• И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
и говорил им: написано, --дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
Евангелие от Матфея 21:12-13

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. 25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал "Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык\".
25 декабря 1812 года император Александр I принял Высочайший манифест , в котором
говорилось : « В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия,верности,любви к Вере и Отечеству и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшего Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа».

Сначала местом заложения храма были выбраны Воробьевы горы,которые всегда являлись одним из излюбленных мест русских царей. Первый утвержденный проект будущего храма принадлежал архитектору А.Л. Витбергу. Он предполагал возвести гигантский комплекс из трех храмов: подземного,среднего и верхнего.
Торжественная закладка храма состоялась 12 октября 1817 год – в тот самый день,когда французы за 5 лет до того оставили Москву. На ней присутствовали император Александр I , члены царской фамилии,А.Л. Витберг и др. государственные мужи России.
Однако через несколько лет после этой торжественной церемонии начавшиеся работы были остановлены из-за того,что грунт оказался песчаным,а также по ряду других причин. А.Л. Витберга обвинили в злоупотреблениях и противозаконных действиях в ущерб казны и сослали в Вятку.
Новый проект храма памятника предложил в 1832 году архитектор К.Тон. Император Николай I сам выбрал место для строительства-на берегу Москвы –реки,на месте бывшего Алексеевского монастыря. 10 сентября состоялось новая торжественная закладка храма,а освящение его состоялось 26 мая 1883 года уже при императоре Александре Ш ( в год его коронации). На этой церемонии присутствовали ветераны Отечественной войны 1812 года. Их оставалось уже немного,и все они были убелены сединами. Государь милостливо беседовал с ними, и каждый из них был награжден Георгиевским крестом.
Пятиглавый ,сияющий белой мраморной облицовкой и позолотой ,храм стоял на обширном цоколе из темно-красного мрамора. Из него же было сделано каждое крыльцо. Высота храма составила 102м. Уникальным было совмещение храма и музея : пространство по всему периметру окружала галерея,в которой размещался Музей 1812 года. Там были сооружены мраморные плиты с датами сражений,именами погибших, раненых и награжденных,перечни народных ополчений и пожертвований и др.

При входе в Храм через западные двери налево от входа на стене коридора на белых мраморных досках расположены Высочайший манифест от 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России, а затем Воззвание от 6-го июля к народу Русскому об ополчении. Дальше с двух сторон коридора помещены в хронологическом порядке на мраморных досках описание 71 сражения, прошедшего на территории России в 1812 году.
Памятник, выполненный из бронзы, изображал Императора восседающим на троне во всех царских регалиях - со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой - мантией монарха. Порфира спускалась одним концом на пьедестал из красного гранита. Гранитный пьедестал покоился на таком же гранитном постаменте. На уступе цокольной части помещались четыре бронзовых коронованных двуглавых орла с распростертыми крыльями (работы скульптора А.Л. Обера). На пьедестале была высечена надпись: Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему Александру Александровичу всея России. 1881-1884



Расположение скульптур на всех четырех фасадах храма было одинаковым. На первом (нижнем) поясе скульптур в медальонах находились изображения святых, второй пояс скульптур широкой лентой опоясывал фасад на высоте 9,5м. По углам стен располагались многофигурные композиции.

Горельеф "Преподобный Сергий благославляет на битву Дмитрия Донского и дает ему иноков Пересвета и Осляблю"
Фасады храма украшали 60 горельефов.(некоторые барельефы спасены были и находятся в Донском монастыре) Большинство скульптур выполнял А.В. Логановский. Интерьер храма тоже поражал своим великолепием.



Иконостас в виде 8-гранной часовни из белого мрамора был увенчан бронзовым позолоченным шатром высотой 26,6м. В своде главного купола находилось изображение бога Саваофа,благословляющего обеими руками.
Стены храма (от пола до купола ) были покрыты росписями. Главный алтарь храма посвящен Рождеству Христову,приделы- святому Николаю Чудотворцу и св. князю Александру Невскому.
Интерьер (росписи,отделка стен,орнаменты , архитектурные детали) образовывал единое художественное целое. Руководил работами над созданием интерьера выпускник Академии художеств А.И.Резанов. В окончательной отделке ему помогал Л.В. Даль(сын писателя В.И.Даля). В украшении интерьера храма участвовали крупнейшие художники : П.Басин,.Бруни,В.Верещагин,К.Маковский,В.Суриков и др. Живопись сочеталась с пышной отделкой полудрагоценным камнем,бронзой и т.п.
5 августа 1917 года в храме открылся Церковный Собор ,через 3 месяца избранный патриархом митрополита Московского Тихона.
В 1922 году причт храма был арестован,храмовые сокровища изъяты. 5 декабря 1931 года в три приема храм был взорван:

на этом месте планировалось возвести Дворец Советов,который так никогда и не был сооружен. Впоследствии на этом месте был устроен бассейн «Москва». Во 2-й половине 1990 –х годов храм Христа Спасителя был восстановлен и превратился в уникальное сочетание( благодаря усилям РКЦ ) храма и бизнес-центра
(Всемирная история,т 13,2007г)
и превратился в уникальное сочетание( благодаря усилям РКЦ ) храма и бизнес-центра




Храм –памятник победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, кафедральный собор Московского митрополита до разрушения большевиками

.

Восстановленный храм,совмещенный с бизнес-центром

Вопрос: Имели потомки моральное право сначала разрушить храм-памятник героям,а затем восстановив превратить храм -памятник в храм-бизнес-центр,с торговлей,автомойкой,сдачей под светские увеселительные мероприятия перед памятью своих предков,защищавших свою страну?
Посмотрите видео о Храме Христа Спасителя
http://youtu.be/5xE7L8YWkws
































































































































,













































































































URL записи