Вуду - древняя синкретическая религиозная система, исповедуемая
приблизительно 30 миллионами человек в западноафриканских государствах
Бенине, Того и Гане, она берет начало из древнейших верований
Африканского континента и колониального французского католицизма.
Афро-американские религиозные системы и субкультуры встречаются на
Гаити, Ямайке, Тринидаде, и других областях Антильских островов. Религия
Вуду характеризуется бесчисленным количеством разнообразных божеств,
принесением им в жертву животных и полным овладением над душой
человека. На языке фон, на котором говорят в Бенине, «Вуду» означает
невидимую силу, ужасную и таинственную, которая может в любой момент
вмешиваться в человеческие дела.
Реакцией на попытку жестко оторвать рабов от их корней, стали их не
менее яростные попытки во что бы то ни стало возобновить и сохранить
свои культурные и религиозные традиции. Духов предков и
сверхъестественные силы призывали и поклонялись им втайне, вдалеке от
хозяйских глаз, и в тени Церкви, поскольку поклонение католическим
святыням и таинствам служило прикрытием и даже поддержкой традиционным
африканским верованиям. Создание последовательной религиозной системы
было чрезвычайно важно для развития чувства единства среди африканцев,
ведь она давала им осознание себя и чувство сообщества.
Процесс синкретизации
(объединения религиозных верований) среди африканских религий помогает
объяснить, почему оказалось возможным это объединение некоторых частей
христианской религиозной веры и практики с местными культами.
Первоначально эта интеграция просто выполняла функцию прикрытия и
обеспечивала законность для религий, которые были строго запрещены. Но
после нескольких поколений реальный синкретизм стал непосредственной
частью двойственных верований рабов, которые вскоре нашли возможным
объединить обе эти религиозных системы.
Колдун в Афро-американской культуре часто носит название "двухголовый
доктор", человек двойной мудрости, который несет власть в результате
его или её посвящения в мистические тайны духа. Слово "колдун",
подразумевает кого-то, кто использует спиритизм, так же как и некоторые
практические средства, для того, чтобы влиять на достижение целей.
Сильная вера сообщества в эффективность действий колдуна-мужчины или
колдуна-женщины помогает достичь желаемого результата. Сила колдуна, как
поэтический образ, заключается в неизвестности и таинственности ее
источника, она исходит из древних Африканских корней, объединенных
диаспорой верующих с христианскими священными писаниями, и в
мастерских, импровизационных навыках ее самых выдающихся, ярких
практиков.
В Соединенных Штатах, из культа Вуду Голливуд сделал сенсацию,
христианские миссионеры посчитали его исходящим от дьявола, а для
Новоорлеанских туристов в магазинах продавались пародии на различные
атрибуты этого культа. Однако, исследователи африканских религий,
которые занимались изучением корней и ныне действующей практики
исповедования Вуду, сделали некоторые удивительные открытия в этой
области.
Западная Африка была когда-то известна как Невольничий берег, так как
находилась в центре трансатлантической торговли рабами в течение многих
столетий. Африканские рабы принесли Вуду на плантации Бразилии, Гаити,
Кубы и Штата Луизиана. Но 400 лет спустя, эта религия все еще остается
центральной частью духовной жизни для миллионов, живущих в Западной
Африке.
"Вуду - старше чем мир," говорит Жанвье Хулунон, гид по Бенину и
ныне живущий практик Вуду. "Говорят, что Вуду похоже на линии на
ладонях – мы рождаемся уже с ними. Вуду обитает в листве, в воде, в
земле. Вуду - повсюду."
История кукол Вуду
Так почему же, если использование кукол не является чем-то новым,
особенным в культуре Вуду, именно вудуисткие куклы так прочно
ассоциируются со злом?
В своей жизни каждый слышал о существовании и использовании кукол
Вуду и каждый думает, что он в значительной степени знает их
предназначение. В конце концов, что может проще? Небольшой кусок ткани,
разрезанный так, чтобы быть похожим на человека, немного наполнителя
(например, испанского мха), веревка или шнур, маркер, чтобы нарисовать
лицо, и большая коробка новых булавок могут обеспечить часы сомнительной
забавы кому-нибудь недовольному жизнью или просто настроенному
навредить среди нас. Или, возможно вы видели у знакомых фигурку куклы,
причудливо одетую, украшенную разноцветными перьями, посаженную на
магнит на дверь холодильника - небольшой сувенир после посещения
Нового Орлеана.
Но так ли безобидны эти
притягательные, популярные маленькие существа? Являются ли они лишь
предметом декора и коллекционирования?
