wise-cat вывесил фотку

И.И.Шарлемань:Петропавловская крепость. (Цветная бумага, карандаш, гуашь, белила)

Царствование Императора Павла многократно описано в литературе и любознательный читатель без труда найдет сведения о политическом курсе страны и деятельности Павла I на дипломатической арене, о войнах, которые тогда вела Россия и походах А. В. Суворова в Италию и Швейцарию. Найдет немало занимательного о событиях царствования, включая и обстоятельства переворота 11 марта 1801 года. Особенно ярко обрисован облик Государя в упомянутой выше книге Н. Эйдельмана "Грань веков". В завершении мы остановимся на "государственной философии" Императора Павла. В начале несколько слов о государственном акте потрясшем воображение соотечественников - Павел повелел перезахоронить останки отца, воздав ему царские почести и совместить это с похоронами матери. Петр III был похоронен в Благовещенской церкви Александро - Невской лавры - теперь ему предстояло быть погребенным в Петропавловском соборе, вместе с только что скончавшейся Екатериной.

Записи камер-фурьерских журналов - официальной придворной хроники - странным образом умалчивают об этом эпизоде: 8 ноября Павел I повелел вынуть гроб из могилы и поставить там же, в Благовещенской церкви. (Н. К. Шильдер). 9 ноября отслужили панихиду в Зимнем дворце, затем последовало Объявление: "каким порядком по их императорским величествам блаженной и вечной славы достойной памяти великом государе Петре Федоровиче и великой государыне императрице Екатерине Алексеевне траур во весь год на четыре квартала быть имеет, начиная от 25-го ноября".19 ноября по повелении Павла прах был переложен в новый гроб, и в тот же день царская семья прощалась с покойным. 25-го ноября - в присутствии императорской семьи и двора Павел взойдя в царские ворота и возложив на себя императорскую корону, при возглашении вечной памяти, положил ее на гроб Петра III.


Катафалк в Гербовом зале Зимнего дворца (1796 год, гравюра)

2 декабря состоялось перенесение гроба в сопровождении войск и императорской семьи и придворных в Зимний дворец, где он был установлен рядом с гробом Екатерины II. В процессии выделялся громадным ростом граф А. Г. Орлов, которого многие считали тогда убийцей Петра III, - именно ему Павел повелел нести императорскую корону. 5 декабря оба гроба перевезли в крепость, где на две недели выставили для прощания, наконец, 18 декабря останки Петра III и Екатерины II предали земле. Из этого можно заключить, что Петр скончался одновременно с Екатериной, а до того 34 года они в согласии правили страной. Мы потому так подробно коснулись церемонии, что Император придавал этому акту большое значение и в ней отразились личность Государя и переживания прошлых лет.

Ф. Г. Головкин считал, что этим он хотел "опозорить память своей матери". Несомненно, тут есть известный резон - соединив похороны Екатерины, при жизни нареченной великой и ее мужа, отвергнутого современниками, Павел старался восстановить справедливость и воздать Петру III то, что он "недополучил" при жизни и сразу после смерти. Для Павла было важно публично признать отцом того, кто сам не желал признавать его своим сыном и наследником. Н. А. Саблуков заметил: он стремился "положить предел слухам, которые ходили на его счет", а слухи эти, поясняет Саблуков, напоминали о желании Петра III обвинить Екатерину в прелюбодеянии, а Павла - незаконнорожденным, заключив обоих в Шлиссельбургскую крепость. "Эти события, - продолжал Саблуков, - засвидетельствованы в архивах и известны многим лицам, в то время [1790- е года] еще живым, которые были их очевидцами". В конце января 1797 года. Павел издал Указ Сенату, в котором предписывал сохранившиеся в делопроизводстве листы манифеста от 6 июля 1762 года "выдрать" и доставить генерал-прокурору. По исполнении - все сжечь в Тайной экспедиции, оставив два экземпляра - для справок.


«Дворец И. А. Нарышкина на берегу реки Фонтанки, 1820-е года.»

Передавая впечатления о первых шагах Императора Павла, современники писали: "все перевернулось вверх дном". Вспоминали о полицейской опеке над частной жизнью, о запретах на фасоны одежды, причесок, в облике военных и гражданских чинов и т. д. Но мало кто видел тогда за всем этим "крутые перемены" в самих основах государственного существования, которые несло с собой новое царствование. Как уже отмечалось, из революционных лет Павел вышел сторонником укрепления абсолютизма. Только это могло поставить надежную преграду французскому наваждению и спасти "старый порядок" в России и в Европе в целом. Павел пришел к убеждению, что наилучшая форма власти - единоличное правление, опирающееся на администрацию.

