Жары там нет и зноя нет,
И человек не знает бед,
И, не старея никогда,
Он остается навсегда ,
Таким, каким попал туда.
В Атлантическом океане, у северо-западного побережья Африки, расположены Канарские острова (территория Испании). Еще две тысячи лет назад греки вслед за египтянами считали это место естественным концом света, куда могли отправляться лишь отчаянные герои, такие, например, как Геракл, Язон, Одиссей... Древние считали, что эти острова лежат в «океане Тьмы», там, где «на воды опирается свод небес и зарождаются Мрак и Ужас». Они утверждали, что рискнувший заплыть сюда назад уже не вернется ...
В глубокой древности этим волшебным островам было дано множество имен: Геспериды, острова Мелькарта, Райские, Пурпурные, Счастливые, Острова Блаженных и, наконец, Канарские. В их состав входят следующие основные острова: Гран-Канария, Тенерифе, Фуэртевентура, Лансароте.
По словам Лоуренса Грина, известного английского писателя и путешественника, посетившего Канары уже в наше время, гуанчи — народ, обнаруженный первооткрывателями на всех этих островах — одна из величайших загадок человечества.
Еще в 1550 году хронист Тамарра из Испании утверждал, что гуанчей на островах почти не осталось: во время завоевания их уничтожили нормандцы и испанцы. Через тридцать лет итальянец Бенцони подтвердил сведения испанского хрониста, сообщив, что гуанчей уже нет совсем. И несколько столетий многие ученые принимали эти утверждения за истинные. Но в 1930 году австриец Вельфель, всю жизнь посвятивший исследованию Канарских островов, отыскал в архивах документ известного путешественника Кадамосто из Италии. Этот документ был датирован 1450 годом. В нем сообщалось, что население Канар состоит в основном из коренных жителей, которые плохо понимают друг друга, так как разговаривают на разных языках. Трудно поверить в то, что за столетие, отделяющее сведения Тамарры от сообщений Кадамосто, гуанчи были полностью истреблены. К тому же и война на островах уже шла на убыль...
Проведенные позже антропологические исследования показали, что коренное население Канарских островов действительно не было полностью истреблено испанцами. Частично оно ассимилировалось франко-испанскими пришельцами, а некоторая часть сохранила чистоту своей загадочной расы. Гуанчи, по мнению Вельфеля, исчезли не в результате истребления их испанцами, а из-за смешения их с другими европейцами...
Но что же так удивило первооткрывателей в гуанчах и почему родилась «загадка Канарских островов»?
В XIV веке низкорослые, смуглые и черноволосые жители Средиземноморья (генуэзцы, испанцы и португальцы) вдруг встретили на Канарских островах (у берегов Черного континента!) рослых, ростом в два метра, атлетически сложенных гигантов, которые были одеты в красно-оранжевые шкуры. Больше всего поразил всех цвет кожи, волос и глаз аборигенов Островов Блаженных. Это были белокожие, голубоглазые и рыжеволосые красавцы...
Загадка? Конечно. Исчезнувший с лица Земли народ оставил после себя язык свиста, который получил у лингвистов название «сильбо Гомера» (поскольку сохранился лишь у жителей острова Гомера). Точно и верно сказал о столь необычном способе передачи информации на расстоянии Л. Грин: «Гуанчи исчезли с лица земли, а с ними и их язык. Но они успели научить испанских завоевателей свистеть. Принципы, положенные в основу языка свиста у гуанчей, были использованы в испанском варианте...»
Итак, язык свиста Канарских островов — это еще одна загадка.
Учеными было установлено, что гуанчи — единственный островной народ в мире, который не имел никаких мореходных навыков и не знал даже, что значит «плавать по морю». А ведь на островах в изобилии водились козы, овцы и свиньи, как домашние, так и одичавшие (но никак не дикие!). Отсюда еще одна загадка: кто привез людей и домашних животных на Канарские острова? Почему гуанчи не знали мореходства?
Уже первыми исследователями островов отмечено, что у гуанчей был чуждый средним векам обычай — мумифицирование трупов умерших. Гуанчи вынимали внутренности покойных, набивали тела ароматными травами и благовониями, выдерживали их в соленой морской воде, потом окропляли алым соком «драконова дерева», известным своим антисептическим действием, и заворачивали умершего в козьи шкуры. Затем сверток уносили высоко в горы, в далекие потаенные пещеры, где находились родовые усыпальницы, впоследствии разграбленные испанскими завоевателями.
