Николай Никитич Демидов (1773–1828) стал первым в семье собирателем античной скульптуры. В 1818 и 1819 годах русский заводчик финансирует раскопки в Тиволи («Вилла Квинтилия Вара») и Риме (местность у Латеранских ворот, близ виллы Санта-Кроче). Раскопками и реставрацией скульптур руководил скульптор Игнацио Весковали. Интереснейшая в этой серии находок - статуя «Сидящей Агриппины», реставрированная как муза танца Терпсихора (ГЭ). Популярный в эпоху Римской империи этот вариант восходит к замечательному созданию мастерской Фидия - «Сидящей Афродите». Отчет о раскопках на Эсквилинском холме опубликовал Пьетро Висконти в «Актах папской археологической Академии»: исследование фундаментов домов (№ 46-48) на Via dei Quattro Cantoni открыло шесть скульптур, приготовленных к реставрации, но не востребованных ко времени гибели мастерской. После реставрации половина находки поступила в папский музей (ныне - в Латеране), а три мраморных Сатира купил Николай Демидов (ГЭ).
Наиболее интересная часть собрания - портреты римских Императоров. Первый из них (без головы) найден в Фалериях в 1821году. (ГЭ). Император II века, Траян или Адриан, представал в воинском панцире. Жемчужина коллекции - бронзовая статуя, считавшаяся портретом Мария или Юлия Цезаря, или изображением Гальбы. Ныне в ней видят Требониана Галла (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Статуя опубликована в 1849 году в Петербурге. Автор описания, архитектор О.Монферран: «В юности, когда я учился в Риме, одно важное лицо русского двора получило разрешение его святейшества папы Пия VII провести на свой счет раскопки в винограднике недалеко от собора Святого Иоанна Латеранского. Множество статуй было результатом этих раскопок… Они продолжались два года, и стоимость их превышала 100 000 пиастров. После столь больших расходов господин Н.Н.Д(емидов) прервал исследование… Наша статуя, найденная при этих раскопках, была скинута с пьедестала и лежала в кусках, погребенная под руинами зала, центр которого она некогда занимала. Так как следовало опасаться, чтобы она не привлекла внимание администрации папских музеев, и чтобы ее важность не вызвала желания приобрести ее, куски были тотчас упакованы и отосланы во Флоренцию, где из-за отсутствия ее законного владельца она оставалась много лет…»1. Агент кронпринца Людвига Баварского писал: в 1820 году князь Станислав Понятовский, племянник польского короля, решает покинуть Рим. Колоссальный бронзовый бюст «Мария» (агент Людвига считает его «Гальбою») предназначен к продаже за 3000 скуди, кронпринц давал лишь 500. Тогда Понятовский «взял Гальбу с собой во Флоренцию, где позже он попал к князю Демидову и оттуда переехал в Санкт-Петербург» 2.
«Луиджи Премацци: альбом «Музей императорского Эрмитажа», Зал древней скульптуры. 1856 год.»
Н.Демидов задумал грандиозные раскопки Римского Форума - Стендаль писал: «Однажды, когда г. Демидов жил в палаццо Русполи, он в моем присутствии сказал, что, желая оставить воспоминания о своем пребывании в Риме, он мог бы снять десять или двенадцать футов земли, покрывающей мостовую Форума от Капитолия до арки Тита. Правительство предоставляло в его распоряжение пятьсот каторжников, которых г. Демидов должен был оплачивать» 4. Этот план не осуществился: французские комедианты поставили в демидовском палаццо водевиль, где один из персонажей назывался Сен-Леоном - это восприняли как намек на его святейшество и магнат получил приказ папы Льва XII покинуть Рим; Демидов удалился во Флоренцию. Стендаль продолжает: «Сколько… статуй нашел бы великодушный русский, который хотел произвести раскопки Форума!… Как бы это украсило память о нем!… Имя Демидова проникло бы в Америку и Индию вслед за именами Наполеона, Россини и лорда Байрона»5. После смерти Н.Демидова собрание перешло к его сыну Павлу. После его смерти (в 1840 году) вдова, А.К.Демидова, удаляет из особняка «нецеломудренную» античную скульптуру. Монферран, строитель особняка на Б.Морской видит ее чуть не на чердаке и просит старшего брата, Анатолия уступить статую ему. Анатолий Демидов писал из Флоренции: «Мне не нужно большего, чем уверенность в подлинности этого шедевра, и коль скоро это установлено, я даже аплодирую этому, так как именно я получаю удовольствие прибавить его к Вашей коллекции» 6. Монферран собирался уступить статую Новому Эрмитажу - «одному из прекраснейших музеев Европы» - но вдова архитектора увезла ее в Париж, и в 1896 году владелец продал скульптуру в Нью-Йоркский музей.
Однако в 1851 году часть демидовского собрания было приобретено для Эрмитажа 7. Министр Двора П.М. Волконский писал обер-гофмаршалу графу Шувалову 19 января 1851 года : «Государь Император изволил приобрести покупкою у надворного советника Анатолия Демидова для Нового Эрмитажа за сто тысяч рублей серебром коллекцию древних скульптурных произведений, состоящую из 53 предметов. Прошу приказать академику Теребенину принять оную и поместить в Новом Эрмитаже. При сем 28 рисунков с описанием» 8. Торжественное открытие музея состоялось 5 февраля 1852 года. На акварелях «Зал греческой скульптуры»( К.Ухтомский1853 год), «Кабинет скульптуры в Новом Эрмитаже» (Он же,1854 год), «Зал древней скульптуры» (Л. Премацци,1856 год), в «Путеводителе по античному отделению Эрмитажа» Л.Стефани (М., 1856 год) и в описании «Музея Императорского Эрмитажа» Ф. Жиля (СПб., 1861 год) представлены все скульптуры коллекции. На плинтусах статуй и фонах рельефов имеются инициалы «РА» - видимо, это след раздела имущества между братьями, и их следует расшифровывать «Paul». Любопытен торс Афины из зеленого базальта: это римское подражание греческой архаике было найдено на вилле Лукулла близ Неаполя. Мы видим его на акварели « Кабинет античной скульптуры» (1854 год). На той стороне зала помещен «Торс императора в панцире». На акварели «Зал греческой скульптуры» (К.Ухтомский,1853 год) у стены видна упоминавшаяся «Статуя Агриппины», ей соответствует «Статуя сидящей царицы». Эта статуя была найдена в 1819 году в Риме у Латеранских ворот перед виллою Санта Кроче. В этом же зале находились три сатира из скульптурной мастерской на Эсквилине, а также - «Сатир, наливающий вино» и « Юный Вакх с доспехами Геракла». Вместе со скульптурами в залах выставили рельефы, канделябры и декоративные вазы. 9.
« К.Ухтомский: «Зал греческой скульптуры» в Новом Эрмитаже.(акварель,1853 год)
Самыми редкими и ценными были колоссальные статуи императоров Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия. Статуя Адриана происходит из палаццо Санта Кроче. Она составлена из разных кусков в XVIII веке. В основе - торс атлета, увенчанный головой более позднего времени. Атрибуты символизируют деятельность Императора как законодателя и властителя мира. Статуя Марка Аврелия была приобретена в римском палаццо Ланте. Здесь, кажется, торс - работа XVIII века в подражание греческим статуям атлетов. Император философ, совершивший, немало военных подвигов, представлен в образе бога войны Марса. Правой рукой Император опирается на копье (ныне утраченное ), в левой держит большой меч в ножнах. Статуя «смонтирована» из отдельных кусков, как это было принято в XVII - XVIII веках, но в ансамбле нет ничего чуждого римскому типу. Он восходил к греческой скульптуре. Плиний Старший писал: «В старину посвящались изображения в тогах. Понравились и обнаженные с копьем в руке, по образцу эфебов в гимнасиях, которые называются “Ахиллесами”. Грекам свойственно ничего не прикрывать, а римлянам - наоборот, притом в изображениях воинов придавать панцирь»10. Колоссальная статуя Антонина Пия, возможно, самая интересная в этой серии. Император предстает именно в схеме «togatae effigies», о которых писал Плиний. Таким представал римлянин вне войны. Статуя найдена в 1825 году близ Латеранских ворот под Римом, и довольно хорошо сохранилась. Известно, что в 158 г.н.э. Император Антонин Благочестивый по случаю 25-летия правления получил от Сената важную почесть - ему была воздвигнута статуя как миротворцу, прекратившему войны. Этим объясняется тога - мирная одежда императора, и свиток в руке - эдикт миротворческой политики. Статую сопровождала надпись: «Pacator orbis» - «Замиритель вселенной»11. Колоссальные портретные статуи императоров показаны в акварели «Зал греческой скульптуры» (К. Ухтотомский, 1853 год). В его же акварели « зала Колыванской вазы» (1858) представлен колоссальный бронзовый бюст - фрагмент неаполитанской статуи «Геракла Фарнезе». Б. Кёне отнес ее к XVI веку 12. Видимо, этот бюст упомянут в 1828 году в разрешении на вывоз скульптур из Флоренции. В разделе «Bronzi neri» читаем: «Ercole Farnese» 13. В том же зале «Большой вазы» Нового Эрмитажа находился бронзовый бюст колоссальной статуи Антиноя в образе Вакха. В «Описании» Ф. Жиля 1861 года он представлен так: «Колоссальный бюст Антиноя-Вакха. Копия со знаменитой статуи в музее Св. Иоанна Латеранского» 14.Поскольку оригинал найден в Остии в 1798 году, видимо, копия (как и в случае с «Гераклом Фарнезе») относится к началу XIX века и оригиналом бюста была статуя из Ватиканских музеев, найденая в 1795 году.
Среди рельефов, поступивших в музей - «пастиччио» XVII века «Фавстул, нашедший Ромула и Рема». Демидов приобрел его в Палаццо Карпенья. Рельеф, сюжет которого - встреча возвращающихся воинов, при дополнении недостающих частей справа и слева был отнесен к легенде о начале Рима. На акварели Ухтомского «Кабинет античной скульптуры» (1854 год) рельеф вмонтирован в стену в оконном проеме. В коллекцию скульптур попали и настоящие подделки: так было с тремя рельефами, якобы найденными в Кумах в 1823 году, а на самом деле созданными скульптором Винченцо Монти. Из них один - «Три парки» в 1835 году находился в особняке на Б.Морской, 43 ( ГЭ 15). Второй - «Зевс и Афина» хранится в Мюнхене16. Третий - «Дедал и Икар», скопированный с рельефа виллы Альбани - находится в Музее Метрополитен, пройдя через собрание М.П.Боткина 17. Вместе с античными статуями в музей поступили и работы новых скульпторов: это «Три грации» К.Финелли. Группу отослали в Таврический дворец, а позднее (с 1856 года) мы ее видим украшающей Зимний сад (акварель К.Ухотомского,1860 год). Вторая группа - «Похищение Ганимеда» А.Тадолини. И, наконец, - портрет Н.Н.Демидова работы Б.Торвальдсена, создателя коллекции, ставшей истенным украшением Эрмитажа Императора Николая I.
Олег Неверов \\ "Наше Наследие" № 66 2003 год.
Жан Жак Прадье: Венера и Амур. (Мрамор, 1836 год.)
1 Мontferrand А. Jules C