Мокошь (Макошь) – одна из самых неоднозначных богинь славянского пантеона, покровительствующая судьбе. Богиню сравнивают с греческими богинями судьбы Мойрами и германскими Норнами. Кто-то считает Мокошь древнейшей Богиней-матерью, а кто-то связывает ее образ с православной святой Параскевой.

Стихии, связанные с Мокошью, это земля и вода. Обе они являют собой в культе Макоши рождающие и вместе с тем поглощающие начала, своеобразно соединившиеся в древних представлениях о Сырой Земле, то есть земле и воде как слившимися в единстве стихиями. Не случайно в народе даже есть устойчивое обращение к этому «тандему»: Мать Сыра Земля. Как мать она рождает, но по окончании земного пути – поглощает в себя. И правит всем этим могучая и великая Мокошь.

На дальнем острове, что высится посреди океана неприступными скалами, в одной из самых глубоких пещер, какую только можно себе представить, сидит Мокошь и почти все время занимается тем, что прядет кудель, которая спускается с небес. В результате получается у Макоши нить, но это нить не простая, а Великая Нить Судьбы, которая из пещеры Макоши устремляется через воды океана в наш мир и там прирастает к каждому человеку. Нить эта зовется покутной и связывает человека со всеми его делами, с плодами его трудов – как с добрыми, так и со злыми.

А еще Великая Нить Судьбы приносит в мир людей единство, потому что связывает прочностью своей начало и конец любого дела, связывает причину и следствие, связывает творца и его творение, намерение и результат. Мир наш потому и логичен, и гармоничен, и соразмерен, ибо в нем незримо присутствует покутная нить, сделанная и посланная Мокошью.

Есть у Макоши две помощницы, которые помогают ей прясть Пряжу Судьбы; одну зовут Доля, а другую Недоля. Если в создании той или иной нити большее участие принимала Доля, то к тому человеку, которому эта нить достанется, будет судьба благо­волить. Если участие Недоли оказалось сильнее, то ждет будущего владельца нити судьба горькая.

А кроме того Мокошь и ее помощницы оказывают покровительство всем тем, кто занят рукоделием, потворствуют достатку в доме, успехам в хозяйстве, помогают урожаю и роженицам. Такая широкая специализация обусловлена тем, что само понятие судьбы тоже широкое.

Не часто, но все же случается, что Мокошь покидает свою пещеру на острове, при по­мощи крылатого коня перелетает океан и попадает в наш мир, оставляя на хозяйстве при этом Долю и Недолю, которые сами нить не делают, но внимательно следят, чтобы до возвращения Макоши никто не посягнул ни на чью судьбу, не стащил пряжу и не принялся делать нить.

Редкие визиты Макоши к людям обычно вызваны тем, что в мире вдруг обнаруживается какой-либо разлад, нарушается гармония, что-то ломается или просто приходит в негодность. Мокошь – грозная и строгая, порою даже злая богиня, но Мокошь страшно не любит хаоса в подвластной ей сфере. Как только нарушена логика бытия – жди визита Макоши. Обычно глубокой ночью Мокошь попадает в наш мир, где сразу же старается навести только ей подвластный порядок.

Человек не способен увидеть Великую Нить Судьбы, а значит, не способен ее распутать, если она запуталась. Мокошь же видит плоды своих трудов и начинает окаменелыми и морщинистыми пальцами своими распутывать нить. В подавляющем большинстве случаев Макоши это удается. И тогда она, довольная совершенным, свистом вызывает своего верного крылатого коня и улетает. А гармония – позитивная или же негативная – налаживается в мире. Визиты в мир наш Макоши редки, но еще реже удается узреть ее человеку, даже тому, чья судьба разладилась и требует срочной наладки. Но все же иногда Мокошь считает возможным показать себя людям.

Выглядит Мокошь усталой и сгорбленной старухой. На ней одежда черных, серых и темно-зеленых тонов, полностью покрывающая все ее тело за исключением вечно грязных щиколоток, когтистых рук и трясущейся головы. Даже шея укутана всегда в серый, грубой вязки шарф. И только загорелое старушечье лицо да кайма редких седых волос над ним видны всегда. Впрочем, тот, кто видел лицо Макоши, вряд ли этим лицом восторгается – его никак нельзя назвать красивым. Только глаза, пожалуй, могут привлечь внимание. Они какие-то очень молодые, живые. И еще подвижные не по годам, хотя и испещренные морщинами руки.

Иногда Мокошь разговаривает с людьми. Делается это обычно в тех случаях, когда есть необходимость объяснить удивленному и даже напуганному человеку, что означает визит столь странной особы, чего ждать от этого визита, и как вообще жить дальше. И практически всегда Мокошь сопровождают верные ей животные, которые считаются ее тотемами.

Тотемных животных Макоши три. Это филин, ондатра и ящерица. Филин почти все время сидит на плече Макоши и шепчет на ухо свои мудрые советы. Особенно советы эти актуальны тогда, когда Мокошь затрудняется в определении того, чье участие в творении Великой Нити Судьбы оказалось выше – Доли или Недоли. Ондатра помогает снимать с небес кудель и раскладывает ее перед Мокошью, сразу же сортируя на годную для получения нити и негодную для этой цели. Негодную нить Доля и Недоля съедают. А ящерица – юркая и верткая – разносит готовую нить по миру, раздает людям их судьбы. Наконец, все трое – филин, ондатра и ящерица – под руководством Макоши определяют, какой судьбы заслуживает человек. И судят тут по его делам, по делам его предков, по тому, как легла нынче Великая Нить Судьбы.

Кроме того, филин зрением проницательным своим, ондатра зубами острыми, ящерица нюхом недюжинным помогают Макоши найти разрушения нити и восстановить попранную гармонию. Без них бы богиня не справилась. Но все же главная роль отводится в распутывании нити не животным тотемным, а самой Макоши. Это только с видy она как старуха древняя, а так ни глаза, ни зубы, ни нос не уступят помощникам по силе. А уж слух у Макоши – просто острее не бывает



URL записи