Ученые установили, что способы мумификации трупов у гуанчей и жителей других регионов планеты имели удивительное сходство. Например, в Канарском гроте Такоронте была найдена мумия старухи в сидячем положении. В такой же позе размещались мумии инков.
В 1806 году Александр фон Гумбольдт, находясь на Канарских островах, обнаружил множество мумий гуанчей. Все они были начинены ароматными травами, среди которых ученый распознал chenopodium ambrosiodes. Те же растения нашел в мумиях инков недалеко от озера Титикака Поль Маркой, который путешествовал по Южной Америке в середине XIX века. Но здесь какая-то фантастика: ведь известно, что гуанчи никуда не плавали, а инки если и плавали, то лишь у берегов Перу и Эквадора.
По наблюдениям ученых, гуанчи в момент открытия их европейцами находились на неолитической стадии развития. Письменность же появляется у народа в период так называемой «предцивилизации» и развивается лишь в эпоху цивилизации. Так было, например, в Месопотамии, Средней Азии, Китае, Индии, Древнем Египте, в Центральной и Южной Америке. Тем не менее на Канарских островах исследователи в наскальных изображениях сумели обнаружить следы письменности.
Больше всего надписей и наскальных рисунков было найде-
но на самом западном из Канарских островов, пороге Нового Света — Йерро (Ферро). Отсюда новая загадка: кто и когда оставил здесь эти надписи или письменные знаки? На каком из языков мира они написаны? Что означают?
Как утверждают специалисты, в целом надписи напоминают западно-сахарские и проблема их появления на островах тесно связана с проблемой происхождения самих гуанчей. Некоторые исследователи сравнивают Канарские письмена с древнеливийским, с пуническим (финикийским) и нумидий-ским письмом. Все указывает на средиземноморское происхождение надписей с Канар. Исследователи приблизительно определили их возраст — две тысячи лет. К этому времени относятся и упоминания древних авторов о пребывании на островах древних ливийцев. Когда на Тенерифе была найдена «надпись Анага», высеченная на камне металлическим орудием (гуанчи не знали металлов), ученые выявили ее сходство с финикийскими письменами III—II в. до нашей эры. Такие же надписи были обнаружены и на юге Испании, на севере Африки, в окрестностях Карфагена. Однако прочесть эту надпись до сих пор не удается...
Ученые затрудняются ответить и на вопрос о родословной гуанчей. Невозможно даже перечислить все существующие гипотезы о происхождении островитян, начиная от самых фантастических (гуанчи — потомки пришельцев из космоса) и романтических (предки гуанчей — пастухи атлантов, которым удалось спастись, поскольку они находились высоко в горах в то время, когда Атлантида рухнула в пучины океана) и заканчивая версией, предполагающей связь гуанчей с древнейшими мореходами Средиземноморья — критянами, греками-ахейцами, малоазийцами — «народами моря», однажды едва не захватившими Египет и разгромившими Хеттское царство. Они частично осели на территории Палестины и дали начало финикийскому морскому могуществу в Средиземноморье.
Мало чем могут помочь в выяснении родословной гуанчей и скудные остатки их исчезнувшего языка, отдельные слова из которого были записаны монахами. Если одно время лингвисты, отталкиваясь от топонимии Канарских островов (Марза-ган на Канарах и Марзаган в Северной Африке, остров Тенерифе и побережье Рифа в Марокко), принимали язык гуанчей за одно из архаических наречий древних берберо-ливийцев, то сейчас они пришли к следующему выводу: язык гуанчей не находится в родстве ни с одним из 300 диалектов берберов. И вообще, современные лингвисты до сих пор не могут среди изве-
стных языков мира найти родственный этому загадочному языку. Возможно, из-за недостатка материалов, а может, его «родственники» давно уже исчезли с лица земли, причем исчезли еще в древности, не оставив после себя «лингвистического потомства»...
По мнению ученых, если в настоящее время составить список неразгаданных тайн мира, то не исключено, что загадка гуанчей может оказаться в нем на одном из первых мест.