ОБЩИНЫ

Как и зачем они основываются


Свами Криянанда
Как, вероятно, и любой человек, я любил читать «утопические» романы об идиллических обществах, однако красивые, но непрактичные теории никогда не привлекали меня. Возможность же реального осуществления любого начинания на твёрдом основании этого мира определяется понятиями, которыми мы руководствуемся при этом.

Идейные общины впервые заинтересовали меня, когда мне было пятнадцать лет. Мысль о жизни в общине людей со сходными в основном интересами, вместе переносящих все трудности, казалась мне лучшим ответом на многие неотложные проблемы наших времён, связанных с поиском человеческих и духовных ценностей в кажущейся бессмысленной вселенной.

С тех пор в течение многих лет я буквально пожирал каждую книгу, которую мне удавалось найти об общинах прошлого и настоящего. И при всякой возможности я посещал действующие общины. Одной из них была Даялбагх близ индийского города Агра, другой – кибуц в Галилее. Кроме того, я учился общинному опыту в многочисленных монашеских общинах всего мира.

Я также говорил и переписывался со многими людьми, которые благодаря своей компетентности могли бы предложить решения некоторых практических проблем, возникновение которых я ожидал при создании жизнеспособной общины. К ним, в частности, относится Джайпракаш Нараян, бывший когда-то вторым человеком в Индии после Джавахарлала Неру. Джайпракаш Нараян оставил государственную службу в надежде разрешения проблем Индии путём создания общин. Он оказался достаточно добрым человеком и отнёсся к моим идеям с энтузиазмом.

Став взрослым человеком и проработав многие годы в качестве организатора, администратора, учителя и консультанта, я накопил непосредственный, практический опыт в разборе сложностей групповой динамики.

Мой энтузиазм по поводу этого проекта особенно возрос, когда в 1948 я встретил великого мастера Парамхансу Йогананду, и он принял меня в свои ученики. А уже скоро я узнал, что идеал общины дорог и ему.

Одну из основных целей своего прихода на Запад Йогананда излагал так: «Распространять дух братства среди всех народов и способствовать образованию во многих странах самообеспечивающихся колоний мирового братства для простой жизни и высокого мышления».

В течение многих лет как его ученик я изучил всё, что он говорил мне и другим, и всё, что он писал, на эту тему.

Этот опыт способствовал основанию Деревни Мирового Братства Ананды в предгорьях Сьерра-Невады в Северной Калифорнии. С тех пор Ананда превратилась в одну из самых успешных идейных общин в мире. Она насчитывает несколько сотен постоянных жителей и имеет дочерние общины в различных частях Америки и одну – близ итальянского города Ассизи. Таким образом, основу этой статьи составил опыт исследований и планирования, накопленный примерно за полвека, в течение которых проверялись и описываемые в ней принципы и специфика. Едва ли стоит говорить о том, что и сам я глубоко верю в эти принципы, которые обрисованы здесь в общих чертах, ведь так или иначе я жил по ним бóльшую часть своей взрослой жизни. И, если с помощью этого руководства мне удастся убедить хотя бы несколько человек жить так же, я буду считать, что труд моей жизни щедро вознаграждён.

Время пришло
В последние годы своей жизни на земле великий учитель Парамханса Йогананда неоднократно и настоятельно говорил о плане, который, по его словам, должен был стать основной моделью общественного устройства новой эпохи: о формировании «колоний мирового братства», как он называл их. И почти в каждой своей публичной лекции, независимо от заявленной темы, он делал отступления, стараясь побудить людей к воплощению в жизнь его предложения.

«Придёт день», – предсказывал он, – «когда эта идея охватит весь мир, подобно пожару. Собирайтесь вместе те из вас, кто разделяет высокие идеалы, объединяйте свои ресурсы и покупайте землю в своей стране. Простая жизнь принесёт вам внутреннюю свободу, а гармония с природой даст вам то счастье, которое известно лишь немногим городским жителям. В обществе других искателей истины вам будет легче медитировать и размышлять о Боге.

Какая необходимость во всей той роскоши, которой окружают себя люди? Бóльшую часть того, что они имеют, они покупают в кредит, и их долги становятся причиной бесконечного беспокойства для них. И даже те, кто уже оплатил купленные предметы роскоши, всё равно не свободны, ведь привязанность к ним делает их рабами. Они думают, будто благодаря своему имуществу они становятся свободнее, и не видят того, что имущество само обладает ими!»

Йогананда подчёркивал радости простой, естественной жизни и размышлений о Боге, то есть такого образа жизни, который, как он говорил, принесёт людям «счастье и свободу».

Но в это своё обращение к людям он вкладывал не только привлекательную для них идею, но и призыв о безотлагательности её осуществления.

«Времени мало», – постоянно повторял он своим слушателям. «Вы и не представляете, какие страдания ждут человечество. Помимо войн будет такой экономический спад, подобных которому не было уже очень-очень давно, когда деньги не будут стоить даже той бумаги, на которой они печатаются. И люди будут умирать миллионами».

А однажды в разговоре о чём-то он воскликнул: «Вы не знаете, какой ужасный катаклизм надвигается!»

Доверие к пророчествам кому-то может показаться суеверием. Но даже этих людей может заинтересовать тот факт, что каждый из тех, кому приписывают пророческие видения, предсказывает человечеству ужасные страдания в грядущие годы (Индийский мудрец Бхригу писал: «Плач будет стоять в каждом доме»).

Впрочем, вопрос о простом доверии к пророчествам уже и не стоит, ведь вероятность предсказываемых в них событий и так уже слишком очевидна.

Согласно предсказаниям многих учёных, которые делаются на основе известных фактов, у нынешнего демографического взрыва возможен лишь один результат: в ближайшие годы «сотни миллионов» людей в мире должны либо умереть от голода из-за недостатка пищи на нашей планете, либо погибнуть во взаимной резне за любую пищу, какую только можно будет достать. Серьёзные экономисты предсказывают грандиозный экономический спад. Что же касается войны, то всегда, конечно, нужно надеяться на лучшее, но каковы, по-вашему, реальные шансы на прекращение конфликтов? Напряжённость продолжает расти и не уменьшается, даже несмотря на угрозу глобального уничтожения.

Давайте же рассмотрим предлагаемое Йоганандой решение об образовании «колоний мирового братства», или идейных общин, если использовать более известное выражение. Это, конечно, решение для отдельных людей, а не для всего мира, но именно отдельные люди благодаря своему личному преображению сделали возможными многие изменения в мире. (Вспомните духовный подъём, который произошёл во всём мире благодаря учениям Будды и Иисуса Христа. А последующие социальные революции совершенно несоизмеримы по своим масштабам с той горсткой учеников, которых обратили эти великие Учителя.)

Но в нынешний исторический период понятие идейных общин несёт в себе нечто, что переводит её из категории личных в категорию социальных и общемировых ценностей.

Статья в полном объеме по этой ссылке
http://www.ananda.ru/Intentional-Communities.htm




@темы: Друзья на mail.ru