Краевед Евгений Баранов в книге «Московские легенды» пишет: «Обращает на себя внимание фасад главного дома с огромным шестиколонным балконом и десятью высокими окнами». Речь идет о доме №14 по Старому Арбату. Не случайно собиратель популярных «страшилок» о Москве заинтересовался зданием: даже в наше время пресловутый особняк называют не иначе как «дом с привидениями», или «дом висельников»! Впрочем, самого дома уже давно не существует…

Как и многие другие арбатские особняки, дом был не каменным, а деревянным. Под слоем штукатурки у него прятались доски и бревна. Рядом стояла приходская церковь Николая Явленного и ее колокольня. Автор «Московских легенд» упоминает о том, что, кроме парадного подъезда, у особняка имелся вход со двора, «охраняемый» бронзовым львом.В дореволюционные времена этот дом часто фотографировали для открыток. Именно он изображен на популярной картине М. Гермашева «Улица Арбат», датированной 1912-1914 годами. Пейзаж дополняет трамвайная колея, по которой на фоне одинокого фонаря трусят две лошадки, тянущие возок...
По одной из версий, здание было построено князем Хилковым, который якобы увлекался чернокнижием и имел у себя так называемую «Брюсову книгу», по которой учился магии. Как-то один из княжеских лакеев, проведав о ценности фолианта, решил его украсть. В это время с прогулки вернулся барин, и холоп, опасаясь, что кража будет раскрыта, сжег книгу. Обнаружив свое сокровище сгоревшим, князь не смог перенести такой утраты и повесился. Родные Хилкова сдали дом одной семье, но на третий день новые жильцы заявили, что съезжают, объяснив: «...Жить нет никакой моготы. Как полночь, так тут и пошла по всему дому возня: и столы, и шкафы, и диваны передвигают, и кровати, и кушетки, и стульями гремят. Такой стуковень поднимут - волосы дыбом становятся. А засветишь огонь - нет никого, и все в порядке, все на своем месте. Потушишь огонь - опять пошла возня».
То же рассказывали и другие квартиранты, никто из них не выдерживал в доме более трех суток. Меж тем бывшего княжеского лакея тоска одолела. Принялся он пить по-черному, и его уж нигде не брали в услужение. Шлялся пьяница по кабакам и за шкаликом рассказывал своим случайным собутыльникам, как у господина своего книгу украл и как тот из-за этого жизни себя лишил. А про то, что творилось в доме, разъяснял: «Это покойный барин "Брюсову книгу" ищет. Это он возню поднимает...»Молва о том, что в бывшем доме Хилкова нечисто, распространилась по Москве молниеносно. Лакей же хилковский спился совсем, да так и помер на улице.
Впрочем, есть и иная версия происхождения слухов о чертовщине. Историки установили, что в начале XVIII века особняком владел дьяк поместного приказа Ф.С. Мануков, дед A.B. Суворова, позже владение перешло к князю П.А. Шаховскому, затем к историку, заведующему рукописным отделом Оружейной палаты князю М.А. Оболенскому, а от него - к купцу Гоберману. Но сами владельцы никогда тут не жили, сдавали внаем. Дело в том, что по ночам в доме становилось беспокойно: слышались какие-то стуки, потусторонние крики и завывания. Некоторые обитатели особняка даже видели призраков, облаченных в белые саваны. По
версии Е. Баранова, в Отечественную войну 1812 года дом сгорел, и Оболенский выстроил на его месте новый особняк. Видимо, это произошло уже много лет спустя, так как в 1812-м князь был еще ребенком. Так или иначе, Михаил Андреевич стал здесь жить. Но случилась трагедия: в доме повесился его сын. После этого особняк какое-то время пустовал, пока в 80-х годах XIX столетия туда не переехал брат М.А. Оболенского - A.A. Оболенский, который перевез с собой коллекцию всевозможных ценных предметов, собранных его родственником Хилковым. Выходит, вся история про князя Хилкова, «Брюсову книгу» и лакея-пьяницу - не более чем легенда? Или речь идет о совсем другом Хилкове?
