Лабиринт – символ запутанности мира, непонятности, которая при определенных усилиях может быть отлогизирована, понята и покорена. Ключом к такой логизации служит путеводная нить Ариадны. Символ препятствий, преодолеть которые можно с помощью этой нити, – Минотавр.
А еще лабиринт – это Путь от жизни к смерти и от смерти к рождению.
В раннем христианстве лабиринт – символ преисподней, где поселилось невежество, выход из которого должна указать религия.
У Борхеса и воспринявшего его идею Эко лабиринт – модель-символ устройства Вселенной и место обитания книг.
Лабиринт также – место обитания мертвых и символ собственно загробной жизни. Наиболее известные лабиринты для совершения религиозных обрядов и для погребения умерших – в катакомбах Рима, Египта, Киево-Печерской Лавры и проч. Кстати, в таких случаях лабиринты еще – символ запутывания ходов ради невозвращения мертвых из иного мира. У Успенского в «Кого за смертью посылать» остроумно придумано: чтобы-таки пройти из мира в мир, надо сказать палиндром (типа: «Течет море – не ром течет» или «Сенсация: поп яйца снес»).
Далее – зеркальный лабиринт отражений в «Хрониках Амбера» Желязны. Обитают в нем отражения реальных людей и событий – те, что, возможно, произойдут когда-то. А, возможно, и не произойдут. Плюс живут там и страхи, трансформированные в самые невероятные образы, и переживания, и инстинкты, и неожиданно проявляющиеся магические способности. Короче, лабиринт, если вдуматься, получается символом бессознательного (сны разума, в натуре, аха)…
И еще лабиринт Интернета – на мой взгляд, чистое воплощение библиотеки Борхеса и Эко с его смешением языков, слов, категорий, имен, учений, направлений... А обитают в нем… кто только в нем ни обитает. Все мы, например
Оч близко к лабиринту стоят символы пещеры, свастики и свернувшейся в клубок змеи…
Известно множество лабиринтов: на Западе они связаны с поисками Затерянного Мира и Святого Грааля, на Востоке – с избавлением от сансары и законов кармы.
Самым известным является, конечно, лабиринт с Минотавром во дворце царя Миноса в Кноссусе (на Крите). В наши дни он выглядит вот так:
В постановке Феллини лабиринт фееричен и карнавален – как все у блистательного Федерико.
На критском празднике жители острова устраивают главному герою проверку: сможет ли он пройти по лабиринту и сразиться с Минотавром. Остальные с любопытством наблюдают за его передвижениями.
За поворотом следует еще поворот, за ним – другой, постепенно они сливаются в одну цепочку. Герой со страхом перебегает от одного угла лабиринта к другому. А Минотавр то появляется, вступает в схватку с бедолагой-героем, то исчезает, заставляя его трепетать все больше. Наблюдающая за всем этим на безопасном расстоянии толпа периодически кричит и улюлюкает, крики сливаются с ритмичными барабанами, что звучит совсем уж холотропно. Потратьте пару минут, посмотрите ролик – честное слово, после этого американские триллеры покажутся вам туповатой детской игрушкой! ))
Кстати, после столь серьезного испытания герою положена награда. И она ему предоставляется в виде прекрасной (по нашим меркам – сршенно жутчайшей) женщины, которой он должен овладеть тут же, прилюдно, как бы знаменуя финал праздника. Но после битвы в лабиринте герой не в состоянии побеждать женщин – не сейчас, в честь победы над Минотавром, не еще долгое время потом. Вот тебе и лабиринт…
По преданию, Минотавра в лабиринт заточил царь Минос. Сейчас лабиринт как таковой – это развалины на поверхности и сложные ходы в глубине земли. Говорят, что тут до сих пор происходят странные вещи…
