
ЧЕЛОВЕКА ФОРМИРУЕТ ОКРУЖЕНИЕ
Каково сегодняшнее окружение ребенка, таким он будет завтра.
Поэтому мы должны подавать детям положительные примеры, снимать фильмы, писать рассказы и так далее. Только так, постепенно, ребенок начнет воспринимать примеры, которые мы ему показываем, и они сформируют его личность.
Организовать общество
Воспитывать человека –это значит организовать вокруг него общество, которое всегда будет направлять его на правильную связь с окружением.
Человека воспитывает окружение
Главное – не стены, не учителя и не учебники. Человека воспитывает окружение.
И потому главное, что мы должны создать в школе, – это благотворное детское общество. Каждый ученик будет чувствовать привязанность к нему, каждый захочет быть его частью и служить надежной опорой товарищам.
Тогда зависть, честолюбие и здоровое соперничество – наши естественные качества – будут только помогать ребенку. Ведь он выработает в себе эмпатию к обществу и с его помощью будет развиваться в верном направлении.
Только окружение
Ребенка должно воспитывать окружающее общество. Тогда нам даже не придется обращаться к нему, принуждать его к участию в обсуждениях, раздражать замечаниями, говорить, что делать и так далее.
Все, что от нас требуется, это создать для него такие условия, чтобы он правильно развивался и менялся посредством окружения. Среда – ключевой фактор человеческого развития.
Насилие? Не в нашей школе
Мы должны обеспечить ребенка основами для построения верной связи с окружающими – показать ему, насколько он связан с обществом, насколько зависит от него, как может повлиять на него и так далее.
Все проблемы, сопряженные со вспышками агрессии, террором, радикальным насилием и тому подобное, проистекают из того, что в детстве никто не научил людей правильно контактировать с обществом.
В жизни мы часто совершаем в той или иной степени жестокие поступки, потому что не чувствуем реакции общества. Так и эти люди – они неумело пытаются найти свое место в социуме.
Поэтому нужно изначально выстраивать для ребенка правильную систему взаимосвязи с обществом, с окружением. Рекомендуется формировать его окружение из похожих детей и воспитывать их вместе так, чтобы они понимали друг друга и развивались в гармонии между собой.
Таким образом, мы сумеем предотвратить все отрицательные эффекты, характерные сегодня для общества.
Решение для гиперактивности – окружение
Нам трудно понять, что гиперактивность, столь распространенная в наши дни, является не болезнью, а симптомом, который вызван изъяном окружения.
Мы не предоставляем нашим детям правильное окружение для оптимального развития, и потому их реакции принимают такую форму. Вместо того, чтобы дать им решение проблемы, мы подавляем их естественное требование, наклеивая на него ярлык «гиперактивности».
Чтобы решить большинство проблем современных детей, нам нужно реорганизовать школы – то есть окружение, в котором они растут.
Зависимость от общества
Нужно, чтобы с самых юных лет дети пропитались осознанием нашей абсолютной зависимости от общества: и в радости, и в беде.
С одной стороны (посредством игр, примеров и других средств) мы должны показывать им, какой вред может нанести плохое общество, как оно покоряет человека, запутывает и гипнотизирует его до такой степени, что, последовав за таким окружением, он очутится завтра в тюрьме.
С другой стороны, вступая в хорошее общество, человек оказывается под позитивным влиянием.
Подобные примеры в разных формах и вариациях надо показывать детям всех возрастов, чтобы они поняли: выбирая свое окружение – товарищей, книги и всевозможные виды медиапродукции, – они воспитывают себя, а главное, определяют свою судьбу.
Разумеется, отсюда можно провести аналогию и к тому, что мы, родители, должны требовать от всех каналов СМИ, под влиянием которых человек находится сегодня.
Условия для роста человека
Воспитывать – значит снабжать человека средствами для формирования себя.
Если ты хочешь сформировать его сам, то не воспитываешь, а насилуешь.
Нельзя говорить ему: «Делай так, а не иначе!» Приказами дрессируют животных, но не воспитывают людей.
Человеку нужно объяснять, для него надо создавать условия – окружение, состоящее из книг, товарищей и воспитателей, которые вместе подведут его к точке свободного выбора.
Начинать это следует с раннего возраста, когда ребенок еще не сознает, что с ним происходит. Уже тогда мы должны выстраивать вокруг него такие условия, которые послужат ему уроками и позволят воспитывать себя.
Только, если ребенок раз за разом будет проникаться впечатлениями от окружения и благодаря ему осознавать важность следующей ступени своего развития, у него появятся силы, чтобы двигаться вперед и развиваться.
Человек– маленький мир. Мастер-класс по воспитанию. – М.: НФ «Институт перспективных
исследований», 2011. – 168 с.