Новый владелец будто бы поселился в особняке вместе с вдовой того же Хилкова - A.M. Хилковой. Но из-за того что вещи коллекции загромождали комнаты, жить было тесно, и хозяева переехали в дом на Сивцевом Вражке, оставив для охраны нескольких слуг. Собрание же старинных картин, гравюр и антиквариата выставили на продажу. Именно к этому времени относятся слухи о появлении в доме чертей и привидений.По мнению автора «Московских легенд», основанием для таких слухов могло стать то, что нечистые на руку слуги-охранники по ночам выносили из особняка господские вещи. Так, однажды воры попытались похитить фарфоровую люстру, но так и не смогли снять ее с цепи и при этом сильно порезались. Наутро, чтобы объяснить, откуда взялись порезы на руках, слуги поведали всем о навещавшем дом призраке. Ну а история о повесившемся тут сыне Оболенского, как говорится, довершила «картину маслом».Предание гласит, что одним из первых арендаторов особняка стал некий полковник со своей красавицей-женой. Прошло совсем немного времени, и жена сбежала с каким-то драгунским офицером, а муж с горя созвал приятелей на пирушку. Ровно в полночь полковник выпил бокал шампанского и велел музыкантам играть похоронный марш. Как музыка заиграла, организатор торжества и пустил себе пулю в лоб.Последующие жильцы жаловались, что по ночам, едва пробьет 12, начинает в доме играть похоронная музыка. Стоило зажечь свет, как она обрывалась. Задували свечу - начинала играть вновь.Еще рассказывали такую легенду. Поселился, мол, тут чиновник с большим семейством. А оказалось, что он был фальшивомонетчиком. Дети чиновника кому-то проболтались, полиция дозналась и пришла арестовывать преступника. Стали стучаться, но им никто не открыл. Взломали дверь и увидели, что все семеро членов семьи - муж, жена и пятеро детишек - повешены. Не то кто-то предупредил их об аресте, и они сами наложили на себя руки, не то всему виной некие иррациональные силы.У Баранова записано и такое предание: «...В этом доме мать с сыном в блуде жила. Сын взял да и зарезал мать, а после того сам удавился. И вот с этого времени черти и облюбовали дом».Поскольку на присутствие в здании привидения жаловались многие жильцы, полиция попыталась его подкараулить. И действительно - углядели ночью в темноте фигуру в белом. Запалили из револьверов, зажгли свечу - никого, а пули все лежат на полу.
Одно время дом стоял пустым. Рассказывали, что в нем поселились лихие люди. Прохожие старались обходить его, и даже извозчики, проезжая мимо по вечерам, придерживались противоположной стороны улицы. Причиной тому была дурная слава, которой немало способствовали и легенды о привидениях и нечистой силе. Однако нашлись все же смельчаки, не побоявшиеся снять дом под жилье. Среди них были такие известные люди, как железнодорожный магнат К.Ф. фон Мекк и князь Лев Голицын. Как им жилось в «нехорошем доме», неизвестно. Только в первой половине прошлого столетия стали поговаривать, будто сей особняк построен на гиблом месте, которое «все живое в землю утягивает».
При советской власти здесь размещались различные учреждения и склады. А в 1941 году дом разрушило бомбежкой.Длительное время на его месте был пустырь. Несмотря на дефицит площади в столице, там долго не решались ничего строить и, возможно, тому виной давние суеверия...
В 2008 году власти заговорили о восстановлении здания под номером 14 в рамках реконструкции Арбата. Там предполагается устроить музей Суворова, так как данная территория некогда находилась во владении его предков. Остается надеяться, что никакие потусторонние силы этому не помешают.



@темы: Аномальные зоны, Дома с призраками, Загадки истории, Загадки человека, Друзья на yandex.ru, ya.ru:author:158139688, Аномальные зоны России, ya.ru:text