wise-cat вывесил фотку

1 октября 1754 родился Император Павел I (1796-1801 гг.)

Несколько лет назад на одном из Московских антикварных салонов мною приобретен небольшой портрет императора Павла Петровича. Портрет выполнен гуашью на прямоугольной пластине слоновой кости размером 16,2 х12,6 см. 1800 годы – период наивысшего расцвета миниатюрной живописи в России. Историю портрета, о котором идет рассказ, можно назвать драматичной: портрет хорошо известен до революции, но затем многие десятилетия хранился в частных собраниях.

Император изображен в полный рост, стоящим на ступенях престола, покрытых пестрым ковром. На нем мундир Преображенского полка, короткий алый далматик с белым мальтийским крестом, поверх которого надета мантия Великого Магистра Ордена Св. Иоанна Иерусалимского черного бархата на горностаевом подбое. Голова Императора увенчана Мальтийской Короной. Поверх мантии надета Большая цепь ордена Андрея Первозванного с бриллиантовым знаком ордена, под мантией поверх далматика – плечевая лента ордена из голубого муара. На шее Павла – знак ордена Святой Анны, ниже на золотой цепи – магистерский крест белой эмали. Позади Императора золоченое тронное кресло, обитое алой тканью. На спинке кресла помещен Российский герб с Мальтийским крестом. . Рядом, на специальном постаменте, Большая Императорская корона, скипетр и держава. Позади Императора на другом постаменте – Мальтийские регалии: печать Великого магистра и Кинжал веры. В правой руке, облаченной в белую перчатку, Император держит шпагу, простирая ее над Императорскими регалиями. Фон - часть классической колоннады со спускающимися алыми драпировками с золотыми кистями и бахромой. Между колоннами на фоне тревожного облачного неба видны мачты и реи корабля. На базе колонны можно рассмотреть буквы: «Боров…».

На наш взгляд, композиция портрета восходит к парадному портрету Императрицы Екатерины II работы Ж.-Б. Лампи Старшего (1783). Изображение Императора в деталях соответствует описанию графа Рибопьера: «Cам Государь, поверх носимого им постоянно Преображенского мундира, надевал далматик из пунцового бархата, шитый жемчугом, а поверх широкое одеяние из черного бархата; с правого плеча спускался широкий шелковый позумент, называемый «страстями», потому что на нем разными шелками изображено было страдание Спасителя. Слагая Императорскую корону , он надевал в этих случаях венец гроссмейстера и выступал рассчитанным и в то же время отрывистым шагом. Тончи изобразил его в этом одеянии» (1). Изысканная техника, говорили о подлинности миниатюры; но автор, дата и происхождение остались неизвестными...


«С. Тончи портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена. (Холст, масло,1801)»

В начале поиска я обратился к иконографии императора Павла в качестве Великого Магистра Мальтийского Ордена. В литературе упомянуто несколько портретов разных авторов (2). Оригинальная композиция принадлежит кисти упомянутого Сальватора Тончи – это камерный портрет в Павловском дворце (3). По старым описям он считался работой С.С. Щукина. Портрет является эскизом или «прожектом» – для написания монументального полотна ( в Гатчинском дворце) и должен быть представлен на Высочайшую апробацию. В собрании Русском музее находится портрет императора Павла в мальтийском облачении кисти того же Сальватора Тончи. Портретом «мальтийской серии» можно считать эскиз В.Л. Боровиковского в Третьяковской галерее (4) и написанный на его основе парадный портрет, в Русском музее (5). На портретах изображены мальтийские регалии, но Государь увенчан Большой императорской, а не мальтийской короной.

В продолжении поиска, в каталоге выставки русской портретной живописи, составленной Н.Н. Врангелем, было найдено очень похожее на наш портрет изображение Павла .. и упоминание о нашей миниатюре! На выставке «150 лет русской портретной живописи», проходившей в Санкт-Петербурге в 1902 году, из собрания Е.Шварца была представлена миниатюра, очень схожая с нашей по размеру и композиции (6) Отличие ее в том, что между колоннами изображена скульптура женщины с весами в руке, по описанию Врангеля – аллегория Правосудия. В том же каталоге упомянута и наша миниатюра из собрания С.С. Боткина. Благодаря Г.А. Принцевой, удалось найти эту миниатюру, она находится в Государственном Эрмитаже (кость, гуашь, 15,4х12), куда поступила из московского собрания В.С. Попова. Эрмитажный экземпляр опубликован с предположением авторства С.С. Щукина и датой – 1798 год (7).