По одной из современнейших версий дворец царя Миноса и лабиринт Минотавра – это вовсе не дворец с лабиринтом, а храм. Некоторые ученые уверены, что все ворота сооружения в Кноссусе ориентированы на солнце в определенные времена года и позволяют отслеживать циклическое движение небесных тел. И на найденном тут троне восседал не царь, а жрец. Точнее, жрица. И именно на этот трон падают первые лучи солнца утром.
Подобно мифическим персонажам других культур – драконам и проч. – Минотавр был весьма привередлив и пожирал только юных красивых парней и девушек, которых ему предоставлял Минос.
В чем была суть загадочного лабиринта? Зачем нужен был страшный Минотавр? Судя по всему, жители Крита отнюдь не были варварами. Напротив, еще до древних греков на острове была высокоразвитая минойская цивилизация. Она распространялась довольно далеко и по размерам не уступала Египту. Минийцы создавали прекрасные статуэтки и др. До сих пор находят их изделия от Испании до Месопотамии. Именно на Крите были проложены первые в Европе мощеные дороги, которые делили город на кварталы.
Выходцев с Крита жители других стран в древности считали жителями Атлантиды. О том, что именно на Крите существовала когда-то загадочная Атлантида, говорят и в наше время, причем не только фантасты, но и ученые-археологи.
Так чем же был лабиринт с Минотавром? Коварной ловушкой? Местом страшных мистерий? Пристанищем заточенного и укрощенного лишь наполовину (некое подобие договора) монстра? Или площадкой для проведения ритуалов, смысла которых мы до сих пор не можем понять? Вопрос этот пока не находит точного ответа. Как и вопрос о том, почему исчезла цивилизация минойцев: уничтожили ее греки, природные катаклизмы – наподобие тех, что уничтожили в свое время Атлантиду, или какие-либо другие, неизвестные пока историкам факторы.
п.с. Еще одну версию лабиринта и Минотавра, но уже в современном – социалистическом – варианте представил Аксенов в книге «Москва-ква-ква». По его мнению, советские архитекторы и скульпторы под влиянием партии создавали «безмикробное время» – пик коммунистической утопии, новый «золотой век», вызывая «в культурной памяти афинский Акрополь с его незабываемым Парфеноном».
Аксенов постоянно проводит параллели с античностью. Есть в романе Икар, и Тесей, и Геракл, и Прометей, и Ариадна, и, конечно, Минотавр (Сталин – а кто ж еще?).
п.п.с. А вот еще жители современного лабиринта на Крите. Может, это мутировавшие потомки Минотавра, такие вот Минотавреныши?
))
А еще лабиринт – это Путь от жизни к смерти и от смерти к рождению.
В раннем христианстве лабиринт – символ преисподней, где поселилось невежество, выход из которого должна указать религия.
У Борхеса и воспринявшего его идею Эко лабиринт – модель-символ устройства Вселенной и место обитания книг.
Лабиринт также – место обитания мертвых и символ собственно загробной жизни. Наиболее известные лабиринты для совершения религиозных обрядов и для погребения умерших – в катакомбах Рима, Египта, Киево-Печерской Лавры и проч. Кстати, в таких случаях лабиринты еще – символ запутывания ходов ради невозвращения мертвых из иного мира. У Успенского в «Кого за смертью посылать» остроумно придумано: чтобы-таки пройти из мира в мир, надо сказать палиндром (типа: «Течет море – не ром течет» или «Сенсация: поп яйца снес»).
Далее – зеркальный лабиринт отражений в «Хрониках Амбера» Желязны. Обитают в нем отражения реальных людей и событий – те, что, возможно, произойдут когда-то. А, возможно, и не произойдут. Плюс живут там и страхи, трансформированные в самые невероятные образы, и переживания, и инстинкты, и неожиданно проявляющиеся магические способности. Короче, лабиринт, если вдуматься, получается символом бессознательного (сны разума, в натуре, аха)…
И еще лабиринт Интернета – на мой взгляд, чистое воплощение библиотеки Борхеса и Эко с его смешением языков, слов, категорий, имен, учений, направлений... А обитают в нем… кто только в нем ни обитает. Все мы, например

