называемый трансфигурацией, дарит нам в данном плане определенные надежды. Высшей же целью и хатха-йоги, и тантрического учения является абсолютное преодоление всего физического. Древнекитайская религия daocuзм, которая по большому счету может быть названа ни чем иным, как тантризмом на китайской почве, насчитывает в своих рядах тысячи приверженцев, сумевших стать владыками земной плоти, преобразованной земной плоти. Не обладай мы какими-либо доказательствами спиритических феноменов материализации и дематериализации, наша вера в подобные вещи была бы беспочвенна, но какое невероятное везение, когда на единое только мгновение нам удается увидеть подобные доказательства!
И пусть дорога к Душе продлится целую вечность, она все равно никогда не зарастет травой, не сделается пустынной; даже если она заведет в Ничто, даже если конец пути будет неразличим в туманных далях, кто-нибудь из вас сможет назвать мне иную земную цель, что заслужила бы название «пепел души Мертвого моря»?
Мы находимся сегодня на пороге новых величайших открытий и изобретений. Все указывает на то, что многое в нашей жизни будет «завязано» на области оккультизма, по сей день все еще высмеиваемого и вышучиваемого. Будет ли это царство, обжитое незримыми нами существами, или же на огромном поле, именуемом нашей душой, прорастут новые плоды, до нынешнего дня неведомые нам? Кто знает, кто знает...
Многие из нас надеются на то, что близится конец материалистического и заматериализированного мировоззрения, и рассчитывают на оккультизм как на грядущего Спасителя; но победит ли он?!
Сегодня, однако, множится и количество таких исследователей, что говорят: нет и не может быть существ иного мира, нет удивительных вещей, в игру вступают слепые и малоизвестные силы природы.
Уверяю вас, большая часть подобных исследователей нечестна с вами, утверждая нечто подобное; они боятся быть осмеянными, если открыто бросят, как Ломброзо на смертном одре:
«Что еще вы хотите увидеть в явлениях оккультизма, кроме толп жителей одного из потусторонних миров?!»
Воистину, если бы сегодня появился некто, кто доказал бы нашим «ученым», что существует органическое, разумное и сознательное электричество, они бы для начала лишились чувств, а затем заявили бы:
«Значит, это тоже только материя, тоже человек!»