॥श्री व्यासवाण्याः विजयन्ते॥



11. Вйāсатӣртха (1460-1539) — лучший из лучших знатоков диалектики и непревзойденный Мастер ведения дебатов того времени. Яркий представитель Таттвавāда. Наряду с Мадхвой и Џайатӣртхой он представляет, так называемую тройку Муни — «Мунитрайам» Таттвавāда. Был духовным наставником императора Виџайанагара Крьшнадэварāйа. К нему с великим почтением относились цари второй династии. У нас есть полное описание его биографии и жизнедеятельности, составленное его современником поэтом Соманāтхом в «Вйāсайогичаритачампӯ».

Вйāсатӣртха написал всего девять работ. Самые известные из них: «Нйāйāмрьта», «Таркатāн̣д̣ава» и «Тāтпарйачандрикā». Из них, «Нйāйāмрьта» послужила отправной точкой историческо-диалектическим разногласиям между школами Дваита и Адваита, в обсуждении которых такие знаменитые фигуры школы Адваита, как Мадхусӯдана Сарасватӣ, считали необходимым принять участие.

Работы Вйāсатӣртхи свидетельствуют о его поистине энциклопедических знаниях, раскрывая удивительный интеллект, грациозную ясность мысли и возвышенное остроумие этого проницательного философа. Он способен уместить обширный материал в нескольких хорошо сформулированных, кратких и точных выражений.

Его работы олицетворяют возвышенные и ни с чем не сравнимые идеи Вед, выраженные в словах Вйāсы и Мадхвы в области конструктивного изложения сиддхāнта и критического осмысления и оценки других мировоззрений.

Дасгупта выразил Вйāсатӣртхе свое глубочайшее почтение, сказав: „Диалектические способности, глубокая проницательность, стройность логического мышления, показанные Вйāсатӣртхой, остаются непревзойденными во всем мире Индийской философской мысли“ (Инд. фил. 4, стр.7).

Хотя и написанный в виде комментария к «Таттвапракāщикā» Џайатӣртхи, «Тāтпарйа-Чандрикā» Вйāсатӣртхи на самом деле является самостоятельным философским трактатом, объясняющим Брахма-сӯтры в свете идей из комментариев великих Āчāрйев.


Подкомментарии и пояснительные работы


На «Таттвапракāщику» написано более дюжины подкомментариев. В традиции Таттвавāда они называются типпан̣ӣ.

12. Вāдирāџа Тӣртха (1480-1600) — выдающийся преемник Щрӣ Вйāсатӣртхи, который продолжил работу на поле теологических дебатов и критического анализа и защиты Таттвавāда.

Он был любимым учеником Вйāсатӣртхи. Само его имя «мастер дебатов» говорит о его незаурядных способностях и знаниях. Его перу принадлежит более 105 работ.

Две работы — «Гурвартхадӣпикā» и «Нйāйа-судхā» являются его объяснениями Сӯтра-прастхāна и «Таттвапракāщики» Џайатӣртхи. «Гурвартхадӣпикā» — это краткий комментарий, в котором, несмотря на сжатость, доходчиво, четко и виртуозно объясняются принципы и суть ключевых понятий «Таттвапракāщики». Этот комментарий помогает глубже понять ту весть, которую несут »Сӯтра-бхāшйа» и ТП.

Щрӣ Вāдирāџа Тӣртха талантливый и плодотворный писатель. Его magnum opus это «Йуктималликā», состоящая из 5379 стихов, раскрывающая всю суть Вед и Таттвавāда. Она объединяет в себе философскую глубину и поэтический шарм.

В число его работ входит также комментарий на «Махāбхāрата-тāтпарйа-нирн̣айа». Два поэтических произведения «Рукмин̣ӣщавиџайа» и «Тӣртха-прабандха» являют собой неиссякаемую щāстровую суть в грациозной поэзии.


13. Рагхӯттама Тӣртха (1557-96) — «Бхāвабодха» — это подробный, развернутый комментарий на «Таттвапракāщику», обращающий особое внимание на детали каждого раздела Сӯтр. Очень скрупулезно разбираются аргументы пӯрвапакши, четко указывается связь пӯрвапакши с сутью предшествующего адхикаран̣а. Сиддхāнт представлен в таком же упорядоченном виде. В конце каждого адхикаран̣а раскрывается цель и назначение каждого сӯтра.

