Начиная с возникновения классового
общества, люди критикуют власть и размышляют, как может выглядеть
справедливое общество. Подборка провокационных высказываний
ГЕРМАНН КЛЕННЕР
Немецкий философ
Понятное и разумное высказывание Гезине Лётцш (прим. Бывший сопредседатель Левой партии Германии): «Коммунизм - это древняя идея, которая выражает стремление к справедливому обществу» и Грегора Гюзи (прим. Руководитель Левой фракции в Бундестаге): «Когда люди подразумевают под коммунистами тех, кто стремится к обществу без классов и в котором свобода каждого является условием для свободы всех – да, в таком случае я могу с легкостью причислить себя к коммунистам», вызвали у фанатичных антикоммунистов соответствующий их ограниченному горизонту резонанс. Чтобы не допустить осквернения взгляда в будущее, необходимо также обратить взгляд в прошлое. Коммунизм является также миром мыслей. Причем этот древний мир постоянно переосмысливается. И его не так просто уничтожить, как показывает история. Это означает, что коммунистические идеи соответствуют базовой потребности людей: человеческому сосуществованию. Не все авторы этих высказываний причисляли себя к коммунистам, но большинство из них считали себя противниками экспроприационных, угнетающих и отупляющих условий в обществе их времени. Некоторые из них поплатились жизнями за свои убеждения.
Платон (347 до н.э.): В сообществе, в котором не существует богатства и бедности, возникнет лучшая нравственность. Очень благопристойный человек не может быть очень богатым, потому что справедливая и несправедливая прибыль в сумме в два раза больше чем просто справедливая прибыль.
Евангелист Лука (80 год н.э.): Сообщество верующих было сердцем и душой; и ни один не сказал, что его вещи являются его собственностью, наоборот, все принадлежит всем вместе.
Томас Мор (1516): Везде, где есть частная собственность и деньги являются мерилом для всего, не существует справедливости – разве что, если считать справедливым то, что злодеи всегда живут лучше остальных.
Ганс Хергот (1527): Всего в мире существует три стола. На первом находится слишком много всего, на втором среднее количество, а третий совсем бедный. И тут пришли те, от первого избыточного стола и решили забрать хлеб с самого бедного стола. Отсюда и возникает борьба, и бог перевернет избыточный стол и бедный стол и поддержит средний стол.
Томасо Кампанелла (1602): Науки, почетные места и радости жизни являются (в солнечном государстве) своего рода общими, так что никто не сможет присвоить что-то от другого. … В настоящем сообществе все бедны и богаты одновременно; богаты, потому что у всех есть все, что им нужно и бедны, потому что никто не обладает чем-то в качестве собственности.
Джерард Уинстенли (1649): Частная собственность является причиной всех войн, всех кровопролитий, всех краж и всех рабских законов. Пока властители страны назначают свою собственность и возвышают частную собственность, простой народ никогда не будет свободен.
Морелли (1755): Кому придет в голову править там, где нет собственности, кому захочется порабощать других? Не может существовать тирании в обществе, в котором престиж как раз и заключается в том, чтобы нагрузить себя самыми сложными обязательствами и заботами, стремиться только к таким жизненным удобствам, которые доступны всем.
Жан-Жак Руссо (1762): Ни один гражданин страны не должен быть настолько богатым, чтобы иметь возможность купить остальных, и ни один не должен быть настолько беден, чтобы продаваться.
Жан П. Марат (1790): Что будет достигнуто, если вследствие устранения дворянской аристократии на ее место придет денежная аристократия? Как только прорывает дамбу, морские воды неудержимо разливаются до тех пор, пока по всей площади не установится один уровень воды. То есть равенство прав имеет как следствие равенство собственности, единственную основу, на которую может опираться разум.
Мэри Уо́лстонкраф (1790): Свобода прекрасная идея, которая в различных правительствах нашей прекрасной планеты пока ни разу не обрела свой образ; Демон собственности подсуетился, для того чтобы забрать священные права человека и создать законы, которые стоят на тропе войны по отношению к справедливости.
Виллиам Годвин (1793): Богатые являются напрямую или косвенно законодателями государства; и вследствие этого они постоянно приносят угнетение в систему. … Именно собственность создает из людей общую массу и манипулирует ей как бездушной машиной.
