Сэнсэй про­сил напомнить, что любой удар, нанесенный тобой в гневе, в конечном счете возвращается к тебе само­­му… И еще: «Нельзя другим желать зла, да­­же в
мыслях. Ибо силой мысли ты пле­тешь ло­­вуш­ку для самого себя, для своего тела
и ра­зума. И чем чаще ты думаешь об этом, тем креп­­­че становятся ее сети, тем
туже затяги­ва­ется пет­ля. Выход один: стань другом врагу сво­ему и прости
деяния его, ибо и ты несовер­ше­нен».

В моей душе опять произошла революция чувств. «Действи­тельно, кто виноват в том, что вокруг нас творится зло? Да мы же сами и виноваты. Мы же не контро­лируем свои
желания. Вот потом и получаем по заслугам. И еще при этом кричим, возмущаемся,
мол, за что? Думать о хорошем надо чаще, добро людям делать, глядишь и мир
вокруг изменится. По крайней мере, в твоем понимании. А твое пони­мание – это и
есть твой настоящий мир… Осознала бы это раньше, не расплачивалась бы сейчас за
свой эгоцентризм и манию величия собственным здоровьем и жизнью… Эх! Как бы это
знать до того, больше бы было уверен­ности в завтрашнем дне. Но коль судьбе
угодно так распорядиться, то хоть бы напоследок успеть достойно пожить, по-чело­ве­чески…
Правильно ког­да-то сказал Сэнсэй: «Глав­ное – не количество прожитых лет, а
их качество. Как, а не сколько».

Да, мы отвечаем за все то, что мы думаем и делаем. И чего я злилась на Сэнсэя? Сами же и виноваты. А он всего лишь наблюдатель нашей дей­стви­тельности, нашей безответ­ственности и беза­лабер­ности. Он судит с точки зре­ния своего вну­треннего мира, своего знания, своих высоких мораль­ных ценностей. Чтобы его понять изначально, надо стать хотя бы Человеком.


