О миражах мы узнаем еще из детских книжек, где все очень просто: море посреди пустыни, то есть мираж — это то, что кажется. Потом, уже взрослыми, мы иногда можем наблюдать, как в жаркий летний день посреди шоссе в отдалении вдруг заблестит водная гладь. Мы не обращаем внимания — мираж, показалось. Но когда тысячи людей наблюдают висящие в небе города, причудливые замки и целые армии, даже у специалистов нет объяснений. Это и понятно! Изучать миражи на опыте практически невозможно, ведь они не появляются по заказу.Для миражей, называемых фата-морганами, убедительных признанных объяснений пока не найдено. Свое название они получили в честь героини бретонского эпоса Фаты Морганы,сводной сестры короля Артура.
Отвергнутая возлюбленная Ланцелота от огорчения поселилась на дне моря, в хрустальном дворце, и с тех пор обманывает мореплавателей призрачными видениями. Их хозяйка всегда оригинальна и непредсказуема.Люди наблюдали миражи еще в глубокой древности, о чем сохранилось немало преданий. От крестоносцев остались особенно красочные рассказы о миражах Палестины. Что ж, на Востоке возможно все! Начало научного наблюдения за этим оптическим фокусом совпало с появлением судового журнала,в который подробно записывались все наблюдения, показавшиеся необычными. Так стало известно о большом городе,полном замков и храмов, очень похожих на древние строения.Его наблюдал летом 1820 года командир судна «Баффин». Моряк подробно зарисовал это чудесное явление, но свидетельства, конечно же, не подтвердились.Позже, в 1840 году, жители маленького островка к северу от Англии увидели в небе прекрасные белые здания. Поскольку ничего подобного на их родине не было, то люди сочли это подтверждением сказки о народе фин, обитавшем в хрустальном городе. Видение далекой страны повторилось через 17 лет и висело в воздухе целых три часа.Но чемпионом по миражам уже давно признают далекую холодную Аляску. Чем сильнее стужа, тем четче и красивее возникающие в ее небе видения.Постоянно фиксировать появление миражей в тех краях начали только в XIX веке. Так, в 1889 году местный житель, прогуливаясь близ горы Фэруэтер, что на юго-востоке полуострова, наблюдал силуэт большого города — с небоскребами,высокими башнями и шпилями, храмами, похожими на мечети.Источник миража мог находиться за тысячи километров от Аляски.Аляска и по сей день остается одним из самых благоприятных мест в мире для появления миражей. Там даже создано специальное общество по изучению природных оптических явлений,которое выпускает журнал наблюдения миражей. Туристов из Канады и США возят на автобусах полюбоваться, как на ровном океанском горизонте прямо из пучины поднимаются горы, |а потом неведомо куда исчезают.Вот пример документированной фата-морганы, то есть записанной очевидцами, не верить которым у нас нет оснований.3 апреля 1900 года буры — защитники Блумфонтейна — увидели в небе боевые порядки британской армии, притом так четко, что можно было различить пуговицы на красных мундирах офицеров. Это было воспринято как дурное предзнаменование. Через два дня город сдался.К фата-морганам, без сомнения, можно отнести и многочисленных «летучих голландцев», которых до сих пор видят мореплаватели. С давних времен ходит легенда о корабле-призраке — Летучем голландце. Его капитан за богохульство был приговорен вечно носиться по морям и океанам, нигде не бросая якорь. Встреча с этим страшным парусником, по убеждению моряков, предвещала кораблекрушение.Многие рассказывали, что они собственными глазами видели этот корабль. При этом все рассказы были похожи: Летучий голландец внезапно появлялся перед кораблями, совершенно безмолвный, плыл прямо на них, не отвечая на сигналы, и затем так же внезапно исчезал в тумане.Эту старую легенду, скорее всего, породили верхние миражи.Моряки наблюдали отражения далеких кораблей, которые в обычных условиях не видны, каждый раз принимая их за мистический парусник.