Окружающий нас мир велик и многообразен. Все, что окружает нас, будь то другие люди, животные, растения, видимые только под микроскопом мельчайшие частички и гигантские скопления звезд, микроскопические атомы и огромные туманности, составляет то, что принято называть Вселенной.


С незапамятных времен человеческий разум интересует вопрос о возникновении мира. Еще не существовало таких понятий как религия и наука, а человек уже задумывался о мироустройстве и своем положении в окружавшем его пространстве.
Возникновение Вселенной и на данный момент остается одной из самых интересных и не изученных загадок современной космологии. Как появилась Вселенная, какие процессы способствовали возникновению звезд, солнечных систем, галактик, планет, что было до появления Вселенной, имеет ли она начало и конец? Вот лишь немногие вопросы, ответы на которые пытаются получить современные ученые.
Вопрос о происхождении Вселенной является своего рода основополагающим. Загадка возникновения жизни на Земле, а также возможности зарождения жизни на других планетах, так или иначе раскрывается, исходя из теорий о рождении Вселенной.
Итак, гипотез о возникновении Вселенной существует множество, это и научные концепции, и отдельные теории, и религиозные учения, и философские представления, и мифы о сотворении мира древних июлей. Однако все их можно условно разделить на две группы:
1. Теории возникновения Вселенной (в первую очередь религиозные), в которых в качестве созидающего фактора выступает Творец. Иными словами, согласно им, Вселенная представляет собой одухотворенное и осознанное творение, появившееся в результате воли Высшего разума;
2. Теории возникновения Вселенной, основывающиеся на научных факторах и отвергающие как само понятие Творца, так и его участие в создании мира. Они часто основываются на принципе заурядности, который рассматривает возможность существования жизни не только на нашей, но и на других планетах, находящихся в других солнечных системах или даже галактиках.
Различие этих концепций кроется, в первую очередь, в разных терминологиях, например, природа — творец, сотворение — происхождение. Зато в некоторых других вопросах отдельные научные и религиозные теории пересекаются или даже повтори ют друг друга.
Кроме различных концепций о происхождении Вселенной существуют также религиозные и научные датировки этого грандиозного события. Так, самая распространенная научная теория о возникновении Вселенной — теория Большого взрыва — утверждает, что Вселенная возникла примерно 13 млрд лет назад.
По различным христианским источникам, от сотворения мира Богом до рождения Иисуса Христа прошло от 3483 до 6984 лет. В индуизме с момента начала мироздания прошло примерно 155 трлн лет.
Однако рассмотрим некоторые концепции возникновения Вселенной подробнее.

Космологическая модель Канта

До начала XX в. среди ученых господствовала теория о том, что Вселенная бесконечна в пространстве и времени, статична и однородна. Еще Исаак Ньютон сделал предположение о том, что она безгранична в пространстве, а немецкий философ Эммануил Кант, основываясь на работах Ньютона и развивая его идеи, выдвинул теорию о том, что у Вселенной также нет начала и во времени. Он ссылался на законы механики и ими объяснял все происходящие во Вселенной процессы.
В своей теории Кант продвинулся еще дальше, распространив ее также и на биологию. Он утверждал, что в не имеющей начала и конца древней и огромной Вселенной существует бесконечное число возможностей, благодаря которым на свет может появиться любой биологический продукт. Эта теория о возможности возникновения жизни во Вселенной позднее легла в основу теории Дарвина.
Космологическая модель Канта нашла подтверждение благодаря наблюдениям астрономов XVIII— XIX вв. за движениями светил и планет. В скором времени его гипотеза стала теорией, которая к началу XX в. уже считалась единственно верной. Она не вызывала сомнений, даже несмотря на светометрический парадокс, или парадокс темного ночного неба, заключающийся в том, что в бесконечной Вселенной существует нескончаемое количество звезд, сумма яркостей которых должна образовывать бесконечную яркость. Иными словами, ночное небо было бы полностью покрыто яркими звездами, а в реальности оно тёмное, так как количество звезд и галактик исчислимо.