Щрӣ Рагхӯттама Тӣртха более юный современник Щрӣ Вйāсарāџи и часто ссылается на работу последнего под названием «Тāтпарйачандрикā». Другой важный и знаменитый труд Щрӣ Рагхӯттама Тӣртхи — «Брьхадāран̣йа Бхāвабодха». Он автор еще нескольких трактатов.

14. Щрӣ Рāгхавендра Тӣртха (1624-71) написал ряд архиважнейших произведений. Мистик, глубокопочитаемая личность среди ваишн̣авов. После Виџаӣндра Тӣртхи, он наиболее влиятельный комментатор и безукоризненный представитель Таттвавāда. Непревзойденный комментарий на «Тāтпарйачандрику» принадлежит перу именно Щрӣ Рāгхавендра Тӣртхи под названием «Чандрикā-Пракāща».

Эта работа содержит в себе глубину мысли, подчеркивая живость и меткость изложения ТЧ. Его объяснение ТП, известное как Бхāвадӣпа, это объемный комментарий, проясняющий некоторые сложные моменты текста. Столь же важна, если не больше, его знаменитая «Врьтти» на Брахма-сӯтры, известная как «Тантрадӣпикā». Это поразительный образец лаконичности, ясности и адекватности изложения. Еще одна работа «Судхā-Паримала» это огромная помощь в изучении «Нйāйа-Судхи».

Последняя и не менее ценная помощь в нашем изучении Брахма-сӯтр и «Сӯтра-бхāшия» Мадхвы это прямое, простое, скромное, но тем не менее самодостаточное и содержательное объяснение бхāшия Мадхвы, представленное Џаганнāтха Тӣртхой (1718-60) в его «Бхāшйа-дӣпике». Џаганнāтха Тӣртха был одним из самых одаренных преемников самого Вйāсатӣртхи.


17. Тāмрапарн̣и Щрӣнивāса — его «Вāкйāртхамуктāвалӣ» — это подробный комментарий на «Таттвапракāщику» Џайатӣртхи. Он перекликается как с «Тāтпарйа-Чандрикой» Щрӣ Вйāсатӣртхи, так и с «Бхāвабодхой». В нем часто цитируется «Таттвапрадӣпикā» Тривикрама Пан̣д̣ита. Очень часто встречаются ссылки на Итихāсы и Пурāн̣ы. Другая известная работа этого автора — «Вāкйāртхапрамейāвалӣ» ссылки на которую часто встречаются в его «Вāкйāртхамуктāвалӣ». Кроме этого, Тāмрапарн̣и Щрӣнивāса составил комментарий на «Гӣтā-тāтпарйам» Щрӣ Мадхвы и «Упанишад-бхāшие».


18. Пāндуранги Щрӣнивāсāчāрйа и его подкомментарий «Таттвасуводхинӣ», очень близкий к «Бхāвабодхе» Щрӣ Рагхӯттаматӣртхи. Пāндуранги Щрӣнивāсāчāрйа — сын Пāндуранги Āнандабхаттāраки, автора «Нйāйамрьта Кантакоддхāры», и старший брат Щрӣ Видйāдхӣща Тӣртхи. Его литературный стиль прост и понятен. «Таттвасуводхинӣ» можно считать дополнением к «Бхāвабодхе», который был видйā-гуру самого автора.


19. Щрӣнивāсатӣртха написал очень короткий комментарий «Вāкйāртхавиваран̣ам». Для автора, тем не менее, более типичны подробные комментарии и углубление в детали. Его комментарии на Дащапракаран̣ы, «Нйāйасудху», «Рьгбхāшие» и др. детально продуманы и четко сформулированы. Но этот комментарий он выдержал в кратком изложении. Тем не менее, все немногочисленные положения этой работы очень существенны и точны.

20. Щаркара Щрӣнивāса и его очень продуманный и ясно изложенный комментарий «Вāкйāртхаман̇џарӣ». В этой работе великолепно освещена суть «Таттвапракāщики». Другой комментарий, принадлежащий его перу — «Бхедоџџӣвана».


На этом первая часть темы «Брахма-сӯтры» закончена. Она состоит из биографических сведений наиболее известных и именитых комментаторов Брахма-сӯтр. В следующих частях мы будем касаться непосредственно самих Брахма-сӯтр, их структуры и других важных аспектов.


продолжение следует








@темы: Друзья на mail.ru