Жак Ру (1793): Свобода это пустое безумие до тех пор, пока один класс людей может безнаказанно объедать другой. Равенство это пустое безумие до тех пор, пока богатый обладающий монополией решает о жизни и смерти своих сограждан.
Гракх Бабё́ф (1795): Больше никаких правителей, никаких угнетателей и никаких угнетенных. … Будущее правительство искоренит все пограничные шлагбаумы, заборы, замки, споры, процессы, кражи, убийства, короче говоря, все преступления.
Гракх Бабё́ф (1796): Природа всем дала одинаковое право наслаждаться всеми вещами. В настоящем обществе не должно быть богатых или бедных. Неравенство и угнетение это одно и то же. Несчастье и рабство происходят от неравенства, а оно в свою очередь от собственности. Значит, собственность является главной бедой общества, это преступление против всех. Революция не закончилась, так как богатые все присвоили себе и только и делают, что приказывают, в то время как бедные работают как рабы и ничего не значат в государстве.
Роберт Оуэн (1826): В мире есть только один путь, следуя которым человек сможет ощущать постоянное счастье, к которому он способен от природы: объединение и совместная работа всех вместе для пользы каждого по отдельности.
Шарль Фурье (1829): Каждый производитель находится в состоянии войны с населением и из личных интересов настроен враждебно по отношению к народу. … В цивилизации бедность возникает от избытка.
Доктрин де Сан-Симон (1829): Продолжающееся угнетение людей людьми без сомнения объясняется социальными условиями; Но последняя причина заключается в статусе собственности… Господин и раб, патриций и плебей, землевладелец и крепостной, бездельник и рабочий – живым выражением антагонизма является угнетение людей людьми.
Эдвард Ганс (1836): Взаимоотношения господина и раба, позднее патриция и плебея, потом феодала и вассала теперь перетекли во взаимоотношения фабриканта и рабочего. Это ли не рабство, когда человек эксплуатируется как животное? И нет средств это побороть? Есть. Это свободная совместная работа, это коллективизация.
Этьен Кабе (1839): Что такое общество? Это разносторонность всех людей и основывается она на свободной воле. Поэтому в нем не может быть господ и слуг, грабителей и ограбленных, обманщиков и обманутых, мучителей и мучеников. Другими словами: в чем основа общества? В общих интересах всех объединенных и ассоциированных.
Пьер Жозе́ф Прудо́н (1840): Собственность это грабеж. … Коммунизм это неравенство, но в противоположном смысле. Собственность это угнетение слабого сильным; Коммунизм это угнетение сильного слабым.
Этьен Кабе (1840): Сразу же после своего появления коммунистов замалчивают, дискредитируют и преследуют. Что делается! Нужна смелость для своих убеждений; нужно говорить, кто ты есть. Я коммунист.
Вильгельм Вайтлинг (1842): Существование и благополучие каждого должно быть защищено от посягательств других. Это возможно только при объединении товаров и труда, всего того, что необходимо и полезно для жизни. … Изменение старого порядка это революция; Следовательно, прогресс возможен только при помощи революции.
Теодор Дезами (1842): Общинная собственность это самый естественный, простой и совершенный вид ассоциации, единственный верный способ избавится от всех противоречий, которые стоят на пути общественных принципов. Общинная собственность это определение всего того, чего мы требуем в наших революционных лозунгах: свобода, равенство, братство.
Карл Маркс (1842): Мы убеждены, что опасность заключается не в практической попытке, а в теоретическом осуществлении коммунистических идей, так как на практические попытки можно ответить пушками, как только они станут опасными, а идеи, которые победили нашу интеллигенцию, которые захватили наши убеждения, по которым наш разум выковал нашу совесть, это цепи, которые нельзя сорвать, не разорвав сердце, это демоны, которых люди могут победить только покорившись им.
Мозес Гесс (1843): На небе наших идей не царят предубеждения; там полностью признается достоинство человека, там провозглашены его вечные права; там все люди братья и товарищи. Глубоко у нас внутри мы все же убеждены в равенстве всех людей. Да, Германия дальше всех в плане теории – но, к сожалению, только в плане теории. Пока мы терпим самых свободных людей, самых истинных демократов, самых радикальных коммунистов, мы терпим одновременно разобщенность нашей действительности.