Поймать мысль своего животного начала сложно, а бороться с ней тем более. С этой категорией мыслей в принципе невозможно бороться. Ибо насилие порождает насилие. И чем больше будешь пытаться ее убить, тем сильнее они у тебя будут проявляться. Самый лучший способ защиты от них – это переключиться на позитивные мысли. То есть, здесь срабатывает принцип айкидо, мягкого ухода.
– А если они гоняются за мной целый день. Что, я не могу обрубить
каким-нибудь крепким словом? – спросил Руслан.
– Как бы ты ни «обрубал», все равно негативные мысли будут нагнетаться по закону действия – про­ти­водействия, акции – реакции. Поэтому вы дол­жны не бороться с ними, а уходить от них, искус­ственно развивать в себе позитивную мысль, то есть со­сре­доточиваться на чем-то хорошем или вспо­мнить что-то хорошее. Только таким путем мягкого отхода вы сможете победить свою нега­тивную мысль.
– А почему мысли бывают абсолютно про­тивоположные друг другу? У меня тоже иногда так получается, что я запутываюсь в своих мыслях.
– Скажем так, в теле человека есть духовное начало, или душа, и материальное начало или животное, звериное, как хотите это называйте. Разум человека является полем битвы этих двух начал. Поэтому и мысли у вас возникают разные. 
– А кто тогда «я», если мысли чужие.
– Не чужие, а твои. А ты есть тот, кто слушает их. И кому ты отдаешь предпочтение, тем ты и будешь. Если материальному, звериному началу – ты будешь злой и вредный, а если советам души – ты будешь хороший человек, с тобой будет приятно находиться
людям. Выбор всегда оста­нется за тобой: или ты деспот, или святой. 
– А почему у меня получилось так, что мое вос­хищение укрощением своего гнева привело… к гордости что ли, разрастанию мании величия. Ведь сделала вроде бы хорошее дело, а мысль занесло в другую сторону? – спросила я.
– Ты повернулась к душе – твое желание испол­нилось. Ослабила контроль над собой –тебя перетя­нуло животное начало, причем незаметно для тебя, твоими же любимыми эгоистическими мыслями. Тебе понравилось, что тебя хвалят со всех сторон, что ты такая умная, такая рассудительная и так далее… В тебе постоянно идет война двух начал за тебя. И от того, на чьей стороне ты будешь, зависит твое будущее.
Я немного задумалась, а потом уточнила: – То есть вот тот «ловкач», который мне о боли напоминал и мешал сосредоточиться, тот, который манию величия…
– Совершенно верно.
– Так там же этих мыслей целая куча!
– Да, – подтвердил Сэнсэй. – Их легион, поэтому с ними невозможно бороться. Это вам не кунг-фу, это гораздо серьезнее. Бороться можно с тем, кто оказывает
сопротивление. Но с вакуумом бороться бессмысленно. Для вакуума отри­цательных
мыслей можно создать лишь такой же вакуум положительных мыслей. То есть
опять-таки повторяю, переключиться на хорошее, думать о хо­ро­шем. Но всегда
быть начеку, слушать, о чем ду­мает ваш мозг. Понаблюдайте за собой. Обратите
внимание на тот факт, что вы не напрягаетесь, а мысли постоянно в вас кишат. И
мысль не одна. Их сразу может быть две, три, а то и более.
– Это как в христианстве говорят, что с левой стороны сидит черт на плече у человека, а с правой ангел. И они постоянно шепчут, – заметил Володя.
– Совершенно верно, – подтвердил Сэнсэй. – Толь­­ко почему-то черт шепчет громче, у него навер­ное голос грубее… То, что называют в христи­анстве чер­том или дьяволом, это и есть проявление на­шего животного начала.
– Я когда обнаружила у себя это разделение мыслей, то подумала, что, может, у меня шизофре­ния началась. Там ведь тоже что-то связано с расщеплением сознания, – сказала моя особа, окон­чательно осмелев.
Сэнсэй улыбнулся и шутя ответил:
– Нет гения без признаков безумства.
Николай Андреевич засмеялся:
– Да, да, да. Кстати, нечто схожее я наблюдаю и у себя.
Тут в разговор вступил Стас, размышляя вслух о своем:
– Ну, если разум – это поле битвы двух начал и, как я понял, их оружие – мысли, то как же отличить кто есть кто? Как в мыслях проявляется духовное и животное начало? Это что?
– Духовное начало – это мысли, порожденные силой Любви, в широком понимании этого слова. А животное начало – это мысли о теле, наши инстинкты, рефлексы, мания величия, желания, всецело поглощенные материальными интересами, и так далее. 
– Нет, ну тогда вообще надо жить в пещере, – выразил свое мнение Руслан, – чтобы ничего не иметь и не хотеть.
– С такой башкой, как у тебя, и пещера не помо­жет, – шутя, подколол его Женька.
Иметь это все тебе никто не запрещает, – про­должил Сэнсэй. – Хочешь, да пожалуйста, иди в ногу со временем, пользуйся на здоровье всеми благами цивилизации. Но жить ради этого, ставить накопление материальных благ в смысл своего существования на Земле – это глупо, это противоестественно духов­но­му началу. Эта цель и есть показатель преобладания
в человеке животного начала. Однако это не означает, что нужно жить бомжем в пещере. Нет. Я уже как-то вам рассказывал, что все эти высокие технологии, которые даны человечеству, они даны для того, чтобы у людей большеосвобождалось времени для своего духовного совершенствования. Но никак не для того, чтобы человек насобирал кучу этих же­лезячек у себя дома и раздувал свою манию вели­чия от обладания этим прахом.


И, помолчав немного, Сэнсэй задумчиво про­изнес:
– Человек – это сложный синтез духовного и жи­вот­ного начала. Очень жаль, что в вашем разуме преобладает больше от животного, чем от Бога… Я тут на днях подумал и решил дать вам одну древнюю практику, которая поможет вам уравно­ве­сить эти две сущности, чтобы «животное» вас так сильно не отя­гощало. Она существует столько же, сколько сущест­ву­ет и человек. Это духовная практика не только рабо­ты над
собой, над своими мыслями, но  и, что очень важно, над пробуждением души. По отно­шению к жизни ее можно сравнить с динами­чес­кой медитацией, поскольку она явля­ется постоянно действующей, вне зависимости от то­го, где бы чело­век ни на­ходился и что бы ни де­лал. Часть этого чело­века постоянно находится в этом состоянии, контро­ли­рует все то, что происхо­дит внутри и вокруг...
Анастасия Новых.Сенсей.