Оч близко к лабиринту стоят символы пещеры, свастики и свернувшейся в клубок змеи…
Известно множество лабиринтов: на Западе они связаны с поисками Затерянного Мира и Святого Грааля, на Востоке – с избавлением от сансары и законов кармы.
Самым известным является, конечно, лабиринт с Минотавром во дворце царя Миноса в Кноссусе (на Крите). В наши дни он выглядит вот так:


В постановке Феллини лабиринт фееричен и карнавален – как все у блистательного Федерико.
На критском празднике жители острова устраивают главному герою проверку: сможет ли он пройти по лабиринту и сразиться с Минотавром. Остальные с любопытством наблюдают за его передвижениями.
За поворотом следует еще поворот, за ним – другой, постепенно они сливаются в одну цепочку. Герой со страхом перебегает от одного угла лабиринта к другому. А Минотавр то появляется, вступает в схватку с бедолагой-героем, то исчезает, заставляя его трепетать все больше. Наблюдающая за всем этим на безопасном расстоянии толпа периодически кричит и улюлюкает, крики сливаются с ритмичными барабанами, что звучит совсем уж холотропно. Потратьте пару минут, посмотрите ролик – честное слово, после этого американские триллеры покажутся вам туповатой детской игрушкой! ))
Кстати, после столь серьезного испытания герою положена награда. И она ему предоставляется в виде прекрасной (по нашим меркам – сршенно жутчайшей) женщины, которой он должен овладеть тут же, прилюдно, как бы знаменуя финал праздника. Но после битвы в лабиринте герой не в состоянии побеждать женщин – не сейчас, в честь победы над Минотавром, не еще долгое время потом. Вот тебе и лабиринт…
По преданию, Минотавра в лабиринт заточил царь Минос. Сейчас лабиринт как таковой – это развалины на поверхности и сложные ходы в глубине земли. Говорят, что тут до сих пор происходят странные вещи…


По одной из современнейших версий дворец царя Миноса и лабиринт Минотавра – это вовсе не дворец с лабиринтом, а храм. Некоторые ученые уверены, что все ворота сооружения в Кноссусе ориентированы на солнце в определенные времена года и позволяют отслеживать циклическое движение небесных тел. И на найденном тут троне восседал не царь, а жрец. Точнее, жрица. И именно на этот трон падают первые лучи солнца утром.

Подобно мифическим персонажам других культур – драконам и проч. – Минотавр был весьма привередлив и пожирал только юных красивых парней и девушек, которых ему предоставлял Минос.

В чем была суть загадочного лабиринта? Зачем нужен был страшный Минотавр? Судя по всему, жители Крита отнюдь не были варварами. Напротив, еще до древних греков на острове была высокоразвитая минойская цивилизация. Она распространялась довольно далеко и по размерам не уступала Египту. Минийцы создавали прекрасные статуэтки и др. До сих пор находят их изделия от Испании до Месопотамии. Именно на Крите были проложены первые в Европе мощеные дороги, которые делили город на кварталы.
Выходцев с Крита жители других стран в древности считали жителями Атлантиды. О том, что именно на Крите существовала когда-то загадочная Атлантида, говорят и в наше время, причем не только фантасты, но и ученые-археологи.



Так чем же был лабиринт с Минотавром? Коварной ловушкой? Местом страшных мистерий? Пристанищем заточенного и укрощенного лишь наполовину (некое подобие договора) монстра? Или площадкой для проведения ритуалов, смысла которых мы до сих пор не можем понять? Вопрос этот пока не находит точного ответа. Как и вопрос о том, почему исчезла цивилизация минойцев: уничтожили ее греки, природные катаклизмы – наподобие тех, что уничтожили в свое время Атлантиду, или какие-либо другие, неизвестные пока историкам факторы.
п.с. Еще одну версию лабиринта и Минотавра, но уже в современном – социалистическом – варианте представил Аксенов в книге «Москва-ква-ква». По его мнению, советские архитекторы и скульпторы под влиянием партии создавали «безмикробное время» – пик коммунистической утопии, новый «золотой век», вызывая «в культурной памяти афинский Акрополь с его незабываемым Парфеноном».
Аксенов постоянно проводит параллели с античностью. Есть в романе Икар, и Тесей, и Геракл, и Прометей, и Ариадна, и, конечно, Минотавр (Сталин – а кто ж еще?).

п.п.с. А вот еще жители современного лабиринта на Крите. Может, это мутировавшие потомки Минотавра, такие вот Минотавреныши?


