ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК
Оноре де Бальзак(1799-1850) –выдающийся французский писатель.Его эпопея «Человеческая комедия»,состоящая из 90 романов и рассказов ,связанных общим замыслом –грандиозная по широте охвата реалистическая картина жизни человеческого общества .Бальзак обнажил психологию душевной деформации под влиянием испытания власти денег у людей,переход от юношеской романтической идеальности к признанию «прозы жизни»
Там, где все горбаты, стройность становится уродством
Горячим поклонником и страстным пропагандистом Бальзака был Ф. Достоевский, который сделал перевод «Евгении Гранде».
Из романа Бальзака «Блеск и нищета куртизанок»
Некоторые моралисты думают,что любовь самое бескорыстное ,самое нерасчетливое
из всех человеческих чувств,за исключением ,конечно,чувства материнской любви. Это –глубоко ошибочное мнение. Пусть большинство людей не подозревает истинных причин любви,но всякое физическое или духовное тяготение друг к другу в основе своей зиждется на расчетах рассудка,чувства или чувственности. Любовь-страсть прежде всего эгоистическая. А эгоизм –эт прежде всегго расчет . Итак,людям,не знакомым с глубоким анализом чувств,может показаться странным и неправдоподобным,что красивая девушка влюбляется в хромого,бедного юношу. Объяснить это-значит понять обычно поражающие нас браки между статными и красивыми женщинами и невзрачными мужчинами,между тщедушными дурнушками и представительными мужчинами. Каждый,кто страдает каким-то нибудь физическим недостатком,будь то косолапость,хромота,горб,красные пятна на щеках, бородавки или любое другое уродство,не зависящее от воли родителей, вынужден стать либо человеком опасным,либо воплощением доброты: ему не дано права держаться золотой середины,удела большинства людей. В первом случае ему помогает талант,гений или сила. Человек ,творящий зло,заставляет уважать себя,острослов-бояться. Во втором случае он должен суметь внушить любовь к себе,он мирится с женской тиранией,он искуснее в любви,чем люди безупречного сложения
-Продажность – оружие посредственности
- Для людей,относящихся с подобающей серьезностью к современному им общественному порядку,в аппарате правосудия заключено нечто внушительное и величественное.Правосудие должно быть в глазах людей:воплощением самого общества,величественным символом всеми признаваемого закона,независимо от облика,который этот закон принимает.
Значение общественных установлений всецело зависит от человеческих чувств, с ними связанных,и от величия ,в которое их облекает человеческая мысль.поэтому ,когда народ утрачивает не только религию,но и самую способность верить,когда образование с первых шагов подрывает все устои,приучая ребенка к беспощадному анализу-наступает упадок нации; ибо она еще являет собой нечто целое лишь в силу низменных материальных интересов и заповедей расчетливого эгоизма
- Способность забывать-великий дар,отличающий натуры творческие и сильные; забывать-подобно тому, как забывает природа,не ведающая прошлого,ежечасно возобновляющая вечное таинство нового рождения. Натуры слабые продолжают терзаться своими страданиями,вместо того чтобы извлечь из них уроки житейской мудрости; они упиваются своими муками и с каждым днем все больше изводят себя ,вновь и вновь переживая былые горести
-Проституция и воровство-живой протест,мужской и женский,состояния естественного против состояния общественного.
Вор не ставит вопроса о собственности,наследственности,общественных гарантиях;он их начисто отвергает.Для него воровать-значит снова вступать во владение своим добром. Он
не обсуждает проблемы брака,не требует взаимного согласия ,тесного союза душ-того,что не может стать общеобязательным законом:он овладевает насильственно, и цепь этой связи все больше крепнет под молотом необходимости. Современные проводники новшеств сочиняют напыщенные,пустопорожние,туманные теории или чувствительные романы,а вор действует! Он ясен,как факт,он логичен,как удар кулаком.
Ложь-первопричина всякого зла
-Лесть подразумевает корысть
-Отчаяние доводит до безумия и все оправдывает
-Любовь, которая не считает себя вечной- отвратительна
-Совесть –это палка,которую всякий готов бить своео ближнего,но отнюдь не самого себя
-Добродетель не делится на части;или она есть ,или ее нет
Слава - товар невыгодный: стоит дорого, сохраняется плохо.
-Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
***
Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями
***
Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них шли цифры
***
Добродетели могут принести и вред, если не освещены светом разума.
