Май 2013 оказался достаточно богат на поездки по Местам силы. И вот очередной майский отчет о путешествии по Курской области.

На этот раз попутчиками, а точнее попутчицами были моя знакомая по клубу горного туризма А. и ее подруга Д. Что порадовало, помимо всего прочего, так это наличие у А. хорошего фотоаппарата, а также желания и умения им пользоваться. Так что я по этой части на сей раз бездельничал и рулил. Выезжали из Королева часов в 5 утра и достаточно быстро, часов за 7 проехали 600 с копейками километров и добрались до первой запланированной остановки - город Рыльск.

Происхождение названия связывают с речкой Рыло, протекающей там. Которая, в свою очередь, по одной версии обязана именем слову "рыть", так как прорывала себе русло. По другой свинье, которая жила в данной местности и рыла своим свиным рылом землю и отрыла родник, который и стал истоком реки Рыло. Голова той свиньи теперь красуется на гербе города Рыльска.

Кстати об этой уважаемой свинке, изображенной и на гербе самого Рыльска, есть и еще одна легенда.

На месте слияния трех рек Сейма, Рыло и Волынки еще недавно был холм, называвшийся Чертовым Курганом. Его уже тоже нет. Последние остатки были смыты половодьями в 50-х годах 20-го века. Но место, где он был, до сих пор называют Чертовым Курганом. Потому что все знают: там в незапамятные времена обитал черт. Который все время вредил рыбаку Ивану по прозвищу Жигалка, жившему под курганом на берегу Сейма. Рвал ему сети, запутывал их. Блазнил, не давал покоя. А в пещере над речкой Волынкой жил лыцарь-отшельник, человек уважаемый и авторитетный, местный судья. И вот однажды, когда черт окончательно достал Жигалку, тот пожаловался лыцарю. Нечистый был вызван на суд, началось разбирательство. Иван был, конечно же, тоже не ангел. Черт нашел, в чем его обвинить. Дело запуталось, тяжба затянулась. Наконец, лыцарю все это так осточертело, что он выхватил меч и отсек обоим спорщикам головы. А в ночь после сего праведного акта ему был голос, который безапелляционно потребовал вернуть на свои места снесенные головы. Оробевший лыцарь немедленно выполнил требование. Но в спешке все перепутал. Иван получил голову черта, а черт – голову Ивана. В результате этой ошибки рыльский черт стал как-то человечней, а человек поумнел. Про местных мужиков с тех пор говорят: рыляк самого черта проведет.

В Рыльске мы сразу же поехали к искомому Месту силы, а именно к Никольскому Рыльскому монастырю, стоящему на горе Синайке, под которой находятся источники, а также месторождение целебной глины.

История Никольского Рыльского монастыря, расположенного рядом с пещерой лыцаря-отшельника связана с именем Иоанна Рыльского. Это величайший из святых, просиявших в Болгарии, небесный покровитель болгар. Как говорят, примерно тысячу лет назад монастырь основали монахи, явившиеся из Болгарии. Они, мол, бежали сюда еще при Владимире Святом (чуть ли не до крещения Руси) от каких-то преследований на родине. И прихватили с собой правую руку Иоанна Рыльского. Правда рука потом где-то затерялась.

Погуляв довольно приятно чаок по территории монастыря (вообщето пространства там не так много, но мы же не ради спортвной хотьбы туда ехали) повстречали, кроме прихожан и монашек, вот этих аборигенов, загоравших под ласковым весенним солнышком:

Монастырь стоит на возвышенности и от туда открываются прекрасные виды на разлившийся Сейм

Как раз под этой горкой проходит дорога, ведущая к источникам и к пещере с глиной. И в это самое время кто-то застрял на авто, пытаясь туда проехать. Я подумал, что довольно не сложно было предположить такой исход событий, так как дорога идет по самой кромке разлива, и удивился нерадивости автолюбителя. В скорополительности своих выводов я убежусь чуть позже, а пока мы направились на поиски источников и глины. Когда спустились и обогнули монастырь, машины уже не было. Сначала шли по низине, затем поднимались на Синайку - там очень приятно и легко было по ощущениям.

И вот добрались до глины.

Рядом расположен первый источник. Но он оказался затоплен. Поэтому приезжавшие ограничивались сбором глины и отправлялись восвояси.

А мы обошли подтопление по горке и направились на поиски следующего.

Довольно скоро источник показался за деревьями. На нем также стоит сруб, а внутри расположена большая купель. Это место по своему воздействию мне запомнилось больше всего в данной поездке. Сначала я пришел туда один, так как девушки остались бродить и фотографировать на Синайке. Конечно же окунулся. Помедитировал малость. Тут подоспела А. и тоже попробовала купель. И набрав воды мы отправились назад. По пути А. набрала увесистый покетик чудодейственной глины. У меня тоже теперь на книжной полке лежит кусочек.

Стоит заметить, что А. придерживается Буддизма (правильнее наверно Дхарма) и на обратной дороге посвещала меня в некоторые аспекты данной религии (о четырех мирах и четырех же благородных истинах и т.д.). Я в общем-то толерантно отношусь к различным религиям (хотя и не придерживаюсь ни одной), а буддизм, пожалуй самая близкая мне по некоторым аспектам. И вот во время этого рассказа с множеством красивых и продуманных обазов, правил, норм и т.д. мне пришла четкая ассоциация-картина-понятие. Истина одна, она многогранна и идти к ней можно совершенно разными путями, так же как и одним путем можно идти, в зависимости от того как ты идешь, и к ней и от нее. А религии - это как фантик на конфетке (истине). Он может быть обычный или цветной, а может даже красивая коробочка с бантиком. Или же просто пустышка и под оберткой ничего. Я не особо заморачиваюсь на эстетической красоте упаковок, посему и не разделяю различных религиозных воззрений. Эта ассоциация окончательно сформировалась чуть позже, а пока я поблагодарил за интересный рассказ и заметил, что это всего лишь вариант. Зато так незаметно и познавательно добрались до машины и тронулись искать место ночевки.