Фридрих Энгельс (1843): Настоящая свобода и настоящее равенство, вот что такое коммунизм. … Или все философские усилия немецкой нации были напрасными, или они должны закончиться коммунизмом.
Маркс (1844): Коммунизм как положительное упразднение частной собственности как человеческого отчуждения и поэтому как настоящее перевоплощение человека человеком и для людей. Этот коммунизм является совершенным гуманизмом, разгаданной загадкой истории и является ее решением.
Вильгельм Вайтлинг (1845): Коммунизм это состояние общественной организации, в которой все человеческие силы, то есть все руки, головы и сердца, каждая способность, каждый интеллект и каждое чувство приходит в движение, для того, чтобы обеспечить индивидууму – при одинаковых для всех условиях – удовлетворение его потребностей, стремлений и желаний, или другими словами, обеспечить наслаждение его личной свободы.
Маркс/Энгельс (1845): Коммунизм эмпирически возможен только как действие правящего народа, что требует универсального развития производственной мощи и связанного с этим мирового движения. … Коммунизм для нас не состояние, которое можно создать, а идеал, к которому будет стремиться действительность. Мы называем коммунизмом настоящее движение, которое преодолеет нынешний порядок.
Энгельс (1847): Коммунизм это учение об условиях для освобождения пролетариата.
Генрих Оппенгейм (1847): Не достаточно просто сказать: «Каждому по способностям, каждой способности по достижениям!» Правильно так: «каждому по потребностям!», при этом не забывать, что каждый обязан по настоящему заслужить получение по потребностям в зависимости от их соотношения к выполненной работе.
Маркс/Энгельс (1848): На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоречиями придет ассоциация, в которой свободное развитие каждого будет являться условием для свободного развития всех.
Генрих Гейне (1854): Более или менее тайные лидеры немецкого коммунизма являются великими логиками, самые сильные из которых пришли из гегелианской школы, они, без сомнения, являются самыми способными умами и самыми энергичными характерами Германии. Эти доктора революции и безжалостно решимые молодые люди являются единственными мужами Германии, в которых живет жизнь и которым принадлежит будущее.
Юлиус фон Кирхманн (1866): Коммунизм, идеал прогрессивного равенства всех людей в счастье и благополучии находится так глубоко в груди каждого, что не нужно отчаиваться. Приближение к этой цели будет продолжаться, будьте в этом уверены.
Луи Огюст Бланки (1869): Коммунизм – это будущее общества.
Владимир Ленин (1917): При переходе от капитализма к коммунизму угнетение еще необходимо. Это уже не государство в прямом смысле, так как подавление меньшинства угнетателей большинством вчерашних рабов является относительно простым и естественным делом, оно требует намного меньше крови, чем подавление восстаний рабов, крепостных и рабочих.
Роза Люксембург (1918): Буржуазное классовое господство использовало свое право на существование. Помощи не будет, выхода нет, никакого спасения кроме социализма. Только мировая революция пролетариата может принести порядок в этот хаос. На место труда за зарплату и классового господства придет товарищеский труд. Трудовые средства должны перестать быть монополией одного класса, они должны быть общими для всех. Регулирование производства и распределение продуктов в интересах общества. Социализм или погружение в варварство.
Антонио Грамши (1921): Социалистически или коммунистически? Это главный вопрос, перед которым в воскресение все при подходе к избирательным урнам будут стоять в нерешительности. Даже если пролетарии проведут стачку с требованиями сокращения рабочего времени, увеличения зарплаты и улучшения условий труда, они должны чувствовать внутри, что каждая борьба меркнет по сравнению с конечной целью. Верят ли пролетарии, что их акция сможет себя исчерпать в ежедневной борьбе за защиту зарплат и рабочего времени? Если они в это верят, им не надо приходить на выборы, или они придут туда, только для того, чтобы послать людей в парламент, которые будут вести переговоры с правительством.