***
На прихоти у нас всегда найдутся деньги, мы скупимся только на затраты полезные и необходимые.
Быть честной, недоступной для света и куртизанкой для мужа, - значит быть женщиной гениальной.
В прозе мы остаемся на твердой земле, а в поэзии должны подниматься на неизмеримые высоты.
Жизнь - нагромождение мелких обстоятельств, и даже самые великие страсти - только жалкие их подданные.
Все, что делаешь, надо делать хорошо, даже если совершаешь безумство.
Любовь - единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего.
Никогда не оказывайте услуг, о которых не просят.
Ничего нет внутри у людей, вечно выставляющих все наружу.
Обстоятельства переменчивы, принципы - никогда.
Скорбь безгранична, радость имеет пределы.
Чувства - самая яркая часть нашей жизни.
Летом 1836 года умерла мадам де Берни – ангел дружбы, сопутствовавший Бальзаку в течение пятнадцати лет. Отчаяние его было безгранично. Он мог одухотворять литературных героев, давать им жизнь и приговаривать к смерти на страницах романов, но над действительной жизнью оставался не властен. Бальзак мог упрекнуть себя только в том, что его не было около умирающей в ее последний час… Ведь она так много значила для него, став «не только возлюбленной, но и великой любовью». Ему было 22 года, ей 45 лет,у нее было семеро детей.Она стала для него тем, «чем была Беатриче для флорентийского поэта и безупречная Лаура для поэта венецианского – матерью великих мыслей, скрытой причиной спасительных поступков, опорой в жизни, светом, что сияет в темноте, как белая лилия среди темной листвы», – признавался писатель.
«Она была мне матерью, подругой, семьей, спутницей и советчицей. Она сделала меня писателем, она утешила меня в юности, она пробудила во мне вкус, она плакала и смеялась со мной, как сестра, она всегда приходила ко мне благодетельной дремой, которая утешает боль... Без нее я бы попросту умер... Никто не может сравниться с последней любовью женщины, которая дарит мужчине счастье первой любви».
Виктор Гюго сказал: «Этот могучий и неутомимый труженик, этот философ, этот мыслитель, этот гений прожил среди нас жизнь, полную грез, борьбы, схваток, битвы, — жизнь, которой во все времена живут великие люди

Оноре де Бальзак(1799-1850) –выдающийся французский писатель.Его эпопея «Человеческая комедия»,состоящая из 90 романов и рассказов ,связанных общим замыслом –грандиозная по широте охвата реалистическая картина жизни человеческого общества .Бальзак обнажил психологию душевной деформации под влиянием испытания власти денег у людей,переход от юношеской романтической идеальности к признанию «прозы жизни»
Там, где все горбаты, стройность становится уродством
Горячим поклонником и страстным пропагандистом Бальзака был Ф. Достоевский, который сделал перевод «Евгении Гранде».
Из романа Бальзака «Блеск и нищета куртизанок»
Некоторые моралисты думают,что любовь самое бескорыстное ,самое нерасчетливое
из всех человеческих чувств,за исключением ,конечно,чувства материнской любви. Это –глубоко ошибочное мнение. Пусть большинство людей не подозревает истинных причин любви,но всякое физическое или духовное тяготение друг к другу в основе своей зиждется на расчетах рассудка,чувства или чувственности. Любовь-страсть прежде всего эгоистическая. А эгоизм –эт прежде всегго расчет . Итак,людям,не знакомым с глубоким анализом чувств,может показаться странным и неправдоподобным,что красивая девушка влюбляется в хромого,бедного юношу. Объяснить это-значит понять обычно поражающие нас браки между статными и красивыми женщинами и невзрачными мужчинами,между тщедушными дурнушками и представительными мужчинами. Каждый,кто страдает каким-то нибудь физическим недостатком,будь то косолапость,хромота,горб,красные пятна на щеках, бородавки или любое другое уродство,не зависящее от воли родителей, вынужден стать либо человеком опасным,либо воплощением доброты: ему не дано права держаться золотой середины,удела большинства людей. В первом случае ему помогает талант,гений или сила. Человек ,творящий зло,заставляет уважать себя,острослов-бояться. Во втором случае он должен суметь внушить любовь к себе,он мирится с женской тиранией,он искуснее в любви,чем люди безупречного сложения
-Продажность – оружие посредственности
- Для людей,относящихся с подобающей серьезностью к современному им общественному порядку,в аппарате правосудия заключено нечто внушительное и величественное.Правосудие должно быть в глазах людей:воплощением самого общества,величественным символом всеми признаваемого закона,независимо от облика,который этот закон принимает.