К тому побуждали условия в самой России, где престиж власти пошатнулся - не оттого, что оно пало во Франции, и не от отсутствия закона о престолонаследии. Сама идея была основательно поколеблена распространением просветительских идей; Ими, в частности, был основательно запутан вопрос о возникновении монархической власти. В свете уроков Французской революции, это становилось более очевидным. Павел верил в божественное происхождение своей власти, но православная церковь, не столь авторитетная, как католичество в Западной Европе была не пригодна и Император обратился к средневековому рыцарству с принципами благородства, бескорыстия, беспорочной службы, чести. В этом Павел был не одинок - обращенрие к средневековью Европе было реакцией на Просвещение и Французскую революцию. Принципами жизнеустройства и миросозерцания этого сословия Павел стремился усилить сакральное значение власти.


« Серебряное озеро и Приоратский дворец в Гатчине (арх.Николай Львов) »

Окружение Императора отмечало рыцарские черты его характера (понятия о чести и достоинстве, великодушии, выражавшиеся, в частности, в готовности принести публичные извинения незаслуженно обиженным). Эти черты он возвел в принцип общественного поведения. Насколько глубоко проникли они в душевный склад Государя, видно из следующего эпизода: в декабре 1800 года, когда державы антинаполеоновской коалиции не могли прийти к согласию, Павел намеревался вызвать на дуэль их Государей и первых министров, чтобы таким способом решить противоречия, - вызов на дуэль (картель), написанный Императором, был тогда напечатан в иностранных и российских газетах.

Из рыцарской доминанты проистекал культ ритуала в общественном устройстве и особая роль (строже всего соблюдаемая при дворе и армии) этикета, иерархии, эмблемы, цвета, жеста; театральности в повседневной жизни ( Павел был наделен изысканным вкусом, особенно в области прикладных искусств, и знатоки почти 200 лет толкуют о павловском стиле - в мебели, фарфоре и т. д.). Яркое проявление рыцарских идей Императора - его отношения с Орденом иоаннитов на Мальте. Дожившее до нового времени объединение рыцарей-крестоносцев, Мальтийский Орден оказался после революции во Франции в крайне тяжелом положении и искал защиты у европейских монархов.


« К.Ф.Сабат: Дворец графа Мих. Илл. Воронцова (Пажеский корпус), 1824 год.»

Иезуиты в царствование Екатерины II обосновались в России, а с воцарением ее сына желали его участия в мальтийских делах. Мальта оказала большое влияние на идеологию царствования и отношения с европейскими державами. Захват Наполеоном Мальты летом 1798 года подтолкнул Государя, который по воцарении не входил в европейские дела, к выступлению против Франции; вследствие захвата Мальты адмиралом Нельсоном в августе 1800 года Павел разорвал отношения также и с Англией.

В сентябре 1798 года он принял Мальтийский Орден под свое покровительство, а в ноябре возложил на себя достоинство великого магистра Ордена и издал манифест, устанавливавший "заведение Ордена .. в пользу благородного дворянства империи Всероссийской". Указание на достоинство "Великого магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского" вошло в общий титул , изображение мальтийского креста было внесено в государственный герб, а сам крест включен в систему высших российских орденов.


Большой титул Императора Павла Петровича.

Как магистр католического Ордена и покровитель иезуитов в России, Павел сблизился с папой Пием VII. Между ними установилась переписка, Император пригласил папу поселиться в России, если политика Наполеона сделает невозможным его пребывание в Италии. Пий VII, со своей стороны, выражал удовлетворение тем, что Павел стал магистром Мальтийского Ордена, и за несколько недель до 11 марта 1801 г. официально передал, что готов приехать в Петербург для переговоров о соединении церквей. Разговоры об этом почти открыто велись тогда в европейских столицах и в Петербурге. Но если они имели под собой почву, то речь шла, конечно (при всей веротерпимости Павла) не об отказе России от православия и переходе в католичество, а о союзе российского монарха с вселенской Церковью ( близкую к этому идею предлагал и Наполеон, заключая конкардат с папой).



URL записи