Исследователь Ново-Орлеанского Вуду, Бакланд, определяет куклу как
“фигуру, сделанную в виде человека, … используемую в магических
ритуалах. Сделанная из ткани, воска, глины, или любого другого вещества,
она может походить в точности или не походить совсем на человека,
которого представляет”. Также он отмечает, что матерчатые куклы “всегда
были более популярны в магии, особенно в ритуалах по целительству”. Тип
божества, к которому она обращена, это, конечно, сочувствующее божество,
и в этом отношении кукла специально создавалась в форме пухлого
человечка, наполненного целебными травами, помогающими сражаться с
болезнью или недугом того человека, для которого исполняется ритуал.
Часто к кукле добавлялись частички ногтей или волос, и тогда кукла
воспринималась уже как копия человека, которому необходимо лечение.
Потом священник произносил заклинание посвящения, “Существо из ткани, ты
- подобие (имя), и все, что я делаю по отношению к тебе, будет сделано и
к (имя),” или что-то в этом роде.
Куклы, в том виде, в котором они нам известны, однако являются
чуждыми традициям Вуду в Гаити, стране, наиболее тесно связанной с
практикой Вуду. На самом деле, вудуисткие Bokors, или «черные
священники», практиковали эту форму фетишизма, принесенного в Новый Свет
африканской диаспорой, и использовали куклы и изображения, чтобы
причинять зло выбранным жертвам. Но даже эти "куклы" имеют только
небольшое сходство с куклами, которые большинство людей связывает с
практикой Вуду.
Традиция создания и использования кукол Вуду в недобрых целях,
протыкая их булавками и подвергая их всевозможным видам непристойностей,
является известной специфической особенностью того, что называют
“Новоорлеанским Вуду”.
Ритуалы Вуду
Каждый год в деревне Глиджи, в 30 милях от столицы Того Ломы, члены
племени Гуэн собираются для проведения фестиваля Эпе Экпе – это
частично торжество воссоединения семьи, частично празднование кануна
нового года, частично – религиозная служба.
В центре фестиваля - священный камень, его находит жрец в пределах
священного леса, ходить в который запрещено простым верующим. Цвет камня
предвещает благости, которые принесет наступающий год. Например, белый
камень символизирует богатство, счастье и покой.
Некоторые из божеств Вуду очень схожи по своим характерам с богами
древней Греции - некоторые из них капризны, некоторые обольстительны,
некоторые полные гнева. В Кове, (Бенин), поклонники Вуду собираются,
чтобы исполнить ритуальный танец и поблагодарить бога Сакпата,
могущественного бога Земли, за пролившиеся дожди. Женщины-танцовщицы
мелькают в ярких платьях пятнистой расцветки, имитирующей шрамы от оспы.
Сакпата может принести живительный дождь, но так же бог ответственен и
за эту страшную болезнь.
Ритуалы Вуду столь же
сложны, как и любые ритуалы Западной церкви. Изучение секретных,
священных языков, ритуальные танцы, посты - все это часть инициирования
для священников Вуду. Основной ритуал этого культа - задабривание богов
в форме жертвоприношения. На данный момент в жертвоприношения
ограничиваются животными, человеческие жертвы в Западной Африке
закончились более столетия назад.
Другой ключевой элемент религии - почитание духов предков. Считается,
что во время исполнения религиозных церемоний рядом с живыми
исповедниками Вуду так же находятся и мертвые. Например, считается, что
они незримо присутствуют при исполнении танца гунгунов (жрецов), когда
те проходят через все деревню в искусно сшитых костюмах с лицами,
скрытыми под капюшонами. Прикосновение к танцующему в трансе жрецу может
убить - верят адепты культа - такова сила мертвых, вновь воскрешенных
к жизни.
На рынке под открытым небом в Ломе, столице Того, торговцы продают
основы жизни, и в том числе, талисманы Вуду известные как "фетиши". Это
могут быть тонко выполненные статуэтки, представляющие собой богов
Вуду, или даже высушенные головы животных или другие части животных,
продаваемые в качестве лекарств или из-за их мистической силы.
Но есть и темная сторона Вуду. Жрецы могут призвать «ботоно», чтобы
навести проклятье на врага, или «бо», используя темную, злую силу духов
Вуду. Эта "темная сторона" Вуду подобна понятию рая и ада в Западной
религиозной традиции. Главное, это сделать темную, злую силу осязаемой,
видимой, чтобы добро могло сокрушить ее.
С одной стороны, Вуду ничем особенным не отличается от других религий
– последователи обращаются к божественным силам, чтобы те помогли их
успеху в жизни. Но христианские миссионеры видят это совсем не так. В
тихом, огражденном анклаве в центре Ломы, против Вуду ведется целая
духовная война.
