КАК РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПРЕДАННЫМИ?
Вопрос: - Как вы относитесь к таким случаям, когда одного преданного оскорбляет другой преданный? Я говорю не о возвышенных отношениях Кришны и Его преданных, а об отношениях обычных людей. Должен ли преданный терпеть и подставлять другую щеку?
Шрила Госвами Махарадж: - Это зависит от глубины видения этого преданного. Шрила Гуру Махарадж говорил: «То, к чему нам нужно стремиться в служении, — это обретение правильной точки зрения». Также в Бхагавад-гите [2.14] мы находим шлоку: та̄м̇с титикш̣асва бха̄рата
Здесь Кришна говорит Арджуне: «В жизненных обстоятельствах многое может произойти, прояви терпение».
В «Шримад-Бхагаватам» есть рассказ про одного брахмана Аванти. Он совершил множество дурных поступков в своей жизни. Он состарился и принял санньясу, но своей прошлой деятельностью навлёк на себя всевозможные страдания, оскорбления со стороны окружающих. Нельзя описать то, как с ним поступали люди. Фактически его пытали всевозможными способами.
Однако он размышлял: «Я совершил много грехов. Всё, что со мной происходит, есть результат моих собственных поступков, совершённых в прошлом». Даже если с ним происходило что-то, для чего не было видимых причин в этой жизни, он думал: «Значит, в прошлой жизни я совершил какие-то поступки, за которые заслуживаю наказания». И травинка не шелохнется без воли Господа.
Шрила Гуру Махарадж объясняет на примере одного из стихов «Шримад-Бхагаватам»: тат те ’нукампа̄м̇ су-самӣкш̣ама̄н̣о бхун̃джа̄на…
"Су-самӣкш̣ама̄н̣о" — это слово раскрывает следующий смысл: если мы пристально посмотрим на тревожащую нас ситуацию, то увидим, что всем управляет любящая, дружеская рука Кришны.
Также здесь уместно привести в пример Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа, в которого дети швыряли комьями грязи и всячески его оскорбляли. Но как на всё это смотрел Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж? Какова его глубина вúдения? Он говорил: «Я знаю, что это Ты, о Господь, стоишь за всем этим. О Кришна, это Ты обзываешь меня, швыряешь в меня камнями! Но я знаю, как на Тебя найти управу. Я пожалуюсь на Тебя матушке Яшоде, и она задаст Тебе хорошую трёпку!»
Мы не способны на подобное восприятие. Наше подражание такому вúдению станет насмешкой над Шрилой Бабаджи Махараджем.
Но по крайней мере, мы знаем, что есть такой уровень бытия, где настоящие преданные воспринимают всё подобным образом, что в этом состоит наша перспектива. Никто не желает себе таких страданий, если только речь не идет о преданных высокого уровня, таких как Кунти Деви.
випадах̣ санту та̄х̣ ш́аш́ват
татра татра джагад-гуро
бхавато дарш́анам̇ йат сйа̄д
апунар бхава-дарш́анам
После того как у Пандавов и царицы Кунти всё наладилось, Кришна собрался покинуть их. И тогда царица Кунти обратилась к Нему со следующими словами: «Я прихожу к выводу, что когда у нас всё хорошо, мы склонны забывать о Тебе. Однако когда мы сталкиваемся с трудностями, неприятностями, когда на нас сваливаются незаслуженные беды, сила памятования о Тебе возрастает. Тогда Ты и Твой образ становятся для нас самым важным.
Я пребывала в сознании Кришны в наибольшей степени тогда, когда нас осаждали самые большие неприятности».
Итак, мы все собрались здесь предположительно для того, чтобы соприкоснуться глубже с духовной культурой. Это всё не просто истории, которые слушают ради развлечения.
Когда мы сталкиваемся с какими-то оскорблениями, с несправедливостью и страданиями в этой жизни, мы должны помнить, что все эти истории — не просто теория, лекционный материал, книжное знание, что-то, не связанное с реальной жизнью. Нет, это как раз то, что по мере развития жизни практикующего преданного должно применяться им на практике. Нам следует помнить и применять к себе всё то знание, что мы восприняли на лекциях, узнали из книг.
«Умереть, чтобы жить», — часто говорил Шрила Шридхар Махарадж. Нам придётся чем-то жертвовать, отказываться от собственного ограниченного восприятия окружающего в пользу Божественного вúдения. Необходимо верить, что всё это реально, что всё именно так, как описывается. Это и есть культура веры. Мы не можем игнорировать это.
Почему Шрила Гуру Махарадж составил книгу «Прапанна-дживанамритам»? Смысл этого названия в том, что для тех, кто является предавшимися душами, для тех, кто отдал всего себя во имя служения Всевышнему, это произведение — нектар, дарующий жизнь.
Слушание откровений великих преданных, которые собраны в этой книге, станет нектаром, дарующим жизнь, для того, кто идёт по пути самопредания. Поэтому столь многие преданные испытывают признательность по отношению к Гуру Махараджу за то, что он даровал им эту книгу.
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж