- Вольфганг Амадей Моцарт - Музыка ангелов (audiopoisk.com) 03:08 




Психокатализ

Автор – московский врач, психотерапевт Андрей Федорович Ермошин уже два десятилетия успешно использует его. Это метод психотерапии, официально признанный Профессиональной психотерапевтической лигой с 2001 года. С его помощью возможно лечение фобий, панических атак, алкоголизма, наркомании, депрессий и всего спектра психотерапевтической проблематики.
Психокатализ как метод психотерапии и саморегуляции имеет следующие особенности:
- Опирается на присущую человеку способность глубоко осознавать своё состояние и осознанно участвовать в его улучшении решениями своей личности, что помогает процессам самоисцеления организма. Простые вопросы психотерапевта служат катализатором внутренней работы клиента. Сила разума и глубинная мудрость организма действуют вместе в этом процессе.
- Базируется на последних достижениях нейрофизиологии, психотерапии, психологии, являясь новым этапом развития методов работы с человеком. Он вобрал в себя многочисленные пласты знаний – от опыта древнего целительства до практики и теории современной психологии.
- Отличается недирективностью, полной включенностью сознания пациента в процесс терапии. Его называют "гипноз без гипноза" в том смысле, что он решает вопросы, традиционно относившиеся к компетенции наиболее сильных методов психотерапии по-новому, как будто "играючи".
- Является экологичной и "мягкой" по воздействию на клиента психотерапией, т.к. эмоции и ощущения находятся в приемлемом для человека диапазоне и могут им сознательно регулироваться. Психокатализ прост, понятен и надёжен, как всё, что следует законам живой природы.
- Подходит для клиентов, которым нужна помощь, прежде всего, на уровне действия, а не только анализа и понимания проблемной ситуации.
- Позволяет достичь максимального результата в улучшении эмоционально-психологического состояния за минимальное время (часто помогает всего одна консультация).
- Учитывает конституциональные особенности человека, а также использует для диагностики тест «Конструктивный рисунок человека», как проекцию самоощущения человека.
- Применим к разным клиентам независимо от возраста, пола, статуса, национальности, религиозной принадлежности, мировоззрения консультанта и мировоззрения клиента.
- Эффективен для работы с широким кругом проблем.

Психокатализ


Специфический релаксационно-рекреативный психокатализ, или соматопсихотерапия - авторский метод клинической психотерапии А.Ф. Ермошина (Москва), опирающийся на способность человека описывать телесно-пространственные ощущения.
Базовые наблюдения лежащие в основе психокатализа:
1. Каждое переживание имеет свой телесный эквивалент. При этом локализация ощущений в теле обладает специфичностью. Беспокойство ощущается во лбу, раздражение - в висках, "контроль" - в затылке, чувство ответственности - на плечах, тревога, злость - в груди, страх, гнев - в животе и т.д.
2. В ряде случаев пациенты спонтанно описывают ощущения при переживаниях как объемные образования в составе ощущаемого внутреннего пространства. Застарелое беспокойство может ощущаться во лбу как камень, раздражение в висках - как металлические блестящие шары, привычное напряжение в затылке - как стальная пластина, последствия разочарования - в груди как камень, ком грязи, скопление сажи, "провалившиеся" в грудь, страх в животе - как просто комок или как медуза, осьминог, еж. Груз проблем может ощущаться на плечах как тяжелый мешок.
Эмоциональные травмы ощущаются нередко как стрелы, копья, пронзившие сердце.
На фотографии, сделанной в Италии, участник карнавала спонтанно отобразил характерное ощущение ножа в спине при предательстве.




3. С другой стороны, клинические наблюдения показывают, что на сеансах неспецифического расслабления вроде аутотренинга, некоторые пациенты описывают спонтанно возникающие у них ощущения растворения "камней", выхода из состава их ощущаемого тела инородных предметов. При этом наблюдается характерное распределение ощущений тепла и тяжести в теле с заполнением периферии и ощущением освобождения зоны переживания.
В психокатализе такие целительные эффекты организуются по разработанному алгоритму и становятся закономерным результатом осознанно проходимых шагов внутренней работы человека, а не делом случая или чуда.

