Возможно, обыкновенное зеркало, знакомое и привычное нам с детства, это первый волшебный предмет, созданный человеком. Свойство показывать окружающий мир и, прежде всего, то, что мы не можем видеть - свое собственное лицо, разве это не чудо?

Из глубокой древности зеркалу приписываются магические свойства. Это в какой то мере обоснованно. Когда мы смотрим в него, видим отражение окружающей реальности и возникает предположение, что за плоскостью зеркала существует свой мир, связанный с нашей жизнью самым непосредственным образом. И если в зеркале отражается всё с малейшими деталями, только с так называемой зеркальной симметрией, то, рассуждая логически, вполне вероятно, если что-то изменится в зазеркалье, это может повлиять на нашу жизнь. По этому плохой приметой считается разбитое зеркало. Существует огромное количество гаданий и предсказаний, основанных на магических свойствах зеркал, идущих из древности.
В различных традициях актуализируется мистическая связь зеркального образа и его объекта. Кроме того, с зеркалом связывается способность концентрировать, сохранять и трансформировать энергию, духовную силу. Зеркало также нередко используется в магических практиках (в частности, для общения с духами) и по приписываемым ему способностям сходно с хрустальным шаром для гаданий.

Зеркало – это не только элемент интерьера и незаменимая в быту вещь, но и предмет, окутанный мистикой. оно не просто раздвигает стены дома изнутри и создает новые ракурсы, но, говоря языком высокопарным, раскрывает перед нами тайную симметрию мироздания.
Привычное зеркало которому мы свято верим обладает коварным свойством: оно выворачивает реальный мир наизнанку. Мы и наше зеркальное отражение похожи в точности до наоборот.

Зеркала поражают своей непостижимой двойственностью мира. С одной стороны - это материальный предмет, а с другой - неосязаемое отражение, фантом.

Людям всегда хотелось видеть свое изображение.
Нетрудно догадаться, что первым зеркалом для людей стала вода. Но отражение должно было быть доступным в любой момент, поэтому задолго до появления зеркал наши предки, уже в древности начали создавать статичные отражающие поверхности. Например, натирали песком металлическую посуду или начищали до блеска бронзовые пластины. На востоке полировали специальную обсидиановую породу.

Немного об истории зеркала...
Возраст самых древних зеркал – около 5 тысяч лет. Тогда они были отполированными металлическими дисками (золото, серебро, бронза). Еще более древним зеркалом можно считать воду.
Изобретение настоящего зеркала следует отнести к 1279 году, когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем свинца.

Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I веке нашей эры: стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной подкладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. Средневековые нравы посчитали стеклянные зеркала дьявольскими происками, и средневековые модницы вернулись к отполированным зеркалам и специальным тазикам с водой.
А первыми производителями зеркал стали венецианцы. Технология была по тем временам довольно сложная: тонкий слой оловянной фольги накладывался на бумагу, которая с другой стороны покрывалась ртутью, по ртути опять прокладывалась бумага, и лишь затем поверху накладывалось стекло, которое придавливало этот слоеный пирог, а из него тем временем вытаскивалась бумага. Разумеется, подобное зеркало было весьма мутным — и все же оно отражало больше света, чем его поглощало. Таким процесс оставался с несущественными изменениями вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл, что, используя серебро, можно получать гораздо более ясные и сверкающие зеркала.
Выдувать сосуды из стекла научились в XIII веке. Этим прославилась Венеция. Стеклодувом выдувался большой шар, потом в стеклянную колбу вливали расплавленное олово. Оно растекалось по внутренней поверхности, а когда остывало, шар просто разбивали на кусочки.
Настолько был важен секрет этого ремесла, что в 1291 году всех стеклодувов Венеции переселили на остров Мурано. Этот шаг позволил Венеции монопольно владеть технологией создания зеркал более двух веков. Это было наложенние тонкого слоя(смесь 70% олова и 20% ртути) Но изделия венецианских стеклоделов были настолько дорогими (они были в несколько раз дороже картин Рафаэля, стоили примерно как морское судно или целое поместье), что вынудили Францию выкрасть секрет их изготовления. Французскому послу в Венеции было дано поручение: подкупить двух-трех мастеров и переправить их во Францию. Несколько муранских мастеров согласились бежать во Францию. Там их спрятали так хорошо, что венецианские шпионы не сумели напасть на их след. Через несколько лет в глубине дремучих лесов Нормандии открылся французский завод зеркального стекла...

Позже мастера усовершенствовали метод использования больших стеклянных поверхностей.
На начальном этапе развития производства, Францией по указу короля Луи XIV, был использован промышленный шпионаж, и часть мастеров и экспертов были подкуплены и перевезены из Мурано в Париж. После очевидных угроз и даже отравлений с Итальянской стороны, им пришлось вернуться на Родину, но было поздно, и Зеркальный Зал Версаля был тому доказательством.
В это же время в Германии и Бельгии изготавливались прекрасные зеркала, но технологии держались в строжайшем секрете. Создание зеркала было процессом трудным и деликатным, поэтому изделия были очень дорогостоящи. На тот момент добились все же, что зеркальная поверхность стала больше и с лучшим отражением, но нужно было делать изделия дешевле и более качественными, к тому же производство было вредным, а материалы токсичными.

Менялись различные архитектурные стили и моды, но зеркалу всегда находилось место. В XIIV веке строгая готика сменилась пышным барокко. Ну, как тут обойтись без зеркал! Они использовались и как отделка стен и каминов во дворцах, и как украшение скромного жилища простых граждан. К началу XVIII века на смену барокко пришло рококо, самый изнеженный и утонченный стиль. Тут уж строятся целые зеркальные комнаты и галереи. В Версальской зеркальной галерее, например, 306 зеркал как бы раздвигали стены помещения и усиливали силу света, исходящего от свечей и люстр.
Потом рококо сменилось строгим классицизмом — зеркала стали украшать парадные лестницы, бальные залы, жилые помещения. С началом ХХ века зеркала потеряли свою экзотику и стали привычным предметом домашнего обихода.
В России стекольное дело зародилось, как и многие другие ремёсла, в эпоху Петра I. В 1705 году начали строить мануфактуру на Воробьевых горах в Москве.

Зеркало - личный амулет, который как бы скрывает от злых сил лицо владельца, его самого. Тут можно вспомнить одну из самых известных античных легенд - о Медузе Горгоне, которая превращала своим взглядом людей в камень, и которая окаменела сама, увидав себя в зеркально отшлифованном щите Тесея. В раннем Средневековье подобное рассказывали о драконе-василиске...
Зеркало - любая водная поверхность.
В древнегреческом мифе красавец Нарцисс, увидев себя отраженным в зеркально спокойной воде, влюбился в собственное отражение, и умер от тоски по самому себе. А не зеркалом ли послужил ручей? А что такое отражение в ручье, как не прообраз зеркала?...

Зеркало - отражение, отраженность. Все в мире оплетено видимыми и невидимыми связями; все является отражением чего-то, следствием или причиной.

Создав зеркало, люди и не подозревали, что придумали одну из самых загадочных в мире вещей...




@темы: Друзья на mail.ru