Дивногорские Дивы
«…видели столпы каменные белые,
дивно и красиво стоят они рядом,
<…>над рекою над Сосною».
(Хождение митрополита Пимена в Царьград,
в лето 1389 г.)
Многим хорошо известно название небольшого ландшафтного участка на востоке Среднерусской возвышенности со сказочным именем Дивногорье. Так и веет легендой про диво-дивное, про чудо-чудное. Да, здесь есть чему удивиться: причудливые останцы-дивы, реликтовые растения,загадочные пещеры…По всей вероятности, первый, кто упомянул в литературе о меловых останцах-дивах в этом районе, был Клавдий Птолемей, живший во II в., называя их алтарями Цезаря и Александра Македонского.
Издревле на Руси существовали многочисленные легенды и предания о так называемых дивьих людях, которые обитают под землей. Так, например, в «Повести временных лет» под годом 1096 (6604) есть следующая запись: «Теперь же хочу поведать, о чем слышал 4 года назад и что рассказал мне Гюрята Рогович новгородец, говоря так: «Послал я отрока своего в Печору, к людям, которые дань дают Новгороду. И пришел отрок мой к ним, а оттуда пошел в землю Югорскую [Северный Урал]. Юрга же сказала отроку моему: «Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это еще три года назад; есть горы, заходят они к заливу морскому, высота у них как до неба, и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но показывают на железо и машут руками, прося железа; и если кто даст им нож ли или секиру, они взамен дают меха. Путь же до тех гор непроходим из - за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них; идет он и дальше на север». Я же сказал Гюряте: «Это люди, заключенные [в горах] Александром, царем Македонским».
Представление о дивьем народе, обитающем в пещерах, восходит к глубокой древности. Возможно, совсем не случайно в его названии слышится корень арийских слов. Это представление в народном сознании удивительно трансформировалось на протяжении десятков и сотен лет. На него накладывались события и явления разных эпох. И если в XI в. судьба дивьих людей ассоциировалась с деятельностью Александра Македонского, то в ХХ в. - с деятельностью большевиков. Дивьи люди начинают удивительно напоминать старцев скрытых подземных монастырей.
В 1927 г. А. Онучковым была сделана в Свердловске следующая запись: «Дивьи люди живут в Уральских горах. Выходы в мир имеют через пещеры. В заводе Каслях по Луньевской железнодорожной ветке они выходят из гор и ходят между людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события, рассказывают, что в селах Белослудском, Зайковском и Строгановке в полночь слышится звон. Слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью. Такие люди слышат звон и идут на площадь к церкви. Приходит старик из дивьих людей и рассказывает о событиях, и предсказывает, что будет. Если приходит на площадь недостойный человек, он ничего не видит и не слышит.Мужики в тех местах знают все, что скрывается большевиками».
В 1926 г. на Урале был записан рассказ «о старике из дивьих людей». Он растолковывает едущему на съезд коммунисту знамения грядущих бед: увиденные на дороге мешок с зерном, «кадь, полную крови», и гроб. Коммунист повстречал старичка по дороге. «Путь-дорога», — говорит коммунист. «Довези меня», — просит старик. «Нет, — отвечает коммунист, — не могу посадить, лошадь устала». - «Все-таки ты меня посади, — говорит старик, — скорее доедешь». Коммунист посадил старика. <...> Едут, старик и спрашивает: «Ты не видал ли что дорогой?» — «Видел», — говорит партиец и рассказывает, что видел. «Это знамения вам. <...> Мешок с хлебом предвещает большой урожай. Кадь с кровью — страшную, кровавую войну на полсвета, в крови плавать будете. Но хлеб тогда еще будет. А будет еще хуже: это гроб — голод, а люди будут так умирать, что некому будет и хоронить друг друга. Гроб <…> ближе по дороге, чем кадь от мешка, — это мор от войны ближе по времени, чем война от урожайного года». Приехали в город, на Пушкинскую улицу в чрезвычайку, и коммунист посадил старика пока что в чижовку, а когда его хотели допросить, он исчез». Слышатся отзвуки китежских сказаний… Легенды о дивьем народе на огромных просторах Руси могли застыть в названиях скал, пещер…Дивья пещера Урала. Уж больно далека от наших Дивьих гор!? Но есть не менее интересные параллели. Всем хорошо известен знаменитый донской град Азов. Он одно время даже был столицей донского казачества. На среднем Урале (в 70 км ю-з от Екатеренбурга, высота 564 м.) есть знаменитая Азов-гора, описанная в сказах П.П.Бажова. «Гора покрыта лесом; на вершине большой камень, с которого хорошо видны окрестности (километров на 25-30). В горе есть пещера с обвалившимся входом».Согласно сказу-легенде, здесь когда-то давно жили старые люди. «Были они не русськи и не татара, а какой веры-обычая и как прозывались, про то никто не знает. По лесам жили». У них «самоглавная пещера в Азов-горе была. Огромнейшая – под всю гору шла».
(Из книги Степкина В.В. Легенды донских пещер. Фольклор. Этнография. История. – Воронеж, 2012)
.