,,...Меркуров стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина.
Он создал огромное количество этих монументов – ему принадлежит первенство в создании всех трех самых гигантских по размерам (монумент в Ереване высотой 49 м вместе с постаментом; на входе в Канал имени Москвы и на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве).
Искусствоведы эпохи с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь этих монстров. Все они были снесены в период хрущёвской «оттепели».....
на ВДНХ/ ВВЦ-в Москве/за ним павильон,,МЕХАНИЗАЦИИ,,.Теперь на месте памятника стоит ракета,а за ней павильон N37,,КОСМОС,,/ныне название которого,,САДОВОД и ОГОРОДНИК,,/.
Памятник Ломоносову у старого здания Мгу на Моховой. Скульптор С.Д.Меркуров.
Сейчас на этом месте стоит другой памятник Ломоносову
Памятник «Мысль» на Цветном бульваре.
Памятники «Мысль» и Достоевскому (виден вдали) работы С.Д. Меркурова установили на Цветном бульваре в годовщину Октябрьской революции.
В 1936 году в связи с реконструкцией трамвайных путей (их пустили по центру бульвара) памятники убрали, но на место так и не вернули.
Памятник Достоевскому (для которого, кстати, позировал А. Вертинский) сейчас стоит недалеко от бывшей Марьинской больницы, где родился великий писатель, а «Мысль» в 1952 году стала надгробием скульптораС. Д. Меркурова на Новодевичьем кладбище.
У "Мысли" интересная судьба. Этот монумент, как и меркуровский памятник Достоевскому были изготовлены еще до революции. Но, когда по плану монументальной пропаганды потребовалось в городе установить сразу много скульптур, стали буквально прочесывать мастерские известных и не очень скульпторов на предмет подходящих памятников, бюстов, обелисков, скульптур.
"Мысль" взяли "за компанию" с Федором Михайловичем.
Любопытно, и то, как было выбрано место для скульптур: Сработал фактор «близости места». Памятники громоздкие, тяжеленные, автокранов тогда и в помине не было, везти куда-то далеко – сложно! А мастерская скульптора была, рядом, на Цветном бульваре. Это и решило дело. Здесь скульптура простояла до осени 1936го, когда начались работы реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре.
«Мысль » перевезли на улицу Воровского (Поварская) и установили в палисаднике перед знаменитым «домом Ростовых», который был занят Союзом советских писателей. Вскоре появилась такая байка: писатель Федор Панферов, один из руководителей союза, спросил: что это за статуя? Узнав, что это «Мысль », изрек: «При чем же тут мысль , какое отношение она имеет к писателям? Убрать!»Несколько лет высланная писателями скульптура стояла в саду у скульптора. После смерти мастера в 1952 году «Мысль »стала надгробьем могиле С. Д. Меркурова на Новодевичьем кладбище.
«Мысль». Гоббро, порфир. 1911—13. В 1955 установлена на могиле С. Д. Меркурова на Новодевичьем кладбище в Москве.
Памятник Ф. М. Достоевскому в Москве. Скульптор С. Д. Меркуров. 1911—13. 16.Памятник Ф. М. Достоевскому.
С. Д. Меркуров. Цветной бульвар. 1918.
С этим памятником связана любопытная история. Когда комиссия пришла в мастерскую Меркурова, чтобы выбрать памятники для выполнения "госзаказа", им приглянулись две работы: памятник Федору Михайловичу и фигура « Мысль », также выполненная из гранита. Председатель Комиссии М. Ф. Владимиров заявил, что Достоевского поставим, «если сойдемся в цене». В цене сошлись, Меркуров запросил по-божески, и обе фигуры решили установить к празднику.
Место выбрали неподалеку от мастерской скульптора - в центре цветного бульвара. Вот как описывал искусствовед Н. Д. Виноградов установку памятников: «30 октября 1918 года с утра на Цветном бульваре можно было видеть, как Меркуров «египетским способом»тянет своего Достоевского для установки. Скульптура была уложена на два бревна, связанных в форме саней. Под бревна подкладывались валки, по которым «сани»катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с автором…»
Памятник Достоевскому простоял здесь до осени 1936го, когда начались работы реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре. В связи с этим он был перенесен во двор старинной Мариинской больницы для бедных, на Новую Божедомку (с 1940 года – ул. Достоевского). Здесь, в одном из флигелей бывшей больницы, в семье штаб-лекаря М. Достоевского в 1823 году родился великий писатель. Здесь памятник находится и по сей день.
«Л. Н. Толстой». Мрамор. 1911—48. Третьяковская галерея. Москва.
Памятник Л.Н.Толстому.Скульптор С.Д.Меркуров.
Памятник Толстому в Москве в 1972 году перенесли во двор Государственного музея на Пречистенскую ул.11. До этого памятник Толстому в Москве был установлен в 1928 году на Девичьем поле, недалеко от Музея-усадьбы в Хамовниках, с которой связаны последние годы жизни писателя.
Этому месту как нельзя более соответствовал созданный скульптором Сергеем Меркуровым памятник Толстому в Москве, образ умудренного жизнью, могучего духом старца, крепкая фигура которого, со слегка наклоненной мощной головой, большими руками, характерным жестом, засунутыми за пояс руками, как бы органично вырастает из блока крупнозернистого камня. Необыкновенно выразительно лицо, на котором лежит тень глубоких раздумий и тяжких переживаний, мудрый и печальный взгляд из-под густых бровей, скорбные складки лба, сурово сжатые губы. Особая ценность этой работы в том, что портрет выполнен на основе посмертной маски, которую Меркуров лично снял с лица Льва Николаевича Толстого в ноябре 1910 года на станции Астапово. Замыслом автора было показать неразрывную связь писателя и его творчества с русской землей, с природными корнями его таланта, наконец, о его приверженности крестьянскому труду.
Лев Николаевич - один из самых известных русских писателей, просветитель, мыслитель, а также основатель толстовства - нового религиозно-нравственного учения. Бессмертные произведения автора «Война и мир», «Анна Каренина» известны во всем мире, переведены на другие языки. Многие литературные произведения Толстого неоднократно экранизированы, не только в российском кинематографе, но и в зарубежном.ВСТАВЛЕНО-
После смерти Льва Николаевича Толстого 20 ноября 1910 года на станции Астапово, к телу приехал скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров для снятия посмертной маски великого писателя.
Памятник Л.Н. Толстому в Москве. Скульптор не стал откладывать работу на потом, а сразу взялся за дело, даже был найден спонсор Н.А. Шахов, который единолично оплатил все работы и материалы. Вроде бы ничего не предвещало беды, но они начались сыпаться одна за другой.
Во-первых, представленный проект не понравился родственникам писателя.
Здесь я бы хотел немного рассказать о мыслях или пути скульптора, как он дошел до такой «грандиозной» мысли.
Меркулов относился к прогрессивным скульпторам нового поколения (20 века), он был очень увлечен философскими работами Канта, Гегеля, Ницше, Шопенгауэра и творчеством Толстого и Достоевского.
После прослушивания курсов философии в Цюрихском Университете, для него российские просторы и архитектура стала напоминать курганы с установленными на них каменными «бабами» (а это Пушкин, Толстой, Достоевский и многие другие).
По какой причине он их называл «бабами» не понятно, может быть, они ему нравились физически, не знаю, да и вообще странный скульптор.
По замыслу скульптора Лев Николаевич Толстой должен был представлен в его обыденном виде, с характерным для него расположением рук (заткнутыми за пояс).
Но чтобы подчеркнуть величие духа над немощным телом (хотя как раз тело у Льва Толстого было достаточно мощным), скульптор предложил изобразить, что как-будто у Льва Толстого маленькие и хрупкие ноги.
Это по мнению скульптора должно символизировать тяжесть того бремени, что нес Толстой, т.к. маленькие и хрупкие, даже несколько кривоватые, ноги несут на себе тяжесть огромного и мощного тела.
Но когда родственники Льва Толстого увидели представленный макет, то пришли в ужас от увиденного и строго на строго запретили такое кому-либо показывать. Поэтому скульптору предложить несколько измененный вариант, когда ноги скрыты необработанной породой, что он как будто вырастает из земли, является ее продолжением.
Такая интерпретация духа и мощи личности Льва Толстого пришлась по вкусу родственникам, поэтому именно этот вариант мы и можем сейчас видеть.
Хотя лично мне жаль, что именно этому скульптору досталась посмертная маска великого писателя, уж больно этот скульптор неадекватен был.
Но на этом проблемы у памятника Льву Толстому в Москве не заканчиваются.
После изготовления памятник планировали поставить на Миусской площади, перед зданием Университета А.Л. Шанявского. Но представители Церкви возразили, что там ставить памятник нельзя, т.к. с этого места прямая видимость на возводящийся собор святого Александра Невского. И что если администрация города не посчитается с их мнением, то они разрушат памятник Льву Толстому, чтобы этот безбожник не любовался собором. Градостроители учли пожелание Церкви и не стали устанавливать там памятник Льву Толстому. Но и с выбором места не спешили. Поэтому после создания памятника, предположительно 1911-14 года и вплоть до 1928 года, готовый памятник простоял в мастерской скульптора. И только в 1928 году памятник Льву Толстому нашел свое первое место на Девичьем поле (это недалеко от Музея-усадьбы Л.Н. Толстого в Хамовниках) и только в 1972 году памятник был перевезен во двор Государственного Музея Л.Н. Толстого, что находится в городе Москва ул. Пречистенка д.11). Где мы и можем увидеть его сегодня. Вставлено из <http://foretime.ru/tolstoy-moskva/>