Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение
Жан Балтазар де ла Траверс
Нилова пустынь на озере Селигер. 1786г.
большой размер
В начале 1780-х годов известный вельможа и ценитель искусства граф А.С. Строганов, озабоченный образованием единственного сына, заказал французскому художнику Жану Балтазару де ла Траверсу альбом гуашей и акварелей с видами городов Российской империи.
Имя живописца немногое скажет современному читателю. Долгое время, по странному недоразумению, его даже отождествляли с другим французом - маркизом Де Траверсе - адмиралом российского флота и морским министром. Сведений о художнике практически не сохранилось. Известно, что прибыл в Петербург он в 1770-х гг., поступив на службу во французскую труппу императорских театров. Роли ему поручались небольшие, соответствующим было и вознаграждение. Зато имелось достаточно свободного времени позволявшего заниматься художеством. Да так успешно, что молодого человека заприметил граф Строганов. До нашего времени дошло более 100 произведений живописца, изображающих различные города и веси России. Благодаря ему мы можем воочию их увидеть в том виде, какими они представлялись заезжему иностранному путешественнику в последние десятилетия XVIII века, времени, когда на смену Екатерине пришёл Павел.
Ж.Б. де ла Траверс. Вид на Неву и памятник Петру I. 1780 - 1790-е гг. Гос. музей А.С. Пушкина.
большой размер
В конце XVIII века площадь, где стоит памятник, была не такой широкой: со стороны Адмиралтейства её ограничивали земляной вал и широкий канал, с юга - Адмиралтейский канал и Малый Исаакиевский мост. Центр упирался в Большой (наплавной) Исаакиевский мост, связывавший Адмиралтейскую сторону Петербурга с Васильевским островом.
Биржа по проекту Кваренги. 1787. Гос. музей А.С. Пушкина.
Биржа по проекту Д. Кваренги строилась с 1783 по 1787 год и была доведена до крыши, когда приняли новый проект молодого архитектора Тома де Томона, а "старое" здание пошло под снос. Траверс изобразил гипотетический вид Стрелки Васильевского острова таким, каким он должен бы был предстать в случае осуществления замыслов итальянского зодчего.
Большой театр в Петербурге. 1790-е гг. Собрание И.С. Зильберштейна. Москва.
большой размер
На акварели изображено здание театра, построенного по проекту А. Ринальди в 1775 - 1783 гг. На площади так называемые "грелки" для кучеров и лакеев. Слева - Крюков канал, торговые ряды и здание Литовского замка.
Смольный монастырь в Петербурге. 1780 - 1790-е гг. Гос. музей А.С. Пушкина.
большой размер
Монастырь был заложен в 1748 году, в 1764 строительство в целом было завершено. Слева мы можем видеть здание Александровского института (полуциркульное в плане), построенное Ю.М. Фельтеном в 1765 - 1775 годах.
Вид на Академию художеств в Петербурге. 1790-е гг. Собрание И.С. Зильберштейна.
большой размер
На переднем плане мост через засыпанный в XIX веке канал на месте современной площади Труда. Нева ещё не одета в гранит, а на противоположном берегу виднеются купола Андреевского собора, строившегося почти одновременно с Академией художеств.
Чесменский дворец близ Петербурга. 1780-е гг. Собрание И.С. Зильберштейна.
большой размер
Архитектурный ансамбль Чесменского дворца построен в 1777 - 1780-х гг. архитектором Ю.М. Фельтеном. В XVIII веке это место было далеко за чертой города и называлось Лягушачьим болотом. Настоящая сельская глушь.
Тучков буян в Петербурге. 1780-е гг. Собрание И.С. Зильберштейна.
большой размер
На акварели довольно трудно узнать это место. Перед нами "низкие топкие берега" Малой Невы с помещениями пеньковых складов, построенных в 1770 году по проекту архитектора А. Ринальди и инженера М. Деденева. Примерно так выглядела Петроградская сторона два с лишним века назад. Согласитесь, пейзаж мало напоминает столицу Российской империи.
Подмосковная усадьба графа Разумовского. 1780-е годы
большой размер
Соловецкий монастырь на Белом море. 1780-е годы
большой размер
Вид Новгорода. 1780-е годы
большой размер
Немного процитирую написанное на обратной стороне открытки:
" Один из самых древних русских городов...
На акварели Балтазара де ла Траверса мы видим Новгород второй половины восемнадцатого столетия. Художник достаточно точно воспроизводит облик провинциального города, расположенного по берегам широкой полноводной реки. ...
Мост на сваях, который мы видим на акварели, находится не там, где теперешний мост через Волхов; он непосредственно примыкал к кремлевской стене и продолжался улицей внутри кремля. Остатки этого моста и теперь еще можно видеть по берегам реки... "отсюда
Вышний Волочек. 1786г.
большой размер
Бронницы (Новгородской губернии). 1786г.
большой размер
Вид на Шлиссельбургскую крепость. 1784г.
большой размер
Кафа (Феодосия) 1788г.
большой размер
Старый Крым. 1798г.
большой размер
palborum
bagirah59
.