Степан Щукин: Портрет Павла I (кость, гуашь, 15,4х12)

Это определение представляется не очень убедительным, так как в системе Щукина-миниатюриста и автора портрета Павла больше, на наш взгляд, различий, чем совпадений. Вызывает сомнение и дата: на спинке трона на обеих миниатюрах в государственном гербе виден мальтийский крест, который появляется только в 1800 году по Манифесту о полном гербе Российской империи. Сравнивая миниатюры, я все более убеждался в том, что они принадлежат кисти одного художника. Несмотря на «подпись» Боровиковского устроители выставки 1902 года, поставили в каталоге знак вопроса у имени этого мастера. В ХIХ веке художник, изображая человеческую фигуру, уделяет неравное внимание ее различным частям. Поза и выражение лица модели, глаза, рот – все это имеет огромное значение в передаче содержания произведения. В то же время детали, (например, форма и строение руки) имеют меньшее значение. Рисунок и характер построения «второстепенных» частей достаточно сложны, поэтому художник часто прибегает к отработанным схемам, освоенным и отработанным в период обучения. Исполняются они в определенной степени, почти механически. Отсюда знаток и собиратель старого искусства Джованни Морелли делал вывод: поскольку у каждого художника, как правило, есть свой тип кисти руки и уха, то их структура и моделировка формы могут служить инструментом для определения автора произведения.

Выделив характерные приемы автора миниатюры, как мне представляется, удалось выстроить ряд работ этого автора, работ, которые прежде связывали с именем В.Л.Боровиковского или относили к неизвестным художникам. Автор портретов Павла, свободно владея навыками академической живописи, обладал острым индивидуальным видением модели, изображаемой в миниатюрной технике. Художник сосредоточен на написании лица, деликатными касаниями кисти в технике пуантели. Моделируя форму почти исключительно теплыми тенями, используя естественные качества кости – способность отражать свет и пропускать его внутрь. Оптические особенности кости – основы органического происхождения – использовались профессионалами-миниатюристами с середины ХVIII и до второй половины ХIХ века, но были практически недоступны художникам-любителям и копиистам.


Портрет вел. кн. Константина Павловича на фоне сражения при Нови (Г Э)

Эффект свечения отдельных участков кости использован в написании фона неба – как взволнованной воздушной среды. Фигура императора и детали антуража написаны совершенно в иной манере с тем, как написано лицо, свободными, крупными мазками. Сменив кисть, художник работает в почти пастозной технике: крупные мазки эффектно контрастируют с тончайшей техникой написания лица. Образ Императора возникает из россыпи живописных мазков, видим след каждого прикосновения кисти. При написании пудреных волос императора художник обозначает серо-пепельным цветом общий объем волос, затем раздельными мазками чистых белил моделирует волоски, завитые в букли. Раздельными белильными точками написаны бриллианты Большой императорской цепи Ордена Андрея Первозванного, Большой императорской короны и Державы, а также кисть на эфесе шпаги. Более продолговатыми белильными мазками из тени выхвачены Кинжал веры Печать Великого магистра; россыпь тронутых охрой белильных бликов переливается на золотой короне, резьбе тронного кресла и в сплетениях золотых нитей кисти подушки.

Своеобразная «динамическая» манера живописи позволяет выделить еще несколько произведений этого автора. В ряд его работ мы ставим портрет великого князя Константина Павловича (1799) из собрания Государственного Эрмитажа (кость, гуашь, 16х12,5) (8). Великий князь изображен поколенно на фоне сражения при Нови, в котором принимал участие. Фигура выдвинута на передний план и ярко освещена. В портрете живопись, размер и толщина пластины слоновой кости очень близки к миниатюре с портретом Павла. Следующим в этот ряд можно поставить портрет императора Павла около 1800-го года неизвестного художника из Всероссийского музея А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге (кость, гуашь,10,6х8,9)9, император изображен за письменным столом с пером и бумагами в руках. В этой миниатюре мы узнаем перечисленные приемы живописи.


«Портрет барона Алексея Ивановича Васильева»

С осторожностью можно назвать парным этому изображению миниатюрный портрет императрицы Марии Федоровны из частного собрания. Мы располагаем только цветным воспроизведением этой миниатюры, но судя по соотношениям размеров фигуры, фона и деталей бронзовой рамки она близка портрету Павла и, возможно, некогда составляла с ним пару. Следующей работой этого мастера мы видим портрет барона А.И. Васильева (10) (1800-е) в Государственной Третьяковской галерее (Кость, гуашь. Д 8 см.) Портрет приобретен галереей в 1963 году и считается работой В.Л. Боровиковского. Миниатюра действительно близка оригиналу Боровиковского, но по живописным приемам совершенно отличается от маленьких работ мастера. Нам известны два повторения этой композиции, вероятно, работы одного мастера ( театральный музей им. А.А. Бахрушина, частное собрание, Лондон). Все достоверные работы Боровиковского маленького формата написаны маслом на картоне и металле. Как мы смеем утверждать, мастер на слоновой кости не работал, а приписываемые ему миниатюры на кости копии, сделанными другими художниками по его оригиналам. Порой эти повторения - примеры талантливого сотворчества художников, но блеск славы Боровиковского заслонил имя истинного исполнителя. В предлагаемом ряду произведений приемы написания лиц моделей, деталей антуража, орденов, тканей и фонов, на наш взгляд, принадлежат кисти одного мастера, возможно работавшего в соприкосновении с В.Л. Боровиковским. Этим можно объяснить надпись «Боров…», намекающей на автора нашей миниатюры. Говоря о яркой индивидуальности автора и учитывая круг моделей, нам хочется попытаться предположить его имя.