Дифференциальная диагностика ощущений


Большое значение в психокатализе придается диагностике исходного состояния человека. В контексте работы с ощущениями находят интересное применение и новую интерпретацию данные теста: "Конструктивный рисунок человека". Тест как проекция самоощущения человека подтверждает наличие феноменов самоощущения человека и дисбалансных и деформационных контуров, как универсальных феноменов сознания человека, существующих "независимо от психокатализа".
Беспокойство, беспомощность: большая голова, маленькие конечности.
Чувство задетого достоинства, злость и протест: "надутое" туловище, квадратная голова.
Постасфиксическое микроорганическое поражение ЦНС: "рваная", "корявая" графика, "дырявая голова".
Cиндром энергетического голодания мозга, симпато-адреналовые кризы: заужение на уровне шеи или туловища, большая голова, "шляпа" или другие добавки на голове.


Символдрама


(Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву») (от греч. symbolon — условный знак и drama — действие) — одно из направлений современной психоаналитически ориентированной психотерапии. Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.
Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (1919—1996). В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития.

Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К. Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения. C феноменологической точки зрения, можно проследить параллели с детской игровой психотерапией и гештальттерапией. В техническом плане, символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Й. Вольпе.

Метод «сновидений наяву» и Кататимно-имагинативная психотерапия)


- это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Трансактный анализ


Трансактный анализ [лат. transactio — соглашение, сделка] — направление психологии, разработанное в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний), 2) собственно Т. а. деятельности и общения, основанный на понятии "трансакция" как взаимодействие эго-состояний двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических "игр", 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария — "скрипта";). Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: "Родитель", "Ребенок" и "Взрослый". Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Эго-состояние "Родитель" обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество, содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующие ему линию поведения. Кроме того, эго-состояние "Родитель" содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления Родителя: "заботящийся" (советы, поддержка, опека и т.п.) и "контролирующий" (запреты, санкции и т.п.). Эго-состояние "Ребенок" содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Различают Ребенка "естественного" ("свободного";) и "адаптированного". Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как "бунтующий" (против Родителя), "соглашающийся" и "отчуждающийся". Эго-состояние "Взрослый" включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость.
Оно функционирует "здесь-и-теперь" и независимо от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке. Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о "переключении" или переходе активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как родитель, то как взрослый, то как ребенок. Кроме того, в поведении и переживаниях индивида могут одновременно проявляться более чем одно эго-состояние. Следующее фундаментальное понятие Т. а. — "игры", трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыша). Игры могут быть "хорошими", когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и "плохими", когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Берн и его сотрудники типологизировали более сотни различных игр: "супружеские игры", "игры в кабинете врача", "игры преступного мира", "игры жизни" и т.д. В основе многих игр лежат скрипты, или "скрипт-программы" жизненного пути человека, заложенные в него с раннего детства под воздействием социальных факторов и воспитания. Скрипты содержатся в эго-состоянии "Ребенок", плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным. Психотерапия, разработанная Берном на основе Т. а., призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью Т. а. является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом является достижение автономного "Взрослого", в первую очередь его деконтаминации, а затем интеграции с двумя другими эго-состояниями.
Характерная для ранних этапов развития Т. а. абсолютизация роли Взрослого в интеграции личности в последнее время сменилась признанием необходимого участия в этом процессе Родителя и Ребенка. В связи с этим разработаны специальные методы, направленные на образование "новых" эго-состояний "Родитель" и "Ребенок" в случае, если они нарушены. Для диагностики эго-состояний и их форм в Т. а. разработан ряд вербальных методик, определяющих развитость, "энергетическую наполненность" эго-состояний и их форм.


Психопластикология


Современный вариант метода Г.А.Шичко является вполне оригинальным, сформированным способом переориентации личности людей с непреодолимыми вредными привычками и влечениями, в основе которого лежат психолингвистические закономерности образования понятий. Как это бывает с любым научно-обоснованным методом воздействия на личность, он имеет точки соприкосновения с другими методами, опирающимися на другие психологические структуры. Есть также и методы общества анонимных алкоголиков и целебного зарока. Метод Шичко, основанный на слове, как части речи, несомненно перекликается с реконструктивной личностью, ориентированной психотерапией, вытекающей из теории отношений личности В.Н.Мясищева.
Можно почитать вот здесь

http://www.miroslavie.ru/optimalist/sbor_st6.htm






@темы: Друзья на mail.ru