Отставной католический священник, который обосновался в Того,
говорит, что много последователей Вуду обращаются в христианство и
оставляют культ. Но в течение долгого времени, он наблюдал, как потом
они все же возвращаются к жертвоприношениям, почитанию фетишей и танцам
с духами. Власть Вуду настолько сильна, что стала самой частью земли
Западной Африки.
Две разновидности Вуду
Существуют два изначальных вида Вуду:
1. Рада - это Вуду семейных духов, а также Вуду относительно мирных и
счастливых Лоа.
2. Петро, которое распространено в некоторых районах Конго. Это -
черная магия Вуду, Вуду сердитых, недоброжелательных, опасных Лоа. Это
течение Вуду имеет дело с опасными проявлениями магии, включая
смертельные проклятия, создание зомби и проведение диких сексуальных
оргий.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
по подсчетам ученых фактически 95 % обрядов Вуду, (если не больше) – это
разновидности Рада. Таким образом, захватывающие рассказы о черной
магии
Вуду, вполне реальны, но, тем не менее, чрезвычайно редки. Петро – это
не типичная разновидность Вуду, но все же она действительно
существует.
Строение человека согласно религии Вуду:
Люди имеют одно тело и две души:
- pti-bon-ange (маленький добрый ангел). Эта разновидность души
подобна совести в Западном понимании.
- gros-bon-ange (большой добрый ангел). Эта разновидность подобна
понятию «душа» в Западных теориях о строении человека, но душа в
вудуистком представлении в гораздо большей степени отделена от тела, чем
в западных теориях. Например, когда человек предстает перед Божьим
судом, то именно gros-bon-ange представляет его как личность и отвечает
за все поступки человека.
Ключевые понятия Вуду
«Хунфо» - округ или область или влияния мамбо или гунгана
«Гови»- небольшая глиняная бутылка, в которую можно на время
поместить большого доброго ангела мертвого предка. После того, как
человек умирает, gros-bon-ange уходит под воду. Год и один день спустя
после того, как он или она уйдет туда, родственники могут снова вызвать
gros-bon-ange. К сожалению, это очень дорогостоящая служба, требующая
значительного жертвоприношения, например, вола. Таким образом, часто
проходит довольно значительное время прежде, чем такая служба может
совершиться. Если проходит слишком много времени, то дух предка может
потерять покой и вызвать неприятности, болезни и т.д.
«Служители» – серьезные,
могущественные практики Вуду.
«Азон» – магическая трещотка гунгана или мамбо.
«Мытье головы» - обряд посвящения, проводимый для служителей после
того, как впервые в них вселился дух.
«Канзо» - обряды посвящения для тех, кто перемещается на очень
серьезный уровень практики Вуду.
«Принятие азона» – заключительная часть процедуры инициирования
гунгана или мамбо.
И Канзо, и принятие азона – крайне засекреченные обряды. Однако, в
своей книге «Вуду в Гаити» Альфред Метро, детально описал эти обряды,
пообщавшись с теми людьми, которые недобросовестно отнеслись к этой
тайне.
«Вервы» - ритуальные рисунки, сделанные на полу, изображающие
различного рода Лоа
«Перистиль» - храм Вуду. Крошечное-крошечное место.
«Пото митан» - центральный столб в храме Вуду. Он представляет
собой центр вселенной, и вокруг него движется весь танец.
«Невидимые» - все духи
«Таинственные» - сами Лоа
«Священные знания», так же имеют название «конесанс» (от фр.
сonnaissance – знания)
«Перекресток» - центральное понятие в Вуду. Это - место, где
встречаются два мира (земной мир и мир духов). Фактически все ритуалы
Вуду, даже лечение людей, начинаются с почитания перекрестка.
Фатализм Вуду
В Гаити иностранцы подвергают Вуду сильной критике. Иногда просто
потому, что они исповедуют конкурирующую религию и не хотят, чтобы люди
продолжали верить в Вуду. А иногда они говорят, что это - поклонение
дьяволу. Это высказывание - явная ерунда, особенно, если иметь в виду
Рада Вуду в ее изначальной, первичной форме. С Петро, конечно, менее
ясно. Однако, в Вуду нет никаких "дьяволов", хотя Петро и имеет дело со
злом или, по крайней мере, с недобрыми духами. Однако, многие из
нерелигиозных аспектов Вуду, которые люди часто критикуют, в
действительности кажутся в большей степени результатом подавляющего
фатализма религии Вуду. Это прежде всего относится к тому, в какой
степени лоа определяют течение жизни людей. Гаитянский исповедник
культа имеет лишь небольшое влияние на происходящее, в отличие от
западной идеи относительно доброй воли и личной ответственности. В
гаитянской религии, что бы ни случилось - все это дело рук лоа.