Бертольд Брехт (1931): Похвала коммунизма / Он разумен, каждый его понимает. Он прост. / Ты же не угнетатель, ты можешь его понять. / Глупцы называют его глупым, а грязные называют его грязным. / Он против грязи и против глупости. / Угнетатели называют его преступлением. / Но мы знаем: / Он конец их преступлений. / Он не хаос, / а порядок. / Он простое,/ что трудно сделать. /
общества, люди критикуют власть и размышляют, как может выглядеть
справедливое общество. Подборка провокационных высказываний
ГЕРМАНН КЛЕННЕР
Немецкий философ
Понятное и разумное высказывание Гезине Лётцш (прим. Бывший сопредседатель Левой партии Германии): «Коммунизм - это древняя идея, которая выражает стремление к справедливому обществу» и Грегора Гюзи (прим. Руководитель Левой фракции в Бундестаге): «Когда люди подразумевают под коммунистами тех, кто стремится к обществу без классов и в котором свобода каждого является условием для свободы всех – да, в таком случае я могу с легкостью причислить себя к коммунистам», вызвали у фанатичных антикоммунистов соответствующий их ограниченному горизонту резонанс. Чтобы не допустить осквернения взгляда в будущее, необходимо также обратить взгляд в прошлое. Коммунизм является также миром мыслей. Причем этот древний мир постоянно переосмысливается. И его не так просто уничтожить, как показывает история. Это означает, что коммунистические идеи соответствуют базовой потребности людей: человеческому сосуществованию. Не все авторы этих высказываний причисляли себя к коммунистам, но большинство из них считали себя противниками экспроприационных, угнетающих и отупляющих условий в обществе их времени. Некоторые из них поплатились жизнями за свои убеждения.
Платон (347 до н.э.): В сообществе, в котором не существует богатства и бедности, возникнет лучшая нравственность. Очень благопристойный человек не может быть очень богатым, потому что справедливая и несправедливая прибыль в сумме в два раза больше чем просто справедливая прибыль.
Евангелист Лука (80 год н.э.): Сообщество верующих было сердцем и душой; и ни один не сказал, что его вещи являются его собственностью, наоборот, все принадлежит всем вместе.
Томас Мор (1516): Везде, где есть частная собственность и деньги являются мерилом для всего, не существует справедливости – разве что, если считать справедливым то, что злодеи всегда живут лучше остальных.
Ганс Хергот (1527): Всего в мире существует три стола. На первом находится слишком много всего, на втором среднее количество, а третий совсем бедный. И тут пришли те, от первого избыточного стола и решили забрать хлеб с самого бедного стола. Отсюда и возникает борьба, и бог перевернет избыточный стол и бедный стол и поддержит средний стол.
Томасо Кампанелла (1602): Науки, почетные места и радости жизни являются (в солнечном государстве) своего рода общими, так что никто не сможет присвоить что-то от другого. … В настоящем сообществе все бедны и богаты одновременно; богаты, потому что у всех есть все, что им нужно и бедны, потому что никто не обладает чем-то в качестве собственности.
Джерард Уинстенли (1649): Частная собственность является причиной всех войн, всех кровопролитий, всех краж и всех рабских законов. Пока властители страны назначают свою собственность и возвышают частную собственность, простой народ никогда не будет свободен.
Морелли (1755): Кому придет в голову править там, где нет собственности, кому захочется порабощать других? Не может существовать тирании в обществе, в котором престиж как раз и заключается в том, чтобы нагрузить себя самыми сложными обязательствами и заботами, стремиться только к таким жизненным удобствам, которые доступны всем.
Жан-Жак Руссо (1762): Ни один гражданин страны не должен быть настолько богатым, чтобы иметь возможность купить остальных, и ни один не должен быть настолько беден, чтобы продаваться.
Жан П. Марат (1790): Что будет достигнуто, если вследствие устранения дворянской аристократии на ее место придет денежная аристократия? Как только прорывает дамбу, морские воды неудержимо разливаются до тех пор, пока по всей площади не установится один уровень воды. То есть равенство прав имеет как следствие равенство собственности, единственную основу, на которую может опираться разум.
Мэри Уо́лстонкраф (1790): Свобода прекрасная идея, которая в различных правительствах нашей прекрасной планеты пока ни разу не обрела свой образ; Демон собственности подсуетился, для того чтобы забрать священные права человека и создать законы, которые стоят на тропе войны по отношению к справедливости.
Виллиам Годвин (1793): Богатые являются напрямую или косвенно законодателями государства; и вследствие этого они постоянно приносят угнетение в систему. … Именно собственность создает из людей общую массу и манипулирует ей как бездушной машиной.