Значение общественных установлений всецело зависит от человеческих чувств, с ними связанных,и от величия ,в которое их облекает человеческая мысль.поэтому ,когда народ утрачивает не только религию,но и самую способность верить,когда образование с первых шагов подрывает все устои,приучая ребенка к беспощадному анализу-наступает упадок нации; ибо она еще являет собой нечто целое лишь в силу низменных материальных интересов и заповедей расчетливого эгоизма
- Способность забывать-великий дар,отличающий натуры творческие и сильные; забывать-подобно тому, как забывает природа,не ведающая прошлого,ежечасно возобновляющая вечное таинство нового рождения. Натуры слабые продолжают терзаться своими страданиями,вместо того чтобы извлечь из них уроки житейской мудрости; они упиваются своими муками и с каждым днем все больше изводят себя ,вновь и вновь переживая былые горести
-Проституция и воровство-живой протест,мужской и женский,состояния естественного против состояния общественного.
Вор не ставит вопроса о собственности,наследственности,общественных гарантиях;он их начисто отвергает.Для него воровать-значит снова вступать во владение своим добром. Он
не обсуждает проблемы брака,не требует взаимного согласия ,тесного союза душ-того,что не может стать общеобязательным законом:он овладевает насильственно, и цепь этой связи все больше крепнет под молотом необходимости. Современные проводники новшеств сочиняют напыщенные,пустопорожние,туманные теории или чувствительные романы,а вор действует! Он ясен,как факт,он логичен,как удар кулаком.
Ложь-первопричина всякого зла
-Лесть подразумевает корысть
-Отчаяние доводит до безумия и все оправдывает
-Любовь, которая не считает себя вечной- отвратительна
-Совесть –это палка,которую всякий готов бить своео ближнего,но отнюдь не самого себя
-Добродетель не делится на части;или она есть ,или ее нет
Слава - товар невыгодный: стоит дорого, сохраняется плохо.
-Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
***
Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями
***
Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них шли цифры
***
Добродетели могут принести и вред, если не освещены светом разума.
***
На прихоти у нас всегда найдутся деньги, мы скупимся только на затраты полезные и необходимые.
Быть честной, недоступной для света и куртизанкой для мужа, - значит быть женщиной гениальной.
В прозе мы остаемся на твердой земле, а в поэзии должны подниматься на неизмеримые высоты.
Жизнь - нагромождение мелких обстоятельств, и даже самые великие страсти - только жалкие их подданные.
Все, что делаешь, надо делать хорошо, даже если совершаешь безумство.
Любовь - единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего.
Никогда не оказывайте услуг, о которых не просят.
Ничего нет внутри у людей, вечно выставляющих все наружу.
Обстоятельства переменчивы, принципы - никогда.
Скорбь безгранична, радость имеет пределы.
Чувства - самая яркая часть нашей жизни.
Летом 1836 года умерла мадам де Берни – ангел дружбы, сопутствовавший Бальзаку в течение пятнадцати лет. Отчаяние его было безгранично. Он мог одухотворять литературных героев, давать им жизнь и приговаривать к смерти на страницах романов, но над действительной жизнью оставался не властен. Бальзак мог упрекнуть себя только в том, что его не было около умирающей в ее последний час… Ведь она так много значила для него, став «не только возлюбленной, но и великой любовью». Ему было 22 года, ей 45 лет,у нее было семеро детей.Она стала для него тем, «чем была Беатриче для флорентийского поэта и безупречная Лаура для поэта венецианского – матерью великих мыслей, скрытой причиной спасительных поступков, опорой в жизни, светом, что сияет в темноте, как белая лилия среди темной листвы», – признавался писатель.
«Она была мне матерью, подругой, семьей, спутницей и советчицей. Она сделала меня писателем, она утешила меня в юности, она пробудила во мне вкус, она плакала и смеялась со мной, как сестра, она всегда приходила ко мне благодетельной дремой, которая утешает боль... Без нее я бы попросту умер... Никто не может сравниться с последней любовью женщины, которая дарит мужчине счастье первой любви».
Виктор Гюго сказал: «Этот могучий и неутомимый труженик, этот философ, этот мыслитель, этот гений прожил среди нас жизнь, полную грез, борьбы, схваток, битвы, — жизнь, которой во все времена живут великие люди