Покружив немного по окресностям, решили не изобретать, а сразу за мостом через Сейм свернуть к реке. Проехав через жилую зону, нашли очень уютное место прямо на берегу.


Спуск к воде есть, дров много и вообще красиво.

В честь удачного дня приготовили на костре праздничное угощение, нехитрый рецепт которого Д. привезла из Утриша.

На следующий день наш путь лежал в Коренную пустынь...


Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей в курском крае. Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 километрах от Курска по направлению на север, в темной синеве обширного коренского леса. На Рождество Богородицы 1295 года несколько жителей города Рыльска пришли поохотиться на речку Тускарь. На берегу рос огромный вяз. Один из пришельцев, подойдя к дереву, обнаружил у корней небольшую икону, лежащую ликом вниз. Поднял ее и – будто выдернул пробку: под вязом забил родник. Почуяв нутром место силы, охотники решили оставить икону там, где нашли. Только срубили для нее небольшую часовню.Но к моменту обретения иконы Курск уже не существовал. В 1239 году его разорил хан Батый, да так основательно, что там триста лет было пусто. Жизнь курских мест стала тяготеть к Рыльску. Через какое-то время рыляки решили забрать Коренную к себе. Встречали с восторгом, только вот рыльский князь оказался субъектом не склонным к мистической экзальтации. Даже не удосужился выйти к воротам, чтобы поклониться святыне. И был немедленно ею наказан: ослеп. После этого каялся перед народом: согрешил, мол. И чудотворная смилостивилась – вернула зрение. На радостях князь велел строить церковь для Знамения. Храм освятили в честь Рождества Богородицы. Но только икона там долго не пробыла: чудесным образом вернулась в свое место силы. И сколько ни пытались принести ее в город, неизменно уходила к себе на Тускарь. Теперь там монастырь – Рождества Богородицы.

Место расположено удачно - на возвышенности, внизу течет Тускарь и бьют ключи.

К источнику и купели ведет лестница.

Так как была суббота, да в совокупности с популярностью данного места, в купель наблюдалась нехилая очередь. Люди стояли, преминались с ноги на ногу в ожидании. В общем для меня атмосфера была не особо располагающая к купанию. Поэтому, пока А. и Д. остались дожидаться дабы окунуться, я отправился через мост на другой берег Тускаря и отлично провел время на мысу, который огибает река.

Затем мы все вместе пошли погулять по округе и пройдя буквально несколько минут по лесу, наткнулись на еще одну купель, где не было ни то что очереди, а вообще никого (ну разве что кроме Духа этого места). Вот тут я с удовольствием и окунулся, а также набрал воды. Дальше по тропинке оказалось еще несколько источников. Девушкам место понравилось, мне в общем то тоже - вольно там, легко (на холме), вот только как и в других популярных монастырях (Оптина, Троице-Сергиева...), скажем так, затоптано, покрыто нанесенным туда настроем приходящих (не всегда положительным).

За сим, поблагодарив за гостеприимство, мы покинули Коренную и поехали искать место ночлега.

Сначала поехали к речке Усожа. По дороге проезжали какое-то водохранилище, но подъездов особо не было, да и берега в ряске. и если мне не изменяет память далее оказались в селе Бугры. Проехав деревню, оказались на поле, за которрым виднелась река. Поехали. И приехали...

Вот тут-то и приходит на память история с увиденным мной в Рыльске застрявшим авто. Несмотря на то, что почва кажется вполне твердой - это отнюдь не так. Под верхним (менее сантиметра) слоем вода. Топор в правом боку кадра - это не нападение маньяка на нас, а попытки выбраться из трясины по средством оказавшегося рядом развалившегося гнилого забора, огараживающего непонятно что,а точнее просто стоящего в поле. Тут надо отдать должное моим попутчицам. Пока я в течение нескольких часов при помощи досок, домкрата и сковородки (чтоб не проваливался домкрат, хотя помогало не очень) колдавал над авто, они вполне спокойно, без каких бы то ни было упреков, помогали чем могли и поили чаем. Смеркалось...Благо деревня была не особо далеко и А. с Д. направились искать трактор. В чем собственно и преуспели. Через часа полтора они прикатили на нашем спасении. Тракторист дотащил нас до дороги и рассказал как лучше подъехать к реке. Но то ли он решил пошутить, то ли мы опять ни туда завернули, а приехали в итоге на рыбразвод, где было много шума, лягушек и дохлой рыбы. Решив, что это ни разу не вариант, хоть уже и за полночь, ткнув в близлежащую понравившуюся всем точку на карте, добрались наконец таки до вполне удобоночлежного места на берегу речки Свапа. Там было приготовлено отличное овощное рагу, да и спалось неплохо.

Вот как то так мы сгоняли в Курскую область. Хотелось бы отметить, что это была одна из самых моих запоминающихся поездок, как из-за увиденного, прочуствованного на Местах силы, так, и может быть даже в большей степени, из-за отличной компании, благодаря которой все получалось легко и правильно. А по поводу нашего встрявания я на обратном пути еще услышал такую реплику: "это здорово, что так получилось - и запомнилось и показало, чтот при правильном подходе и отношениях все будет хорошо".

Так что спаибо, Курская область, спасибо, А. и Д.



URL записи