॥श्री व्यासवाण्याः विजयन्ते॥



Долгое время перед современными учеными стоял вопрос, поднятый Локманйей Тилаком, имеет ли Гӣта̄ свои корни в религии Бха̄гавата или нет. Мнению Тилака противостоял С. Ч. Рой в своем увлекательном труде «Бхагавад Гӣта̄ и ее истоки», том 1 (The Bhagavad Gītā and Its Background, Book 1).

В своем Гӣта̄-тāтпарйе (4.1-5) Мадхва подчеркивает сходство положений Гӣты с положениями Па̄њчара̄тры, приводя утверждение Бхармаваиварта-Пура̄н̣ы:

ब्रह्मरुद्रेन्द्रसूर्याणां यद्दत्तं विष्णुना पुरा ।
पञ्चरात्रात्मकं ज्ञानं व्यसोऽदात् पाण्डवेषु तत् ॥
तेषामेवावतारेषु सेनामध्येऽर्जुनाय च ।
प्रादात् गीतेति निर्दिष्टं संक्षेपेणायुयुत्सवे ॥

Учение Гӣты о карма-йоге — это краткое изложение Па̄њчара̄тры или этического принципа Бха̄гаваты нишка̄ма-карма. Хотя доктрина «Вйӯха» Па̄њчара̄тры не упоминается в Гӣте, тем не менее, знаменитые слова о предании себя Ва̄судэве – «Ва̄судэвах̤ сарвамити са маха̄тма̄ судурлабхах̤» (7.19) / «Такая великая душа, которая знает, что Ва̄судэва есть всё — редкость» — очень напоминают одно из основных положений философии Па̄њчара̄тры — Бхагава̄н Ва̄судэва есть Высшая Реальность.

तत्र भागवता मन्यन्ते – भगवानेवैको वासुदेवो निरंजनज्ञानस्वरूपः परमार्षतत्त्वम् (Бхармасӯтра Бха̄шйа Щаӈкары, 2.2.42)

В том же контексте особо выделяется Эка̄нтава̄да (монотеизм) философии Бха̄гавата и говорится о почитателях низших божеств «Анйадэвата̄бхакта̄х̤» (7.20), которые наслаждаются ограниченными плодами своего поклонения. Эти моменты, не говоря уже о глаголе «прападйате» в 7.19, в сочетании с эмоциональной окраской фразы «ва̄судэвах̤ сарвамити са маха̄тма̄ судурлабхах̤» явно перекликаются с доктриной ваишн̣авизма «Прапатти» или, как ее еще называют в Бенгале, — «щаран̣āгати». Поэтому очень трудно согласиться с мнением С. Ч. Роя, что фраза „ва̄судэвах̤ сарвамити“ никак не связывает весть Гӣты с традицей Бха̄гаваты.

Цитата, приведенная Мадхвой из Брахмаваиварта-Пура̄н̣а в его «Гӣта-тāтпарйе» (см. выше) убедительно указывает на фундаментальное сходство между положением Гӣты о карма-йоге и положением Па̄њчара̄тры о наишкармйа.

Связь Гӣты с упанишадами состоит в упабрим̣хан̣е или в изложении ее идей в подходящем стиле, разворачивая эти идеи особым методом. Такое изложение достигается методом, сравнимым с аллегорией дерева Ащваттха из Кāт̣ха Упанишады, а также заимствованием некоторых щлок и многих идей из различных Упанишад.

Таким образом, Гӣта̄ — это поэтическое сплетение или поэтический синтез учений Вед, Упанишад и Брахма-сӯтр, изложенный в особом, присущем только Гӣте стиле. Ее эклектизм, располагающее к себе здравомыслие, мягкое, но убедительное красноречие, широта взглядов в сочетании с твердостью принципов, складное течение ее стихов и ритм ее поэзии, красочные образы и всеобъемлющая человечность, все это с давних времен покоряет сердца сāдхаков.

Она воистину «мед па̄риџа̄ты великого эпоса» (Маха̄бха̄ратапа̄риџа̄тамадхубхута̄;), как ее красиво называет Мадхва. Святой и поэт Махараштры Џња̄надэва применяет это же сравнение в легкой вариации в самом начале своей «Џња̄нещварӣ» भारतकमळपरागु गीताख्यु प्रसंगु जो संवादला श्रीरंगु अर्जुनेंसी (1.50).

p.s.: Изначально знание Па̄њчара̄тры Щрӣ Вишн̣у дал Брахме, Рудре, Индре и Сӯрйе. Оно же было передано Щрӣ Вйа̄сой пāн̣д̣авам, которые были аватāрами вышеназванных дэвов, а также было изложено в сжатой форме Арџуне. Это знание в сжатой форме и есть Гӣта̄.

Особое положение Ва̄судэвы, описываемое в Па̄њчара̄тре, подтверждается и в других источниках:

वासुदेवे भगवति भक्तियोगः प्रयोजितः
जनयत्याशु वैराग्यं ज्ञानं च यदहैतुकम् (Бха̄гавата, 3.33.23)

वासुदेवपरा वेदा वासुदेवपरा मखाः
वासुदेवपरा योगा वासुदेवपराः क्रियाः
वासुदेवपरं ज्ञानं वासुदेवपरं तपः (Бха̄гавата, 2.29.30)

अनादिकर्मणा बद्धो जीवः संसारमण्डले ।
वासुदेवाज्ञया नित्यं भ्रमति *** (Па̄њчара̄тра, процит. Мадхвой)

«Маттах̤̤ паратарам на̄нйат» (Гӣта̄ 7.7) – Нет ничего и никого выше Меня; и «Экабхактирвищишйате» (7.7) – преданный только Одному и Он наивысший.







@темы: Друзья на mail.ru