Отряхнемся от наносного
Еще на заре эры индустриального прогресса Маркс сказал, что так не может продолжаться всегда. Он обосновал свои выкладки природой этого развития, которому суждено завершиться и увенчаться кризисом. А с другой стороны, в то время человечество еще не столкнулось с проблемой экологии. Ведь мы, по сути, разрушаем Земной шар, лишая его богатств и ресурсов. Есть предел энергоносителям: нефти, газу, углю, битуму, ядерному топливу и пр. Их немного. И хотя мы слышим иногда о новых месторождениях, в конечном счете, согласно всем исследованиям, речь идет о количествах, которых хватит нам, максимум, на 30 лет. Я уже не говорю о том необратимом ущербе, который мы нанесли природе в целом. Она вышла из равновесия, и продолжать в том же духе было бы невозможно даже без кризиса.
Так или иначе, создается уродливая ситуация с институтом семьи, с брошенными вне дома детьми, с разрывом связи между супругами, которые по-настоящему не живут дома...
Мы не развиваемся. Человек не развивается. Он растет только в профессиональном смысле: на курсах повышения квалификации и т.п.
Итак, мы видим, что современный кризис подытоживает и завершает последние двести лет нашего развития. Не только Маркс, но и многие другие предупреждали, что закончится это всё тупиком. В том числе, об этом в середине прошлого века говорили члены Римского клуба: человечество подходит к такому состоянию, в котором ему не устоять. Мы не задумывались об этом, ослепленные своим эгоистическим отношением к жизни. Мы не видели, не чувствовали и не желали признавать, что разрушаем Землю, себя, детей и свое будущее. Лишь теперь, оказавшись в кризисе, мы поневоле обнаруживаем, что необходимо изменить всё, поскольку другого выхода нет.
В чем же именно требуются перемены? Текущий кризис, в первую очередь, профильтрует и очистит всё человеческое общество. Так же мы вытряхиваем пыль из куска материи, очищая ее от всего того, что к ней не относится. Вот и кризис первым делом отряхнет человеческое общество от всех тех профессий, которые не являются необходимыми для жизни человека и, по сути, вызывают дисбаланс в природе. Будучи избыточными, они только отягощают нам жизнь и заставляют отрабатывать лишние часы, ненужные ни для хлеба насущного, ни для человеческого общества, ни для Земли в целом.
Знакомясь с человеком, мы не спросим его: "Кто вы по профессии? Где работаете? Каковы там условия труда?" Нет, при встрече мы спросим: "Кто вы? Как ваши дела?" Ведь он должен восполнять себя чем-то на человеческом уровне. Рассматривая наше развитие в природе, мы обнаруживаем, что программа творения ведет нас к интегральному обществу, к равновесию с природой в целом. И сегодня выясняется, что мы поневоле подходим к этому посредством кризиса. Хотим мы того или нет, но чтобы налаживать свою жизнь, нам необходимо держать связь между собой. А этому надо учиться, чтобы знать, как перестроиться на совершенно новый лад.
И потому когда человек по безвыходности, поневоле чувствует что он выпал из рамок насущной работы, оставшейся после того, как мы стряхнули "ткань" от пыли, – на самом деле все его свободные часы не свободны. В эти часы мы, по необходимости, должны учиться тому, как менять себя, налаживая интегральную взаимосвязь, как идти к взаимному поручительству, как изменять человека в нас, чтобы он стал частью нового, особенного общества.
Здесь действительно требуется интегральное просвещение и воспитание, которое мы должны будем открыть для всех. С этой целью нужно организовать большую учебную сеть, чтобы человек был занят в течение дня, как и раньше. Только теперь его день разделится на пару часов работы и еще шесть-семь часов учебы и мероприятий, благодаря которым он будет постепенно меняться вместе с другими, становясь поистине строителем интегрального общества.
Источник