Модель Вселенной Эйнштейна (статическая Вселенная)

В 1916 г. увидел свет труд Альберта Эйнштейна Основы общей теории относительности», а уже и 1917 г. на основе уравнений этой теории он развил свою модель Вселенной.
Большинство ученых того времени сходилось но мнении, что Вселенная стационарна, и Эйнштейн также придерживался этого мнения, поэтому старался создать такую модель, в которой Вселенная не должна была расширяться или сжиматься. Это местами шло вразрез с его собственной теорией относительности, из уравнений которой следует, что Вселенная расширяется и одновременно происходи се торможение. Поэтому Эйнштейн ввел такое понятие, как космическая сила отталкивания, которая уравновешивает притяжение звезд и прекращает движение небесных тел, благодаря чему Вселенная остается статической.
Вселенная Эйнштейна имела конечные размеры, но вместе с тем у нее не было границ, что возможно только в том случае, когда пространство искривлено, как, например, в сфере.
Итак, пространство в модели Эйнштейна было трехмерным, оно замыкало само себя и было однородным, т.е. у него не было центра и краев, и в нем равномерно рас полагались галактики.

Модель расширяющейся Вселенной (Вселенная Фридмана, нестационарная Вселенная)

В 1922 г. советский ученый А. А. Фридман разработал первую нестационарную модель Вселенной, которая также была основана на уравнениях общей теории относительности. Работы Фридмана остались в то время незамеченными, а А. Эйнштейн отвергал возможность расширения Вселенной.
Тем не менее, уже в 1929 г. астроном Эдвин Хаббл открыл, что галактики, находящиеся рядом с Млечным путем, удаляются от него, а скорость их движения при этом все время остается пропорциональной расстоянию до нашей галактики. Согласно этому открытию, звезды и галактики постоянно «разбегаются» друг от друга, а следовательно, происходит расширение Вселенной. В итоге Эйнштейн согласился с выводами Фридмана, а позднее говорил, что именно советский ученый стал основателем теории расширяющейся Вселенной.
Эта теория не находится в противоречии с общей теорией относительности, но если Вселенная расширяется, то должно было произойти некое событие, приведшее к разбеганию звезд и галактик. Это явление очень напоминало взрыв, поэтому ученые и назвали его «Большим взрывом». Однако если Вселенная появилась в результате Большого взрыва, то должна существовать Высшая первопричина (или Конструктор), позволяющая этому взрыву произойти.

Теория Большого взрыва

Теория Большого взрыва строится на том, что материя и энергия, из которых состоит все сущее но Вселенной, ранее находились в сингулярном состоянии, т.е. в состоянии, характеризующемся бесконечной температурой, плотностью и давлением. В состоянии сингулярности не действует ни один закон физики, а все, из чего на данный момент состоит Вселенная, заключалось в микроскопически малой частичке, которая в какой-то момент времени пришла в нестабильное состояние, в результате чего и произошел Большой взрыв.
Изначально теория Большого взрыва носила название «динамическая эволюционирующая модель». Термин «Большой взрыв» получил широкое распространение в 1949 г. после публикации работ ученого Ф. Хойла.
На данный момент теория Большого взрыва разработана настолько хорошо, что ученые берутся описать процессы, которые начали происходить во Вселенной через 10—43 с после Большого взрыва.
Существует несколько доказательств теории Большого взрыва, одним из которых является реликтовое излучение, пронизывающее всю Вселенную и возникшее в результате Большого взрыва благодаря взаимодействию частиц. Реликтовое излучение может рассказать о первых микросекундах после рождения Вселенной, о тех временах, когда она находилась и горячем состоянии, а галактики, звезды и планеты еще не образовались.
Изначально реликтовое излучение также было только теорией, и вероятность его существования рассматривал Г. А. Гамов в 1948 г. Измерить реликтовое излучение и доказать действительность его существования смогли только в 1964 г. американские ученые благодаря новому прибору, который обладал необходимой точностью. После этого реликтовое излучение печально исследовали с помощью наземных и космических обсерваторий, что позволило увидеть, какой была Вселенная в момент своего рождения.
Еще одним подтверждением Большого взрыва является космологическое красное смещение, которое заключается в уменьшении частот излучения, что доказывает удаление звезд и галактик друг от друга вообще, и от Млечного пути в частности.
Теория Большого взрыва ответила на множество вопросов о возникновении нашей Вселенной, но и вместе с тем стала причиной появления новых загадок, которые остаются без ответов и сейчас. Например, что же стало причиной Большого взрыва, почему точка сингулярности стала нестабильной, что было до Большого взрыва, как появилось время и пространство?
Многие исследователи, например Р. Пенроуз и С. Хокинг, изучая общую теорию относительности, добавили в ее уравнения такие показатели, как пространство и время. По их мнению, эти параметры также появились в результате Большого взрыва вместе с материей и энергией. Следовательно, у времени тоже есть определенное начало. Однако из этого также следует, что должна существовать некая Сущность или Высший разум, который не зависит от времени и пространства, и присутствовал всегда. Именно этот Высший разум и стал причиной возникновения Вселенной.
Изучение того, что было до Большого взрыва — новый раздел в современной космологии. На вопрос о том, что же было до рождения нашей Вселенной и что ей предшествовало, пытаются ответить многие ученые.

