НОЯБРЬ

       Ещё осень? Уже зима? Или ни то и ни другое? А может быть, он полосатый? Как зебра, как тигр, как сама жизнь?
       Заявляет о себе он круто, грубовато даже, не то, чтобы наступает на пятки Октябрю, а без всяких церемоний начинает хозяйничать на его территории, не считаясь с астрономически отведённым ему временем и не дожидаясь его ухода, да ещё подталкивает, поторапливает: давай-давай, мол, проваливай! Под таким напором Октябрь, месяц вовсе не воинственный, отступает, не сопротивляясь, чем даже приводит нас в некоторое  недоумение: «Неужели это было только что – позолоченная тайга, догорающие в палисадниках поздние георгины, грузди , пробивающиеся из-под опавшей листвы?..
        Как-то разом, вдруг, нагрянет ненастье – ледяные дожди  вперемежку с морозами, низкое тяжёлое небо, метели со свистом и подвыванием в печных трубах, побелевшие леса, первые сугробы, как-то глухо шумящая непривычно тёмная река с силуэтами  перевёрнутых лодок, сиротливо и зябко прикорнувших к опустевшему берегу,  и полная невнятица уклада – нет, не готовы к такому внезапному повороту ни люди, ни птицы, ни всякая другая лесная живность.
       Но тот, кто об этом месяце скажет, что он коварный  и жестокий, будет глубоко неправ.
       На самом деле он замечательный. Он  нужный, важный и такой правильный! Искусно, точно, разумеется, не без фантазии – ведь год на год не приходится - он играет отведённую ему роль: готовит нас и природу к суровым будням сибирской зимы. Полоса непогоды – сигнал, предупреждение, крепкий пинок всему и всем, упустившим время – тем, кто не укрепил и не утеплил свои гнёзда и норы, кто недостаточно заготовил дровишек, не привёл в порядок крыши, инвентарь для уборки снега, одежду, обувь, кто не укрыл виноград, не пригнул малину, не заквасил капусту…Он берёт всех за шиворот и встряхивает хорошенько, что оказывается весьма полезным. Глядишь, засуетятся и народ, и лесные жители. Но  потом обязательно отпускает – даёт возможность замолить грешки.
       Также внезапно оттает, захлюпает, закапает, посветлеет, повеет теплом. Это передышка. С безветрием, щедрым солнцем, глубокой гулкой тишиной, умиротворённостью коротких вечеров, обрывками туманов, плывущими по реке словно призраки, полупрозрачные, то сгорбленные, то распластанные, будто желающие укрыться от посторонних взглядов. Дороги очистятся, но сугробы уже не убывают, а лишь прикрываются сверху изредка перепадающим пушистым снежком. Деревья и кустарники – почти без листвы и примеряют зимние наряды: кому больше подходят накидки, кому пелерины из льдистого кружева, кому шубы до пят… Небо даже в пасмурные денёчки не давит, а словно заботливо прикрывает долину подобно накинутой на плечи гор лёгкой серой шали с бахромой из подсвеченных по линии горизонта облаков…

       Славное время! Его воспринимаешь, как дар, как благословение, паузу для подготовки к грядущим холодам. Потом, когда  в следующий раз непогода возьмётся  испытывать нас на прочность, уже будет не так страшно. Напротив, подумаешь: спасибо тебе, Ноябрь!

       А ближе к Декабрю он угомонится, распластавшись, приникнет к уже заснеженной земле, будет попыхивать дымками труб и посапывать лёгкими сквозными ветерками долины. Он не исчезает, он замирает с обещанием начать снова озорничать и куролесить ровно через одиннадцать месяцев. Пока-пока!
                                                            _  _  _
 
       Завершён цикл « Алтай. Времена года ». Начало – «Декабрь» и остальное см. в блоге.




URL записи