Жак Ру (1793): Свобода это пустое безумие до тех пор, пока один класс людей может безнаказанно объедать другой. Равенство это пустое безумие до тех пор, пока богатый обладающий монополией решает о жизни и смерти своих сограждан.
Гракх Бабё́ф (1795): Больше никаких правителей, никаких угнетателей и никаких угнетенных. … Будущее правительство искоренит все пограничные шлагбаумы, заборы, замки, споры, процессы, кражи, убийства, короче говоря, все преступления.
Гракх Бабё́ф (1796): Природа всем дала одинаковое право наслаждаться всеми вещами. В настоящем обществе не должно быть богатых или бедных. Неравенство и угнетение это одно и то же. Несчастье и рабство происходят от неравенства, а оно в свою очередь от собственности. Значит, собственность является главной бедой общества, это преступление против всех. Революция не закончилась, так как богатые все присвоили себе и только и делают, что приказывают, в то время как бедные работают как рабы и ничего не значат в государстве.
Роберт Оуэн (1826): В мире есть только один путь, следуя которым человек сможет ощущать постоянное счастье, к которому он способен от природы: объединение и совместная работа всех вместе для пользы каждого по отдельности.
Шарль Фурье (1829): Каждый производитель находится в состоянии войны с населением и из личных интересов настроен враждебно по отношению к народу. … В цивилизации бедность возникает от избытка.
Доктрин де Сан-Симон (1829): Продолжающееся угнетение людей людьми без сомнения объясняется социальными условиями; Но последняя причина заключается в статусе собственности… Господин и раб, патриций и плебей, землевладелец и крепостной, бездельник и рабочий – живым выражением антагонизма является угнетение людей людьми.
Эдвард Ганс (1836): Взаимоотношения господина и раба, позднее патриция и плебея, потом феодала и вассала теперь перетекли во взаимоотношения фабриканта и рабочего. Это ли не рабство, когда человек эксплуатируется как животное? И нет средств это побороть? Есть. Это свободная совместная работа, это коллективизация.
Этьен Кабе (1839): Что такое общество? Это разносторонность всех людей и основывается она на свободной воле. Поэтому в нем не может быть господ и слуг, грабителей и ограбленных, обманщиков и обманутых, мучителей и мучеников. Другими словами: в чем основа общества? В общих интересах всех объединенных и ассоциированных.
Пьер Жозе́ф Прудо́н (1840): Собственность это грабеж. … Коммунизм это неравенство, но в противоположном смысле. Собственность это угнетение слабого сильным; Коммунизм это угнетение сильного слабым.
Этьен Кабе (1840): Сразу же после своего появления коммунистов замалчивают, дискредитируют и преследуют. Что делается! Нужна смелость для своих убеждений; нужно говорить, кто ты есть. Я коммунист.
Вильгельм Вайтлинг (1842): Существование и благополучие каждого должно быть защищено от посягательств других. Это возможно только при объединении товаров и труда, всего того, что необходимо и полезно для жизни. … Изменение старого порядка это революция; Следовательно, прогресс возможен только при помощи революции.
Теодор Дезами (1842): Общинная собственность это самый естественный, простой и совершенный вид ассоциации, единственный верный способ избавится от всех противоречий, которые стоят на пути общественных принципов. Общинная собственность это определение всего того, чего мы требуем в наших революционных лозунгах: свобода, равенство, братство.
Карл Маркс (1842): Мы убеждены, что опасность заключается не в практической попытке, а в теоретическом осуществлении коммунистических идей, так как на практические попытки можно ответить пушками, как только они станут опасными, а идеи, которые победили нашу интеллигенцию, которые захватили наши убеждения, по которым наш разум выковал нашу совесть, это цепи, которые нельзя сорвать, не разорвав сердце, это демоны, которых люди могут победить только покорившись им.
Мозес Гесс (1843): На небе наших идей не царят предубеждения; там полностью признается достоинство человека, там провозглашены его вечные права; там все люди братья и товарищи. Глубоко у нас внутри мы все же убеждены в равенстве всех людей. Да, Германия дальше всех в плане теории – но, к сожалению, только в плане теории. Пока мы терпим самых свободных людей, самых истинных демократов, самых радикальных коммунистов, мы терпим одновременно разобщенность нашей действительности.
Фридрих Энгельс (1843): Настоящая свобода и настоящее равенство, вот что такое коммунизм. … Или все философские усилия немецкой нации были напрасными, или они должны закончиться коммунизмом.
Маркс (1844): Коммунизм как положительное упразднение частной собственности как человеческого отчуждения и поэтому как настоящее перевоплощение человека человеком и для людей. Этот коммунизм является совершенным гуманизмом, разгаданной загадкой истории и является ее решением.
Вильгельм Вайтлинг (1845): Коммунизм это состояние общественной организации, в которой все человеческие силы, то есть все руки, головы и сердца, каждая способность, каждый интеллект и каждое чувство приходит в движение, для того, чтобы обеспечить индивидууму – при одинаковых для всех условиях – удовлетворение его потребностей, стремлений и желаний, или другими словами, обеспечить наслаждение его личной свободы.
Маркс/Энгельс (1845): Коммунизм эмпирически возможен только как действие правящего народа, что требует универсального развития производственной мощи и связанного с этим мирового движения. … Коммунизм для нас не состояние, которое можно создать, а идеал, к которому будет стремиться действительность. Мы называем коммунизмом настоящее движение, которое преодолеет нынешний порядок.
Энгельс (1847): Коммунизм это учение об условиях для освобождения пролетариата.
Генрих Оппенгейм (1847): Не достаточно просто сказать: «Каждому по способностям, каждой способности по достижениям!» Правильно так: «каждому по потребностям!», при этом не забывать, что каждый обязан по настоящему заслужить получение по потребностям в зависимости от их соотношения к выполненной работе.
Маркс/Энгельс (1848): На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоречиями придет ассоциация, в которой свободное развитие каждого будет являться условием для свободного развития всех.
Генрих Гейне (1854): Более или менее тайные лидеры немецкого коммунизма являются великими логиками, самые сильные из которых пришли из гегелианской школы, они, без сомнения, являются самыми способными умами и самыми энергичными характерами Германии. Эти доктора революции и безжалостно решимые молодые люди являются единственными мужами Германии, в которых живет жизнь и которым принадлежит будущее.
Юлиус фон Кирхманн (1866): Коммунизм, идеал прогрессивного равенства всех людей в счастье и благополучии находится так глубоко в груди каждого, что не нужно отчаиваться. Приближение к этой цели будет продолжаться, будьте в этом уверены.
Луи Огюст Бланки (1869): Коммунизм – это будущее общества.
Владимир Ленин (1917): При переходе от капитализма к коммунизму угнетение еще необходимо. Это уже не государство в прямом смысле, так как подавление меньшинства угнетателей большинством вчерашних рабов является относительно простым и естественным делом, оно требует намного меньше крови, чем подавление восстаний рабов, крепостных и рабочих.
Роза Люксембург (1918): Буржуазное классовое господство использовало свое право на существование. Помощи не будет, выхода нет, никакого спасения кроме социализма. Только мировая революция пролетариата может принести порядок в этот хаос. На место труда за зарплату и классового господства придет товарищеский труд. Трудовые средства должны перестать быть монополией одного класса, они должны быть общими для всех. Регулирование производства и распределение продуктов в интересах общества. Социализм или погружение в варварство.
Антонио Грамши (1921): Социалистически или коммунистически? Это главный вопрос, перед которым в воскресение все при подходе к избирательным урнам будут стоять в нерешительности. Даже если пролетарии проведут стачку с требованиями сокращения рабочего времени, увеличения зарплаты и улучшения условий труда, они должны чувствовать внутри, что каждая борьба меркнет по сравнению с конечной целью. Верят ли пролетарии, что их акция сможет себя исчерпать в ежедневной борьбе за защиту зарплат и рабочего времени? Если они в это верят, им не надо приходить на выборы, или они придут туда, только для того, чтобы послать людей в парламент, которые будут вести переговоры с правительством.
Бертольд Брехт (1931): Похвала коммунизма / Он разумен, каждый его понимает. Он прост. / Ты же не угнетатель, ты можешь его понять. / Глупцы называют его глупым, а грязные называют его грязным. / Он против грязи и против глупости. / Угнетатели называют его преступлением. / Но мы знаем: / Он конец их преступлений. / Он не хаос, / а порядок. / Он простое,/ что трудно сделать. /