Большой отскок

Эта интересная альтернативная Большому взрыву теория говорит о том, что до нашей Вселенной существовала другая. Таким образом, если рождение Вселенной, а именно Большой взрыв, рассматривали как уникальное явление, то в данной теории это лишь одно звено из цепи реакций, в результате которых Вселенная постоянно воспроизводит саму себя.
Из теории следует, что Большой взрыв не является точкой начала времени и пространства, а появился и результате предельного сжатия другой Вселенной, масса которой, по этой теории, не равна нулю, а лишь близка этому значению, при этом энергия Вселенной мс бесконечна. В момент предельного сжатия Вселенная имела максимальную энергию, заключенную в минимальный объем, в результате чего произошел большой отскок, и родилась новая Вселенная, которая также начала расширяться. Таким образом, квантовые состояния, существовавшие в старой Вселенной, просто изменились в результате Большого отскока и перешли в новую Вселенную.
В основе новой модели рождения Вселенной лежит теория петлевой квантовой гравитации, которая помогает заглянуть за Большой взрыв. До этого считалось, что все во Вселенной появилось в результате взрыва, поэтому вопрос о том, что же было до него, практически не ставился.
Данная теория принадлежит к числу теорий квантовой гравитации и объединяет в себе общую теорию относительности и уравнения квантовой механики. Предложили ее в 1980-х гг. такие ученые, как Э. Аштекар и Л. Смолин.
Теория петлевой квантовой гравитации говорит о том, что время и пространство дискретны, т.е. состоят из отдельных частей, или маленьких квантовых ячеек. На малых масштабах пространства и времени ни ячейки создают разделенную прерывистую структуру, а на больших — появляется гладкое и непрерывное пространство-время.
Рождение новой Вселенной происходило в экстремальных условиях, которые заставляли квантовые ячейки отделяться друг от друга, этот процесс и был назван Большим отскоком, т.е. Вселенная не появилась из ничего, как при Большом взрыве, а начала быстро расширяться из сжатого состояния.
М. Божовальд стремился получить сведения о Вселенной, предшествующей нашей, для чего несколько упростил некоторые квантово-гравитационные модели и уравнения теории петлевой квантовой гравитации. В данные уравнения входят несколько параметров состояния нашей Вселенной, которые необходимы для того, чтобы узнать, какой была предыдущая Вселенная.
Уравнения содержат взаимодополняемые параметры, позволяющие описать квантовую неопределенность об объеме Вселенной до и после Большого взрыва, и отражают тот факт, что ни один из параметров предшествующей Вселенной не сохранился после Большого отскока, поэтому в нашей Вселенной он отсутствует. Иными словами, в результате бесконечной цепи расширения, сжатия и взрыва, а затем нового расширения образуются не одинаковые, а разные Вселенные.