Если вы хотите что-либо
изменить в вашей жизни - начиная от возникшей болезни и заканчивая
фундаментальными основами социальной системы, то об этом тоже нужно
просить лоа. Человек не может действовать по собственному усмотрению,
сам по себе. Это приведет к обратным результатам, так как только лоа
решает, быть тому так или иначе.
Однако, лоа не очень-то и изменчивы. Все случается именно так, потому
что так решили лоа. Подобный фатализм внес значительный вклад в
нежелание рабов бороться за освобождение.
Однако, возникает серьезный вопрос: это Вуду привело к зарождению
гаитянского фатализма или же, в действительности, это – сама
африканская/гаитянская история создала этот фатализм Вуду?
Мари Лаво – Королева Вуду
Одинаково известная своими навыками парикмахера и практикантки
Вуду, Мари Лаво достигла знаменитости в Новом Орлеане в течение
последней половины 19-ого столетия, когда стремительно выросла ее
репутация сильной мамбо (или жрицы). Ее постоянно искали богатые и
бедные для того, чтобы заручиться помощью в разнообразных делах, как
добрых, так и не очень. Чаще всего люди обращались к ней за приворотными
чарами, или просили помочь при родах, чтобы ребенок родился здоровым,
или когда хотели получить наследство. Но не менее часто к ней приходили
и те, кто жаждал отомстить за обиды, нанесенные недругом.
Летописи Вуду 19-ого
столетия полны рассказов жертв этой мстительной магии, которые
просыпались после беспокойно проведенной от частых просыпаний ночи, и
находили на пороге своих домов кости, кладбищенскую землю и неизбежную
куклу, подброшенную под покровом ночи самой Мари Лаво. Все эти рассказы
были бы лишь страшными сказками, но, согласно надежным источникам, почти
все колдовство Мари Лаво действовало. Часто, простой фразы о том, что
Королева Вуду "работает" над человеком, было достаточно, чтобы вызвать
физический или эмоциональный крах; часто после такого известия человек
умирал. До сих пор в Новом Орлеане практикуют сильные чары, освоенные
Мари Лаво, а традиция использования кукол все еще жива и пользуется
популярностью.
Африканское Вуду
Вуду зародилось в африканских королевствах Фон и Конго целых 6 000
лет назад. Слово "вуду" происходит из языка фон, на котором оно означает
"священный", "дух" или "божество". Другие слова, используемые в Вуду
сегодня, также пришли из языков фон и Конго. Например, жрицу Вуду часто
называют «мамбо» или «манбо». Это - комбинация слова из языка фон,
обозначающего "мать" или "магический амулет" и слова из языка Конго,
означающего "целитель".
Королевство Фон было расположено в том месте, которое является теперь
южным Бенином, некоторые антропологи именуют его "колыбелью Вуду."
Сегодня приблизительно 30 миллионов человек также практикует Вуду в
Того, Гане, Бенине и других странах северо-западной Африки. [источник:
Национальное Общественное Радио: Радио-Экспедиции]. Вуду - также
является официальной религией Бенина, где целых 60 % жителей –
последователи этого культа [Источник: Би-Би-Си].
Так как Вуду - прежде
всего устная традиция, не имеющая письменного оформления, то имена
богов, так же как и названия некоторых специфических особенностей
различных ритуалов, могут изменяться в различных областях или от
поколения к поколению. Однако африканское Вуду имеет несколько
повсеместных характерных признаков независимо от того, где люди его
практикуют. Наряду с верой в многочисленных богов и одержимости духами,
они включают в себя:
- Почитание предков;
- Ритуалы или предметы, которые имеют свойство давать магическую
защиту:
- Жертвоприношения в виде животных, которые используются для
выражения уважения к богу, получения его благословения или выражения
благодарности;
- Использование фетишей или предметов, в которых заключена сущность
или сила конкретного божества;
- Ритуальные танцы, в которых часто используются искусно сшитые
костюмы и маски;
- Ритуальная музыка и игра на музыкальных инструментах, особенно
барабанах;
- Предсказания, получаемые при интерпретации физических явлений,
например, при бросании шелухи от семян или падении камня определенного
цвета с дерева
- Ассоциации от цветов, пищи, растений и других явлений с
определенным лоа и использование этих явлений, чтобы отдать дань лоа.
