Из всех доступных для нашего наблюдения небесных тел,  наша  планета  Земля  является самым чудесным и самым таинственным. Это живая система, огромный организм,  наделённый способностью глобальной саморегуляции, создания своей атмосферы, поддержания подходящей для жизни температуры, в котором все живые элементы (в том числе и мы) находятся в отношениях взаимозависимости. 

 
Человек  относится к относительно молодому виду на этой  планете. Совсем ещё недавно  мы начали облекать мысли в слова и наш процесс познания  мира далеко не завершён.   Но Природа вручила нам дар  творчества - создавать новые структуры и выдвигать идеи, о которых ещё никто не догадывается, сочинять музыку, которой ещё никто не слышал…

Неуклонное восхождение исторического развития от низших форм к высшим,  вне всякого сомнения, доказывает чрезвычайно длительную устойчивость среды обитания на поверхности нашей планеты. Хрупкие, чрезвычайно чувствительные в космических масштабах индикаторы – наземные животные и растения неоспоримо говорят нам об этом, подтверждая, что звёзды типа Солнца, и системы, подобные солнечной, обладают стабильностью, исчисляющейся миллиардами лет и поэтому  допускают развитие высших форм жизни.

 Вторым очень существенным фактом, наблюдаемым во всей великой истории жизни, является направленность её развития. Эволюция не идёт в любом, случайном направлении.   Если бы в атмосфере Земли было, например,  25% кислорода, лес мог бы гореть под дождём. А если бы кислорода было всего 10%, то не горела бы даже сухая древесина. Мы знаем, что  в нынешней  атмосфере Земли  содержится 21% этого газа.    Очевидно, что такая «странность» атмосферы Земли – не просто случайность. Именно эта «стабильность нестабильности» наводит на мысль, что планета живёт – по крайней мере, в том смысле, что она наделена чудесным свойством – гомеостазом, то есть способностью контролировать химический состав атмосферы и сохранять температуру, когда внешние условия изменяются.  Мы  знаем, что  кислород  атмосферы планеты является продуктом жизнедеятельности  растений. Выходит, они сознательно контролируют его содержание в течение миллионов лет? Или же глобальная функция контроля принадлежит другой, более высокой структуре?

 Древние  люди  считали  Землю  живым  и разумным организмом. Потом  эта  идея  была  отвергнута  наукой, но не  забыта.  Джеймс Хаттон, которого иногда называют «отцом геологии», сказал в конце XVIII века, что он рассматривает Землю как некий «суперорганизм». Но подобное представление о нашей планете  тогда не стало общепринятым.  В 1972  году другой  британский ученый Джеймс Лавлок вернулся  к этой гипотезе, назвав ее  гипотезой «живой Геи». Однако и она не была  воспринята научным сообществом. Х.Холланд, биохимик из Гарвардского университета, высказался по этому  поводу   так: «Гея – чарующая идея, но она не требуется для объяснения фактов, которые касаются Земли»,- и затем выразил более или менее общее мнение специалистов: «Земля, конечно, наилучший из миров, но только для тех, кто к нему адаптировался». 

 Но если подумать, то становится очевидным, что наш мир в глобальном масштабе все же «модифицирован» жизнью. Воздух, океаны, скалы – всё это либо создано живыми организмами, либо изменено их присутствием. Организмы не просто адаптируются к неживому миру, они живут вместе с ним, он создается дыханием и костьми их предков и ныне поддерживается ими самими.  Тем  не  менее,  канадский биолог Ф. Дулитл отверг идею Геи на том основании, что планетарное саморегулирование должно нуждаться в предвидении и планировании со стороны живых организмов. А по его словам, путь для «глобального альтруизма» отсутствует. Симбиоз происходит, но лишь между близко связанными существами. Планетарный же контроль, мол, должен требовать существования некоей «суперняньки»,  которая бы присматривала за Землёй с тех пор, как возникла жизнь. 

 В таком случае попытаемся представить планету, где океаны занимали бы меньшую площадь, а в её атмосфере - облака, создающие «парниковый эффект» и задерживающие тепло, воздействуя  тем самым на климат. На такой планете средняя температура поверхности  будет зависить от её цвета, альбедо (отражающей способности) и, может быть рассчитана по закону Стефана – Больцмана (соотносящего температуру тела с его излучением). Предположим, что биология планеты проста. Этот мир усеян цветами, к примеру, маргаритками, которые растут, если температура превышает 5°С и прекращают рост, если она превысит 40°С (наиболее интенсивно цветы растут при промежуточных температурах).