Теория струн и М-теория

Идея того, что Вселенная может постоянно воспроизводить себя, многим ученым кажется разумной. Некоторые полагают, что наша Вселенная возникла в результате квантовых флуктаций (колебаний) в предшествующей Вселенной, поэтому вполне вероятно, что в какой-то момент времени и в нашей Вселенной может возникнуть такая флуктация, и появится новая Вселенная, несколько отличная от настоящей.
Ученые идут в своих рассуждениях дальше и предполагают, что квантовые колебания могут произойти в любом количестве и в любом месте Вселенной, в результате чего появляется не одна новая Вселенная, а сразу несколько. На этом строится инфляционная теория возникновения Вселенной.
Образовавшиеся Вселенные отличны друг от друга, в них действуют разные физические законы, при этом все они находятся в одной огромной мегавселенной, но изолированы друг от друга. Сторонники данной теории утверждают, что время и пространство не появились в результате Большого взрыва, а существовали всегда в нескончаемой череде сжатия и расширения Вселенных.
Своего рода развитием инфляционной теории является теория струн и ее усовершенствованный вариант - М-теория, или теория мембран, которые строятся на цикличности мироздания. Согласно М-теории, физический мир состоит из десяти пространственных и одного временного измерения. В этом мире находятся пространства, так называемые браны, одной из которых и является наша Вселенная, состоящая из тpёx пространственных измерений.
Большой взрыв — результат столкновения бран, которые под воздействием огромного количества энергии разлетелись, затем началось расширение, постепенно замедлившееся. Выделенные в результате столкновения излучение и вещество остывали, появились галактики. Между бранами находится положительная по плотности энергия, вновь ускоряющая расширение, которое через некоторое время снова замедляется. Геометрия пространства становится плоской. Когда браны вновь притягиваются друг к другу, квантовые колебания становятся сильнее, геометрия пространства деформируется, а места таких деформаций в будущем становятся зародышами галактик. Когда браны сталкиваются друг с другом, цикл повторяется.
В перечисленных выше научных концепциях возникновения Вселенной отсутствует Творец как созидающая одухотворенная сила. Однако кроме них существуют иные теории появления мироздания, в которых в качестве созидающего фактора выступает Высший разум, названный в каждой из теорий по-разному.

Креационизм

Данная мировоззренческая теория происходит от латинского слова «creations» — «творение». Согласно этой концепции, наша Вселенная, планета и само человечество являются результатом творческой деятельности Бога или Творца. Термин «креационизм» возник в конце XIX в., а сторонники этой теории утверждают истинность истории о сотворении мира, изложенной в Ветхом Завете.
В конце XIX в. происходило быстрое накопление знаний в различных областях науки (биологии, астрономии, физики), широко распространенной стала теория эволюции. Все это привело к противоречию между научными знаниями и библейской картиной мира. Можно сказать, что креационизм появился как реакция консервативных христиан на научные открытия, в частности, на эволюционное развитие живой и неживой природы, которые в это время стали доминирующими и отвергали появление всего сущего из ничего.

Христианский креационизм

Креационизм в христианстве представлен несколькими течениями, которые отличаются степенью расхождения с научными воззрениями на происхождение Вселенной и Земли.
Согласно младоземельному, или буквалистскому, креационизму мир был создан Богом за 6 дней, как о том и говорится в Библии. При этом некоторые последователи (прежде всего протестанты) этой теории утверждают, что мир был создан примерно 6 тыс. лет назад. Это утверждение основано на Масоретском тексте Ветхого Завета. Другие (в основном православные исследователи) исходят из текста Септуагинты (самого старого перевода Библии) и верят, что мир появился 7,5 тыс. лет назад.
Последователи староземельного, или метафорического, креационизма считают, что 6 дней творения — это метафора, более понятная людям того времени. В Библии слово «день» подразумевает скорее не сутки, а неопределенный отрезок времени, следовательно, в один день творения могут входить миллионы земных лет.
При это метафорический креационизм делится на следующие подвиды:
— креационизм постепенного творения. Последователи этой концепции соглашаются с некоторыми научными открытиями, в частности, принимают астрофизические датировки рождения Вселенной, звезд и планет, но не приемлют теорию эволюции образования видов в процессе естественного отбора. Они утверждают, что именно Бог влияет на появление новых и изменение существующих биологических видов;

— эволюционный креационизм, или теистический эволюционизм. Представители данного направления соглашаются с теорий эволюции, но, по их мнению, именно Творец направляет эволюцию, и она является осуществлением его высшего замысла. Общепринятые научные идеи практически полностью признаются сторонниками этой концепции, а чудесное вмешательство Бога рассматривается ими, например, в проявлении божественного промысла или существовании бессмертной человеческой души, т.е. в тех вопросах, на которые наука ответить просто не может. Они рассматривают творение не как мгновенный законченный акт, а как эволюцию, из-за чего наиболее радикальные буквалисты не считают их не только креационистами, но даже христианами.

