Нравиться самому себе – есть грех самонравия, сродни ему грехи самолюбования и самодовольства. Все грехи, начинающиеся с само, относятся к страсти гордости. Самонравие несовместимо с христианской жизнью, всячески ее извращает, приводит к состоянию глубокой прелести, т.е. лести себе. Приведу вам отрывок из ответа игумена Нектария (Морозова) на подобный вопрос: «Самолюбование – тот грех, который повлек за собой самые страшные в истории как материального, так и духовного мира последствия. Первым, кто согрешил им, был некогда светлый Денница, а впоследствии отступник от Бога и человекоубийца диавол. Он, как учат святые отцы, оставив созерцание бесконечного Божественного совершенства, обратился к созерцанию собственной красоты, прекрасной, но тварной. Он возлюбил себя более, нежели Бога, почему и отпал от своего Творца и привлек к такому же отпадению и часть ангелов, и первых людей. То же можно видеть и в нашей нынешней жизни: там, где есть самолюбование, истинная вера отсутствует. Тот, кто любуется собой, сам становится для себя тем идолом, божеством, которому он поклоняется».
Причина самонравия – полная духовная слепота человека, бесчувствие к своим грехам. «Начало просвещения души и признак ее здравия заключаются в том, когда ум начнет зреть свои согрешения, множеством своим подобные морскому песку», — пишет прп. Петр Дамаскин. Грех – это зло, мерзость, смрад, но что же здесь в таком случае может в себе понравиться? Состояние видения своих грехов, т.е. здравия души, духовного трезвения — обратно самонравию.

А вот что пишет свт. Игнатий (Брянчанинов) о подобном состоянии духовного прельщения: «Мнящий о себе, что он бесстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости. Просто сказать: приписывающий себе духовные делания, добродетели, достоинства, благодатные дары, льстящий себе и потешающий себя «мнением», заграждает этим «мнением» вход в себя и духовным деланиям, и христианским добродетелям и Божественной благодати, — открывает широко вход греховной заразе и демонам. Уже нет никакой способности к духовному преуспеянию в зараженных «мнением».

Но не надо впадать и в другую крайность — уныния от своих грехов и самоедства. Нужно потерпеть себя, принять себя как есть, стремясь через покаяние исцелить смрадные язвы своей души благодатью Божией. Такое принятие и терпения себя приводит человека к кротости и смирению.

Священник Сергий Демьянов.



@темы: Друзья на mail.ru