По мере увеличения излучения Солнца возрастает средняя температура на поверхности  упомянутой планеты. Можно  предсказать увеличение числа маргариток по мере разогрева планеты. В модели, опирающейся на традиционные положения физики и биологии, растения могут
приспособиться к окружающей среде, но не могут изменить её. Однако на данной
планете маргаритки могут изменить климат. Предположим, что существует две
разновидности цветов – более яркие и более тёмные. Когда температура достигнет 5°С, семена начнут прорастать. В первый год тёмные цветы будут расти лучше, поскольку они поглощают больше солнечной энергии. К концу первого года семян тёмных цветов будет больше, чем светлых. Т.о. к началу нового сезона будут преобладать тёмные цветы. Их рост будет способствовать не только собственному подогреву, но и повышению температуры местности, где они произрастают. Это повлечёт за собой скачкообразное распространение тёмного вида, а также быстрый рост температуры на планете. Однако разогрев не может продолжаться бесконечно. Чрезмерно высокая температура препятствует росту. Кроме того, теперь преимущество у светлых конкурентов: благодаря своему цвету они могут охлаждаться. По мере их распространения снижается температура на планете. Борьба между двумя разновидностями цветов позволяет поддерживать на планете температуру, наиболее подходящую для их роста. Скептически настроенные биологи тут же зададут вопрос: а что произойдёт, если маргаритки будут серые? Таким цветам не нужны затраты энергии, связанные с окраской, что даёт им преимущества. Не будут ли они в силу этого доминировать на планете, нарушая тем самым её терморегуляцию? Однако моделирование процесса терморегуляции с вариантами от 3 до 20 видов цветов разного цвета, конкурирующих между собой, показывает, что все эти модели столь
же стабильны, что и двухвидовая: только температура регулируется более точно. С  вводом в модель физических условий окружающей среды свойственная многовидовым экологическим моделям нестабильность исчезает. Наиболее существенным полученным результатом является теоретическое
обоснование многообразия. Последнее велико, когда терморегуляция наиболее
эффективна, и минимально, когда система угнетена.

 Хотя это всего лишь примитивная модель, а не описание механизма «кондиционирования воздуха» в масштабах планеты, она имеет
большую прогностическую ценность. В истории Земли – в древнейшие эпохи
докембрийского периода – архейскую и протерозойскую эры, лишь микроорганизмы регулировали состав атмосферы и климат. Подобная модель объясняет, почему для планетарной регуляции не требуется планирование и прогнозирование. Но есть ли у нас какие-либо доказательства, что живые организмы могут воздействовать на земные условия?

 При исследованиях, проведённых станциями «Викинг» на Марсе, было, как будто, установлено отсутствие жизни на этой планете. Наблюдения показали, что в атмосфере Марса преобладает двуокись углерода. Её состояние близко к космическому равновесию. Один из признаков «живой» планеты, по Д. Лавлоку,
заключается в том, что её атмосфера служит источником сырья для
населяющих планету организмов и накопителем продуктов их жизнедеятельности, в результате чего возникает тенденция изменения химического состава атмосферы и перехода её к нестабильному, но возобновляющемуся состоянию.

Майкл Уайтфилд, Эндрю Уотсон вместе с Д.Лавлоком предложили своё объяснение поразительного постоянства температуры на Земле с момента появления на ней жизни, несмотря на 25% увеличение солнечной
радиации. Оно заключается в способности живых организмов регулировать
количество углекислого газа в атмосфере. По мере увеличения солнечной радиации живые организмы усваивали его из атмосферы с постоянно возраставшей эффективностью. Поэтому в настоящее время содержание этого газа в атмосфере в сотню раз меньше, чем в момент возникновения жизни.

Механизм регулирования содержания двуокиси углерода в атмосфере зависел от скорости разрушения и выветривания пород, содержащих силикат кальция. Живые организмы, начиная от почвенных бактерий, червей и живущих в норах животных, до деревьев, частично участвуют в процессе выветривания.

Конечный эффект всей цепочки взаимодействий – увеличение биомассы, удаление двуокиси углерода из атмосферы и охлаждение климата. В нормальных условиях равновесие достигается, когда климат становится несколько холоднее оптимального.