Креационизм в иудаизме

Так же, как и в христианском креационизме, среди приверженцев иудаизма есть те, кто приемлет современные взгляды науки, и те, кто их отрицает. Так, например, представители классического ортодоксального иудаизма не признают теорию эволюции, придерживаясь буквального толкования Торы.
Современные ортодоксальные иудаисты, к которым относятся религиозные сионисты и модернисты, признают возможным аллегорическое интерпретирование некоторых частей Торы и считают правильными некоторые моменты теории эволюции.
Существует также реформированный и консервативный иудаизм, последователи которого соглашаются с основными положениями теории эволюции.

Креационизм в исламе

Еще сильнее, чем христианство, теорию эволюции критикует ислам. Многие последователи этой религии считают идеи эволюционной теории близкими к атеизму, поэтому не могут поддерживать их, полностью выступая за божественное сотворение Вселенной и жизни на Земле.
С другой стороны, существуют ученые, которые отмечают, что эволюция — это научный факт, который никак не противоречит Корану. В отличие от Библии, в Коране нет детального описания сотворения мира, поэтому буквалистский креационизм распространен в исламе меньше.

Креационизм в индуизме

15 священных писаниях индуизма, Ведах, описано первичное и вторичное творение. В первичном творении участвовал верховный Господь, который создал материальную энергию. Также он создал первое живое существо — Брахму, осуществившего вторичное творение, заключавшееся в создании материальных тел для кухонных существ и условий, в которых эти существа могли бы контактировать друг с другом и предметами неживой природы.
Индуизм верит, что созданная Господом Вселенная очень древняя, и ее возраст составляет примерно 155 трлн земных лет. В Ведах эволюция человечества описывается как постепенная духовная деградация, в ходе которой сокращается продолжительность человеческой жизни, приходят в упадок его нравственные устои, появляются болезни, исчезает способность общаться с высшими разумными существами.
Развитие человечества и Вселенной в индуизме имеет циклический характер: после того как человечество полностью расходует отведенное ему на свободное развитие время, временное колесо останавливается, после чего цикл создания мироздания и человечества повторяется заново.