990515А. Ритт: портрет императрицы Марии Федоровны.( Слоновая кость, акварель, гуашь.)

В Петербурге в эти годы работал Августин Ритт – миниатюрист европейского масштаба. В нашей миниатюре и известных работах этого мастера есть много общего. А.А. Карев писал, что его работам присуща «своеобразная картинность, как ни странно звучит это применительно к миниатюре. Картинность предполагает достаточную развитость действия, что наиболее типично для портретов в рост. <…> Очень важна при этом и насыщенность среды, в которой пребывает модель, предметами и пейзажными мотивами» (11). Кажется, что эти слова о нашей миниатюре. заманчиво связать названную группу работ с именем Августина Ритта, но у нас нет для этого достаточных оснований. Другой мастер, который мог быть автором миниатюры, это Д.И. Евреинов – в его наследии мы находим ряд портретов императора Павла в рост (12). Они выполнены живописью на эмали и восходят к живописным оригиналам,но в работах мы не видим цельности нашей миниатюры.

В собрании миниатюр Всероссийского музея А.С. Пушкина я обратил внимание на крупную миниатюру работы Шарля Де Шамиссо, изображающую княгиню Евдокию Ивановну Голицыну (урожденная Измайлова, 1780–1850, кость, гуашь. 14,5 х10). Изображение писано с оригинала Э. Виже-Лебрен 1790-х годов. Размер миниатюры, техника написания лица и рук, манера передачи складок тканей, живописный фон и использование чистых белил в написании бликов – все наводило на мысль о возможном авторе исследуемого портрета Павла Первого.


«И. де Шамиссо, портрет Павла I.»

Французский художник-миниатюрист Шарль Де Шамиссо во время революции 1789 года эмигрировал в Германию. С 1797 года член Берлинской Академии художеств, в конце 1790-х годов он с братом-художником приезжает в Петербурге (14). Его имя встречается в переписке графа Н.П.Шереметева. В Эрмитаже находится портрет графини Е.В. Литта (кость, гуашь. 7,1х 6) – супруги бальи Мальтийского ордена в России, графа Джулио Литы. На миниатюре Екатерина Васильевна одета по моде конца 1790-х годов, и на черной плечевой ленте виден знак Ордена Иоанна Иерусалимского.

P.S. Публикуя статью надеюсь на то, что в дальнейшем найдутся сведения, подтверждающие гипотезу об авторе портрета Павла I и истории его создания.

Примечания

1. Русский архив. 1877. С. 481–482.
2. См.: Подробный иллюстрированный каталог выставки русской портретной живописи за 150 лет. 1700–1850. Издание Общества Синего креста. СПб., 1902.
3. Павел Петрович. Великий Князь. Император. СПб., 2001. С. 115.
4. Государственная Третьяковская галерея. Живопись 18 века. М., 1998. С. 69.
5. Государственный Русский музей .Живопись. Каталог. Т. I. СПб., 1998. С. 66.
6. Подробный иллюстрированный каталог… № 119.
7. Комелова Г., Принцева Г. Миниатюры из собрания В.С. Попова // Сообщения Государственного Эрмитажа LIV. Л., 1990. С. 12.
8. Портретная миниатюра в России ХVIII – начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа. Авторы вступительной статьи и каталога Г.Н. Камелова и Г.А. Принцева. Л., 1986. С. 80.
9. Миниатюра конца ХVIII –первой половины ХIХ века из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина. СПб., 1996. № 27.
10. Карев А.А. Миниатюрный портрет в России ХVIII века. М., 1989. С. 149.
11. Там же. С. 141.
12. Павел Петрович… С. 110.
13. Миниатюра конца ХVIII –первой половины ХIХ века… № 74.
14. Портретная миниатюра в России ХVIII –начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа…С. 305.
15. Там же. С. 78.


Александр Савинов \\ Журнал "Русское искусство".


URL записи