 Таким образом, теория Геи даёт новое представление о Земле: жизнь есть явление, существующее в масштабах всей планеты. Не может быть
«частичного» распространения живых организмов на планете. Подобная планета так же невозможна, как и половина животного. Живые организмы регулируют условия жизни на планете, поскольку в противном случае она неизбежно в ходе физических и химических процессов эволюции превратится в необитаемую. В масштабах планеты жизнь практически неуничтожима. Эволюция видов и эволюция окружающей среды тесно связаны в едином процессе. Рассматривая биологические виды вместе с их природным окружением, мы можем объяснить существующее многообразие видов.

 «Геофизиологические» системы возникают в результате деятельности отдельных организмов. Когда развитие организма благотворно не только для него самого, но и для окружающей среды, тогда его распространение облегчается. В конечном счёте, изменения организма и связанная с ним трансформация окружающей среды примут глобальный характер. Верно и обратное. Виды, отрицательно влияющие на окружающую среду, погибают, но жизнь продолжается. Это хорошо объясняется понятием т.н. «экологической ниши». Подразумевается некая ограниченность места, не обязательно географическая, чаще биологическая. Область, за пределами которой для вида, к ней приспособленного,
нет ни пищи, ни подходящей среды обитания. Приспособление, «подгонка» путём естественного отбора мелких мутаций позволяет тем или иным видам овладеть конкретной «нишей».

Чем успешнее приспособление, чем уже специализация, тем благоприятней для вида данная «ниша», тем интенсивнее идёт размножение. Но возможности «ниши» не беспредельны. Когда плотность обитания достигает здесь критической точки, наступают голод, болезни, массовая гибель. К этим же результатам ведут
изменения внешней среды (вид слишком хорошо приспособился к прежней!). В итоге – впечатляющие кладбища останков животных.

 Справедливо ли всё это для человечества? Губим ли мы самих себя, разрушая существовавшие прежде условия на Земле, заменяя их на почти наверняка неблагоприятную для нас биосферу? Мир – это живой организм, частью которого является человек. Осваивая его, не следует полагать, что только лишь человеческий мозг – высшая ценность, а  все  остальное – лишь расходуемые материалы.

Ведь поистине, огромное количество факторов должно было сойтись вместе для того, чтобы мёртвое небесное тело превратилось в живой организм, чтобы на нём возникла жизнь: и удалённость от Солнца, и наличие такого массивного спутника, как Луна, вызывающего земные приливы и отливы, конвекцию мантии, и состав атмосферы, и наличие воды, огромного океана и богатой всеми химическими элементами земной коры и многое, многое другое.   И  задача  Homosapiens,  если он  действительно  разумный,  сохранить  этот мир  для  своих  потомков.

А что  мы  видим?   Чистой  воды  почти не  осталось,  почва   и атмосфера  загрязнены  вредными химическими  веществами,  растительная и животная пища  напичканы  удобрениями и антибиотиками, полезные  ископаемые почти  исчерпаны.    Людей  в нынешней России по  отношению к Природе даже  не  поворачивается  язык  называть людьми.  Скорее это  неразумные  животные.  Посмотрите, что  творится  -  свалки мусора  в парадных, около домов, на всех  газонах,  вдоль  обочин  загородных  дорог,  в лесах, на  берегах  рек и озер.  И  сравните  все  это с Белоруссией,  где  в городах и селах  идеальная  чистота, потому  что  там  живут  люди, а не  свиньи. И так  в  России  стало  после  прихода  к  власти «демократов»,  воспитавших  таких «нелюдей».

Древние  легенды  говорят,  что  живая  планета  Земля  уже  неоднократно  сбрасывала  со  своего  тела   людей-паразитов,  когда  они  начинали  досаждать ей.  Вероятно, так будет и в этот раз.

 Использованные источники:http://planeta.moy.su/blog/zemlja_zhivaja_i_razumnaja_planeta/2012-10-18-32609

http://www.liveinternet.ru/tags/%D0%E0%E7%F3%EC%ED%E0%FF+%EF%EB%E0%ED%E5%F2%E0+%C7%E5%EC%EB%FF/

http://paranormal-news.ru/news/zhivaja_planeta/2011-02-26-3225

 
 

URL записи