Мировые религии о сотворении мира и рождении Вселенной

Такой глобальный вопрос как «Откуда же произошла наша Вселенная?», интересовал человечество на протяжении всей истории его развития. Неудивительно, что практически в любой из мировых религий можно встретить мифы о сотворении мира. При этом только на первый взгляд может показаться, что они зачастую являются абсурдными с точки зрения современного человека, хоть немного разбирающегося в достижениях науки. На самом деле во многих из них повествуется о том, что сейчас пытаются доказать ученые, просто при толковании мифов следует делать скидки на иной уровень восприятия у древних людей и их меньшую научную подкованность.
Религиозно-философские теории также пытаются ответить на вопрос о происхождении Вселенной, но практически все они основаны на вере в то, что мир был создан в результате творческого акта Высшего Разума, Бога, Творца.
В христианстве Создателем всего сущего выступает Бог, а одной из основных христианских догм является «сотворение из ничего», т.е. наша Вселенная из состояния небытия была переведена в состояние бытия в результате Божественной воли. В первых трех главах Книги Бытия (первой книги Библии) описаны этапы сотворения всего сущего.
Большая часть христиан верит в то, что в акте творения мира были задействованы все три ипостаси Святой Троицы: Бог Отец, еще невоплотившийся Бог Сын и Бог Святой Дух. Некоторые христианские учителя, например, святой Иоанн Дамаскин, указывают, что сотворение есть безначальный и предвечный процесс, оно «исходит из самой сущности Бога» и не вызывает изменений в нем, т.е. нет Бога «до» и Бога «после» сотворения мира, он остается единым.
Все человечество появилось на свет от двух созданных Богом людей — Адама и Евы. Сотворенный мир был изначально идеальным, гармоничным и послушным человеку, а он сам был наделен свободой воли.
Научная теория о цикличности Вселенной в некотором роде повторяет представления о возникновении Вселенной в буддийской космологии, в которой представлено бесконечное чередование рождения и уничижения мироздания.
К данном случае высшее существо (Бог) не создал И( еденную как таковую. Каждый мировой цикл накапчивает общую карму всех живых существ, и в результате такого накопления возникает новая Вселенная. Каждому миру отпущен определенный срок существования, в течение которого человечество проходит путь «и расцвета до деградации. Происходит накопление плохой кармы живых существ, и Вселенная от этого разрушается. Через некоторое время космического покоя цикл начинается заново.
Кроме религиозной теории о сотворении мира из ничего, в христианской и иудейской традиции есть также теория о сотворении мира из материи. Ряд современных иудейских исследователей видят в этом возможную связь с теорией эволюции.
В каждом мировом цикле существует 4 периода:
- период пустоты, т. е. время, когда один мир разрушен, а другой еще не сформировался;
- период формирования, когда мир начинает возникать заново;
- период пребывания, когда Вселенная находится в стабильном состоянии;
- период разрушения, когда дурная карма приводит к гибели Вселенной.
На вопросы, было ли начало у самих мировых циклов, есть ли конец у Вселенной или она бесконечна, буддизм ответа не дает, так как подобные вопросы относятся к области неопределенного, на что просвещённый Будда «хранил благородное молчание».
Первым живым существом в каждой новой Вселенной является бог Брахма. При этом он не считается Творцом самой Вселенной, а лишь верховным божеством, которому все поклоняются. Хотя считается, что Брахма вечен и существовал всегда, при этом он не неизменен и на него так же, как и на остальных существ, действует причинно-следственный закон кармы, т.е. вместе с разрушающейся Вселенной пропадает и Брахма.
На теорию Большого взрыва очень похожа каббалистическая теория о «разбиении сосудов», которую создал в средние века каббалист и иудейский богослов Ицхак Луриа. В своем учении он говорил о том, что за попыткой творения последовала космическая катастрофа, в результате которой и возник мир. Божественные лучи, появившиеся в результате катастрофы, рассеялись и претерпели изменение.
В мифах многих народов существует такое понятие, как «хаос», т.е. изначальное состояние мироздания, в котором материя и пространство не имели формы. Элементы космоса (с греч. «порядок», «красота») были выделены из первоначального хаоса, и так появилась Вселенная, подчиненная определенным законам и противопоставленная хаосу. Первичный хаос также называют мировой бездной.
Так, в религиозных воззрениях древних скандинавов в начале существовала только мировая пустота, бездна, называемая Гинунгагап, которую наполняли лишь первобытные силы творения. В ней существовали Муспелль (огненная страна) и Нифель (страна мрака). Столкновение двух противоположностей — жара и холода — привело к появлению первого живого существа, великана Имира, из растерзанного тела которого в последствие и была создана Вселенная. По представлению древних скандинавов, все появилось из мировой бездны и в конце времен все в нее и вернется.
В китайской мифологии также существует миф о рождении Вселенной из мрачного хаоса. Главными космическими силами там выступают мужское начало (Ян, что означает «мрачный») и женское начало (Инь, что означает «светлый»). Эти два начала сами собой образовались в мировой бездне и установили главные направления мирового (вселенского) пространства которых по китайской мифологии насчитывается восемь. Начало Инь стало управлять землей, а начало Ни небом.
Похожее представление о рождении мира существует и в концепции даосизма. В начале существовала шип. пустота (У-цзи), вакуум, неизвестное, из которого (формировались две основные энергии: Ян и Инь. Благодаря их взаимодействию произошло образование энергии ци, а затем и всего сущего во Вселенной.




@темы: Галерея, Космос, Непознанное, Загадки человека, Друзья на yandex.ru, Загадки Земли, ya.ru:author:158139688, Мир в котором мы живём, ya.ru:text