Вот один из самых известных примеров. В конце XIX века немецкий метеоролог Н. Бедиге опубликовал поразительное сообщение: «В ночь на 27 марта 1898 года среди Тихого океана экипаж бременского судна «Матадор» был немало напуган удивительной фата-морганой. В седьмую склянку ночи (иначе — за полчаса до полуночи) вахтенный заметил на подветренной стороне, приблизительно в двух милях, большое парусное судно, борюш,ееся со штормом, хотя океан кругом был совершенно спокоен. Между тем неизвестное судно напрягало все свои силы в борьбе с разыгравшейся стихией. При ярком лунном свете тропиков, когда ночью почти так же светло, как днем,можно было видеть огромные волны, которые, перекатываясь через нос и пенясь, бежали вдоль палубы. Матросы «Матадора» столпились на палубе с бледными лицами, в боязливом ожидании какой-нибудь страшной развязки...Призрачный корабль внезапно переменил курс и очутился прямо перед «Матадором». Экипаж охватил ужас в ожидании неизбежного столкновения; некоторые матросы пытались броситься за борт. Но загадочное судно снова резко поменяло курс.В то время как оно полетело на всех парусах в южном направлении, увлекая за собою волны и ветер, на «Матадоре» увидели, что яркий свет в двух иллюминаторах капитанской каюты внезапно погас, а через минуту исчезло и таинственное судно.В одном из портовых городов Чили капитан «Матадора» Геркенс ознакомился с рапортом капитана датского судна, заходившего туда за три недели до того. В нем описывалось, что в ночь на 27 марта, около полуночи, во время сильного шторма в капитанской каюте произошел взрыв лампы, в результате чего старший штурман получил сильные ожоги. Даты испугавшего экипаж «Матадора» видения и зафиксированного в рапорте происшествия совпадали, что позволило установить связь миража с реальным событием, случившимся на датском судне, попавшем в шторм.Когда установили местонахождение двух судов, оказалось,что расстояние между «Матадором» и датским судном во время появления этого миража равнялось 1 700 км; кроме того, в описываемое время в той части Тихого океана действительно свирепствовал сильный шторм».Еще пример. В 11 часов утра 10 декабря 1941 года команда британского транспорта «Вендор», находящегося в районе Мальдивских островов, заметила на горизонте горящий корабль. «Вендор» пошел на выручку терпящим бедствие, но через час горящий корабль завалился набок и затонул. «Вендор» подошел к предполагаемому месту гибели корабля, но,несмотря на тщательные поиски, не нашел не только никаких обломков, но даже пятен мазута. В порту назначения, в Индии,командир «Вендора» узнал, что в ту самую минуту, когда его команда наблюдала трагедию, тонул крейсер «Рипалс», атакованный японскими торпедоносцами неподалеку от Цейлона. Расстояние между кораблями на тот момент составляло 900 км.Достоверно известно и о миражах-призраках. Вот как описывает этот эффект британский метеоролог Каролина Ботли:«Жарким августовским днем 1962 года я собирала цветы. Внезапно в нескольких метрах от себя я увидела фигуру, она дро¬ жала и покачивалась, была довольно массивной. Я в ужасе уронила букет цветов и лишь тогда заметила, что у призрака тоже был букет цветов и он тоже уронил его. Это было мое собственное отражение. Я так подробно различала все оттенки,детали, цвет тела, как будто видела себя в зеркале». Несмотря на то, что мисс Ботли известна всей Америке как эксперт по погоде, можно было бы подумать, что на сей раз речь уж точно идет о галлюцинации. Но в 1965 году американский турист сфотографировал подобный призрак. С тех пор появилось с десяток фотографий миражей-призраков и даже одно любительское видео. Ученые считают, что призраки вызваны не преломлением света, а отражением на редком тумане.Замечено, что верхние миражи нередко приближают к нам далекие предметы и увеличивают их размеры, а иногда делают картину более четкой, ясной. Выходит, что мы действительно видим отраженные далекие предметы сквозь огромную воздушную линзу. Возможно, изображения далеких предметов передаются как бы по цепочке миражей — от одного к другому.Но уверенно говорить о «механизмах», создающих миражи-призраки, ученые пока не могут. Здесь больше догадок, чем обоснованных теорий.