Многие из этих признаков, особенно почитание духов предков,
многобожие, и важная роль музыки и танца, являются характерными и для
других африканских религий. Таким образом, Вуду во многом походит на
остальные традиционные африканские верования. Многие ритуалы являются
частично празднованиями, частично религиозными службами, имеющими как
основной компонент ритмичную музыку, танцы и песни. Большинство ритуалов
проводятся в условиях естественного пейзажа, на фоне рек, гор или
деревьев. А посредством художественного оформления и освящения,
некоторые обычные предметы, например, таких как горшки, бутылки или
части убитых животных, становятся священными и используются в совершении
ритуалов.
В различных областях Африки люди, которые хотят стать духовными
лидерами в сообществе Вуду, могут поступить в религиозные центры,
которые во многом походят на монастыри. В некоторых таких сообществах
посвященные символически умирают, проводя три дня и три ночи в полном
уединении прежде, чем их вновь возвращают во внешний мир. Потом они
изучают ритуалы, цвета, пищевые продукты и предметы, связанные с тем или
иным божеством, а так же учатся общаться с лоа. Духи имеют различные
воплощения и различные требования к последователям, точно также как боги
в древнегреческих и древнеримских мифах.
У некоторых людей Вуду ассоциируется со злом, но многие из его
ритуалов, даже те, которые включают в себя жертвоприношения в виде
живых животных, имеют в своих корнях уважение, мир с природой.
Религиозные лидеры становятся лидерами и в обществе, обеспечивая
руководство и улаживание споров. Духовные лидеры также часто
осуществляют медицинское обслуживание в форме народной медицины.
Священники, жрицы и другие практики обычно посвящают большую часть своей
работы помощи и заботе о других людях. Проклятия, колдовство и
заклинания, нацеленные на причинение вреда, попадают в категорию «бо»
(Это особое отдельное течение Вуду, практикуемое намеренно на причинение
зла и исповедуемое отдельными последователями). Однако большинство
антропологов соглашается с тем, что все лидеры Вуду имеют некоторые
практические знания «бо», полагая, что понимание принципов того, как
это работает, является необходимым для борьбы со злом. Только колдуны,
известные как «ботоно», в противоположность обычным священникам и жрицам
Вуду, имеют дело с более вредоносными заклинаниями. В некоторых
случаях, тем не менее, священники Вуду действуют и как обычные жрецы, и
как «ботоно», в зависимости от ситуации.
Эта африканская форма Вуду – предшественница остальных,
распространившихся на Гаити и других частях Западного полушария. Районы
Африки, где Вуду особенно процветало, это области, через которые
проходил наиболее оживленный людской трафик во времена работорговли.
Торговля рабами принесла Вуду и в Америку.
Как действует кукла Вуду?
Так как же может простое существо из ткани, воска или глины
обладать такой силой, приносить опустошение и вред?
Многое в процессе создания куклы Вуду напрямую зависит от того, кто
ее создает. Традиционно, изготовитель нацелен на то, чтобы
сконцентрировать все свои мысли и усилия на создание куклы,
представлять на протяжении всего времени изготовления всевозможные
несчастья, которые только могут обрушиться на жертву. Некоторые практики
проводят целые дни, создавая и "заряжая" куклу, все время держат ее в
поле зрения и вымещают весь свой гнев и зло не нее, пока не настанет
время. А потом кукле, наконец, присвоят имя намеченной жертвы, и
ритуальное использование куклы может наконец начаться. Этот процесс,
согласно экспертам в этой области, редко терпит неудачу, если желание и
намерение создателя ни на мгновение не колеблется. Если же это
случается, то в этом случае полученное наказание может оказаться намного
слабее намеченного.
Одной из форм
позитивного (хотя все-таки манипулятивного) колдовства, для которого
превосходно подойдет использование кукол Вуду это - традиционное
магическое "связывание". В этом случае, практик ритуально связывает
куклу, которую заряжают энергией и называют именем рассматриваемого
человека, тем самым, предохраняя его от причинения вреда или зла другим.
Таким образом усилия «связанного», нацеленные на причинение вреда, ни к
чему не приведут; а человек, которого защитил практик, не испытает
никакого вреда от «связанного». Хотя, есть и обратные ритуалы, которые
наоборот нацелены на причинение зла. Описываются даже такие обряды,
когда человеку, представленному в виде куклы, устраивают своеобразные
ритуальные похороны. И как только это будет сделано, человек начинает
непонятным образом чахнуть, и наконец – умирает. Этот вид ритуала весьма
обычен среди тех, кто использует куклы Вуду в недобрых целях.