
Кто такие преданные Кришны? Это те, кто подлинно воспринимает Реальность такой, как она есть.
Первая книга, которую мы составили по беседам Шрилы Шридхара Махараджа, называется «Поиск Шри Кришны — Прекрасной Реальности».
Эта Прекрасная Реальность — то, о чем мы будем говорить. Подлинный преданный — это тот, кто обрёл соприкосновение с этой Реальностью, которая прекрасна сама по себе.
Это интересует не только тех, кто хочет разобраться в теистической культуре или в религии, это интерес каждого живого существа.
Очевидно и бесспорно то, что каждый из нас ищет красоту, любовь, отношения, взаимность в этом мире и в духовном мире тоже.
Вне зависимости от того, какое положение мы занимаем в этом мире, — мы можем быть учёными или можем быть теистами, верующими, — не важно, каждый ищет этих переживаний.
Даже величайшие ученые, лучшие умы планеты, говорят о том, что не могут заявить, что знают первопричину всего в этом мире — источник. Но они уверены, что как только обнаружат этот источник, то обязательно смогут ответить на все вопросы.
Те же, кто искренен в своем духовном поиске, говорят: «Да, мы пытаемся, мы стремимся, мы двигаемся в сторону этого, мы ищем это». Никто не скажет: «Я нашёл это. Я — обладатель».
Веды произносят слог «Ом». Этот слог, эту мантру слышали все так или иначе. Но что она обозначает?
Шрила Гуру Махарадж раскрыл нам ее смысл. Он сказал: «Ом — это большое “да”». Это утверждение означает: «Да, то, что ты ищешь в глубине своего сердца, на самом деле существует!» Это нечто, подтверждающее, что Прекрасная Реальность существует. Всё то, о чём мы мечтаем, существует. И это не плод некоего воображения.
Зададим себе вопрос: а что же в конечном счете ищет мое сердце? Ответ таков: на самом деле сердце ищет любовь, красоту, взаимность, понимание.
Когда мы смотрим на детей, всё для нас становится понятным. Всё, что нужно детям — это любовь и взаимность. Отношения с нашими детьми подтверждают, что жизнь без любви, без взаимности не имеет смысла.
Потребность в любви и взаимности, поиск любви и взаимности — наша духовная природа.
Однако возникает вопрос: где мы можем найти это во всей полноте? Можем ли мы обнаружить это здесь, в нашем объективном, материальном мире, или — в субъективном мире, мире духа?
Поэты в своей поэзии пытаются передать нам свои чувства, используя сравнения. Поэзия субъективна, метафорична. Поэты не всегда говорят прямо, скорее, они передают смысл послания метафорами, которые позволяют нам понять их переживания.
Я напоминаю ход своей мысли: в этом мире мы всегда ищем не метафорического, а объективного - того, с чем мы можем соприкоснуться в этом физическом мире, что принесёт нам удовлетворение; мы обладаем субъективной духовной природой, но в своем невежестве желаем обрести удовлетворенность благодаря соприкосновению с объектами, мёртвыми предметами. Это не может быть истиной.
Мы субъективны, мы духовны по своей природе, мы трансцендентны.
Но по какой-то причине в безумии мы начинаем полагать, что нечто физическое удовлетворит нашу душу. Это невозможно, это не так!
Мы пытаемся свою внутреннюю духовную природу удовлетворить через достижение неких материальных условий: переезжаем в новое место, заводим новых друзей и так далее... Но в этом относительном мире всё это является объективным — тем, что, по сути дела, не может удовлетворить нас.
В конце концов наш поиск заканчивается разочарованием, мы впадаем в тоску. Мы разочарованы, потому что в объективном мире нет того, что может удовлетворить нас, того, что может удовлетворить душу.
Однако Веды утверждают: Ом — да, это существует! Но этого нет там, где вы ищете. Обратите свое внимание в другую сторону, откройте для себя субъективный мир — Мир сознания. Когда вы соприкоснетесь с Тем Миром, только тогда вы сможете обрести удовлетворение в своём сердце.
Священные писания, Веды, описывая Кришну, говорят: Он — абсолютная Красота, абсолютная Гармония, абсолютная Любовь, и всё это воплощено в Личности, всё это живое.
В этом мире мы всегда заняты поиском личности, мы ищем того, кто олицетворяет любовь, мы всегда ищем личность героя, мы всегда примеряем на себя качества определённой личности. Мы всегда абсолютизируем наш идеал. Мы желаем получать все эти переживания сполна. Мы ищем абсолютной чистой любви, абсолютных отношений.
Мы ищем всё стопроцентное, нас не удовлетворяет полумера.
В этом смысле можно сказать, что мы всегда ищем абсолютный источник.
Однако мы разочаровываемся тогда, когда, пестуя свой интерес в поисках абсолютного в этом мире, мы соприкасаемся с чем-то ограниченным.
Мы говорим: «Нет, на самом деле истины не существует, любви не существует». Мы испытываем полное разочарование. Иными словами, мы идеализируем кого-то или что-то, мы посвящаем этому всего себя, но, в конечном итоге, понимаем, что в материальном мире ничто не обладает совершенными качествами во всей полноте.
Мое предложение состоит в следующем: вместо того, чтобы искать некую абсолютную объективную истину, истину в объективном мире, мы должны отбросить эту идею и начать двигаться в сторону субъективного. Это очень важная идея! То, что существует, подлинно существует в глубине нашего сердца, находится там, за пределами материи, на субъективном уровне бытия.
Если говорить об Источнике, о безграничном Источнике, можно утверждать, что Безграничное в состоянии удовлетворить потребности каждого ограниченного живого существа. И то, что я говорю, — небольшое вступление, — очевидно, это разумно.
В известном выражении одного из американских президентов, которое часто повторял Черчиль и другие лидеры, говорится: «Всех удовлетворить невозможно, группу людей можно удовлетворить лишь частично, но одну личность, кого-то одного, можно удовлетворить всегда». И это не только выражение, актуальное для политиков, каждый человек способен понять это.
Мы можем посмотреть на это по-другому. Изначальная Высшая Личность Бога, Господь, обладает уникальным потенциалом — Он, в отличие от человека, может удовлетворить всех и вся, чаянья каждого живого существа. В одной из санскритских шлок сказано, что Безграничное в состоянии удовлетворить не только личность, но и каждый атом, каждую частичку этой личности.
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж