wise-cat вывесил фотку

Сергей Сиделев: дворцовая площадь от реки Мойки.

Набережные реки Мойки протянулись от реки Фонтанки до реки Пряжки по левому берегу - 4 км, по правому берегу - 3 км. В разное время участки набережной носили названия: Набережная Немецкая улица, Набережная Гостиная улица, Набережная Конюшенная улица, Греческая улица по Мойке, Ледокольная улица.

В начале XVIII века Мойка вытекала из Торфяного болота, которое находилось немного южнее Марсова поля, в районе площади Искусств. Населяющие эти земли ижорцы называли реку "Муя", что в переводе означает "грязная". Все небольшие болотные речки ижорцы называли именно так. Более позднее название "Мойка" связывают с глаголом "мыть", иногда с общественными банями. Таковые располагались на берегу реки за Финской слободой, место которой легко проследить по расположению Финской церкви. Возможно, "Мойка" образовалась напрямую из "Мьи".


Адмиралтейская верфь в Санкт - Петербурге (гравюра XIX века)

После основания Адмиралтейства осенью 1704 года потребовалось обустроить берега реки - между современными Невским проспектом и Исаакиевской площадью, возникли поселения служащих верфи - Морская слобода. Здесь стояли без какого-либо порядка деревянные дома; расчистку водных протоков осуществляли и для ослабления частых наводнений. Работы начались в 1704 году: солдаты, рабочие и крепостные крестьяне вынимали грунт из реки засыпая его в пустоты и промоины. Сооружались укреплённые по низу шпунтовым рядом земляные откосы; выше них закладывалась булыжная берма - горизонтальная площадка на откосе берегов, придающая им устойчивость и защищающая от размыва. На особо заболоченных участках берега укреплялись деревянными щитами; перед этим из грунта выкачивали воду. Рытьё нового русла реки осложнялось наличием крупных валунов. Берег оборудовали деревянными набережными с деревянными парапетами.

Для осушения местности у Летнего сада в 1711 году прорыли новую часть русла, соединив реку с Фонтанкой (Безымянный ерик). В 1715 году Мойку с Невой соединили Лебяжьей канавкой и Красным каналом, который проходил по западной границе современного Марсова поля. Рядом с Зимним дворцом Петра I прокопали ещё один канал от Мойки до Невы - Зимнюю канавку. В результате этих работ осушили значительную территорию и водная протока превратилась в глубокую и широкую реку. Пётр I лично провёл по ней первое судно и остался доволен качеством работы. Первый историк Петербурга А. И. Богданов так описал Мойку:

"Сия реки от прежней её нечистоты, понеже она была глухой протокой, себе сквозного течения не имела, вычищена до настоящей глубины и сваями обита на подобие канала, в коем ныне вода глубиной довольна, что иные по ней всякие суда с великим грузом ходят свободно и сию реку более может всяк почесть за нарочно сделанный канал"


« Дж Кваренги: река Мойка у Невского проспекта, конец XVIII века »

В 1710 году на левом берегу Невы проложили «Большую першпективную дорогу» (сейчас Невский проспект) и в месте пересечения дороги с рекой образовалась природная граница города. На этом месте был построен деревянный мост и здесь собирались проездные подати, для этого рядом с мостом был построен Мытный двор недалеко от Гостиного двора. Именно в этот период на Мойке появились Зелёный, Красный, Синий, Жёлтый и Цветной мосты: согласно указу Императора в створе современной улицы Писарева была сооружена деревянная балочная переправа с разводным пролётом. Первоначально мост называли Галерным, Корабельным или Жёлтым; горожане чаще называли его Синявин мост - рядом находилась усадьба вице-адмирала Наума Синявина. На плане Петербурга 1806 года он обозначен именно как Синявин. В 1770 годах благодаря близости особняка А. В. Храповицкого, секретаря Екатерины II, переправа стала называться "мост Храповицкого".

На углу Мойки и Невского проспекта в 1719 году был построен двухэтажный Гостиный двор с башней и шпилем. Он занимал весь квартал до Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Этот торговый комплекс просуществовал до пожаров 1736-1737 годов. В начале 1720-х годов в устье Мойки построили склады для хранения и выдержки лесоматериалов, мастерские по постройке шлюпок, корабельного рангоутов и блоков. Для удобства доставки материалов прорыли Адмиралтейский канал и перпендикулярно ему в 1717-1719 годах - Крюков канал. После смерти Петра I в 1725 году городское хозяйство пришло в упадок. Петербургский градоначальник Б. Х. Миних докладывал Сенату:

"При Фонтанной и Мье речках и при каналах сваи, доски, брусья и щиты испортило и многие погнили и землю водою вымывает, от того водоёмы заносит... и речки в такую худобу приходят, что занесло половину, отчего проход и мелким судам весьма с трудностью...".


«М.И. Махаев: Проспект верх по реке Мойке от дворца графа П.И. Шувалова \ 1757 год.

После пожаров 1736-1737 годов погорельцев переселили на левый берег, на территорию между Вознесенским проспектом и Крюковым каналом и хаотичная застройка правого берега сменилась богатыми каменными домами. Один из первых домов на Мойке построен в 1730-х годах для графа К. Г. Левенвольде. Тогда же провели работы по углублению дна и спрямлению русла, дополнительному укреплению берегов новыми деревянными щитами. Новая застройка согласно решению Комиссии о Санкт-Петербургском строении 1737 года от Конюшенного двора до Невского проспекта должна вестись "единою фасадою". От Зелёного до Синего моста разрешалось отступать от красной линии и ставить дома в глубине дворов; при этом нужно было сооружать ворота и каменные ограды, обсаживать их деревьями. От Синего до Поцелуева моста строительство требовалось вести вновь без садов со стороны улицы. Береговую застройку разрешалось возводить только из камня.

Во второй половине XVIII века по берегам Мойки селились аристократы, возводя особняки и дворцы. В середине века на берегу Мойки построили комплекс Конюшенного двора, каменные трёхэтажный особняк барона А. И. Черкасова (дом №12). В 1750-1753 годах архитектор Ф. Б. Растрелли построил особняк банкира Г. Х. Штегельмана (дом №50) и в 1754 году завершил строительство дворца графа Строганова (дом №48). В 1760-х годах на берегу Мойки (Большая Морская ул. 61) жил учёный М. В. Ломоносов. В 1766 году рядом с домом банкира вырос дворец графа К. Г. Разумовского. Дом № 86 (арх. Кокоринов и Валлен-Деламот) Наводнение 1777 года смыло деревянные набережные и Городские власти обсуждали вопрос о сооружении каменных набережных, но лишь в конце столетия, в 1798-1810 годах берега от Фонтанки до Крюкова канала, и по левому берегу, от Крюкова канала до Английского проспекта, оделись в гранит. Проект составил военный инженер и архитектор И. К. Герард, руководил работами знаменитый каменотёс Самсон Суханов. В 1825 г. гранитная терраса-пристань у Михайловского сада (по проекту архитектора К. И. Росси),


«Азат Галимов: мосты через Мойку»

Если через Фонтанку и Екатерининский канал сооружались каменные мосты, то через Мойку деревянные переправы менялись на чугунные. Причём это были первые в России чугунные переправы - Зелёный (1806 год), Красный, Синий, Певческий и Поцелуев мосты. Их спроектировал архитектор-инженер Василий Иванович Гесте. Во XIX веке набережные Мойки стали одним из престижных мест Петербурга - здесь жили придворные и члены императорской семьи. 27 участков занимали здесь здания министерств, 25 - банки и офисы, 19 - особняки и дворцы, шесть - храмы. В XIX веке санитарное состояние Мойки значительно ухудшилось. В 1874 году из-за этого было строго запрещено водовозам брать воду из реки для питья и приготовления пищи. В одной из газет писалось:

"Если ранее вода в Мойке была подобна по чистоте и вкусу Невской, то столетие спустя вновь превратилась в протоку с грязной, мутной и дурно пахнущей водой".

Плохое содержание берегов Мойки давало повод общественным организациям предлагать их не ремонтировать, а использовать в коммерческом смысле более выгодно. Одной такой организацией выступила строительная компания, возглавляемая инженером-полковником Н. И. Мюссаром, его заместителями архитектором Н. Л. Бенуа и инженером-технологом А. Ф. Буровым. Они предлагали засыпать русло Мойки и организовать на её месте линию конно-железной дороги, бульвар с фонтанами и местами отдыха. Доход от использования конки в течение 50 лет должен был идти предпринимателям. От проекта городская дума отказалась, равно как от предложений засыпать другие городские протоки. Но предложения продолжали появляться: так в 1893 году камер-юнкер Р. Ф. фон Гартман предлагал на месте Екатерининского канала и Мойки построить скоростную дорогу на сваях. Через два года Я. Ганеман предлагал устроить на месте Екатериниского канала и Мойки линию электрической железной дороги. В 1901 году инженер П. И. Балинский и американский инженер М. А. Вернер представляли проект устройства на местах городских рек линий метрополитена.


«Евгений Борисович Серебряков река Мойка, 1960-1980 года.

В начале ХХ века на заседаниях городской думы обсуждались условия капитального ремонта набережных. Для этого городские власти были выделили большие суммы, которые предложили весьма неопытным подрядчикам. Ошибки вскрылись после принятия работ комиссией Государственной думы. Городская же техническая комиссия признала работы не соответствующими условиям договора: цемент в некоторых местах полностью отсутствовал - плиты и камни пластами отваливалиь от стен. В газетах обсуждалось казнокрадство чиновников, которые завышали сметы на строительные работы, обязывая подрядчиков делиться выделенными на ремонт набережных деньгами.

Дорожное покрытие набережных менялось только после Великой Отечественной войны. Это происходило одновременно с ремонтом повреждённых домов, расширением зелёных зон и очищением русла реки. В 1959 -1960 гг. были созданы гранитные стенки набережных с озелененным откосом по обоим берегам на участке между Садовым и Мало-Конюшенным мостами (по проекту инженера А. Д. Гутцайта). В 1975-1976 гг. высокая железобетонная стенка с гранитной облицовкой была продолжена до реки Пряжки (по проекту инженера Л. Н. Соболева). Очередная расчистка русла Мойки происходила в октябре 1999 года. Тогда глубина реки составляла всего 1,4 метра. Её дно очистили от слоя из органических веществ и металлических предметов. Длина Мойки - 4,67 км. Ширина - от 20 до 40 метров, глубина составляет от 2,1 до 3,2 метра.


«Азат Галимов: Садовый мост на реке Мойке (1828-1829 гг. - проект инженера П. Базена). »

Берега реки в начале пути очень красивы: по правому берегу - Летний сад, по левому - Михайловский замок и Михайловский сад. В том месте, где Мойка соединяется с каналом Грибоедова, построен «трехколенный мост»: Мало-Конюшенный - через Мойку, Театральный - через канал Грибоедова и один пешеходный. Далее Мойка течет вдоль придворного Конюшенного ведомства. Через реку перекинуто 15 мостов: Народный, Красный, Синий, Поцелуев, Почтамский, Малый Конюшенный, Большой Конюшенный, Первый Инженерный, Первый Садовый, Театральный, Певческий и другие мосты. Синий мост на Исаакиевской площади - самый широкий в городе, около 100 м, сразу за ним установлен гранитный столб с изображением трезубца Нептуна. На столбе указан подъем воды во время крупных наводнений в истории города. На левом берегу, на углу ул. Глинки, когда-то находился трактир «Поцелуй» в доме купца Поцелуева. За Поцелуевым мостом располагается небольшой остров, образованный Мойкой и каналами Круштейна и Крюковым, называемый «Новая Голландия». Недалеко от устья Мойки из нее вытекает река Пряжка ( Чухонская речка), раньше здесь располагались прядильные мастерские.

Одной из первых крупных построек на берегах Мойки стало здание Конюшенного ведомства (дом № 6), построенного в 1720-1723 годах по проекту архитектора Н. Гербеля и перестроенного в 1817-1823 годах архитектором В. Стасовым. Это здание протяженностью около 250 метров повторяет плавный изгиб Мойки. Его фасад украшен 22 дорическими колоннами. В церкви Конюшенного ведомства 1 февраля 1837 года проходило отпевание А. С. Пушкина.


«В.Н.Кучумов: Гостиная в Музее-квартире А. С. Пушкина.»

Еще одна достопримечательность этой набережной - дом А.И. Штакеншнейдера (№ 9), возведенный в 1852- 1854 годах. Салон архитектора был одним из центров культурной жизни Петербурга: здесь собирались И. Айвазовский, И. Тургенев, И. Гончаров, Ф. Достоевский и многие другие.

Самое известное литературное место этой набережной - дом, по адресу Мойка, 12. Здесь прошли последние месяцы жизни поэта А. Пушкина. Здание, построенно в 1720-х годах, с 1806 года принадлежало семье Волконских. В квартире, которую снимала семья Пушкиных, поэт закончил "Капитанская дочка", написал стихотворение, посвященное годовщине окончания Царскосельского лицея, работал над "Историей Петра Великого". 27 января 1837 года Пушкин отсюда отправился на дуэль с Дантесом. В 1937 году, в год столетия со дня его смерти, в доме был создан мемориальный музей-квартира поэта. В настоящее время дом № 12 целиком отдан под нужды музея.


«Михаил Филиппов: дворец кн.Юсуповых на Мойке

В доме № 20 размещается академическая капелла им. М. Глинки, здание которой построил архитекторо Л. Н. Бенуа в 1887-1889 годах. В концертном зале капеллы, устраивались литературные вечера, где в 1920-х годах выступали В. Маяковский и С. Есенин. В доме № 86 жил зодчий О. Монферран в годы строительства Исаакиевского собора.

Дом № 94, занимающий обширную территорию, - это дворец князей Юсуповых. Дворец сооружен в 1760-х годах архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом и украшен шестиколонным портиком. Архитектор А. Михайлов в 1830-1838 годах присоединил к дворцу флигель с белоколонным залом и создал анфиладу парадных комнат. В этом дворце в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года заговорщики во главе с Ф. Юсуповым убили царского фаворита Григория Распутина.


« Василий Садовников: иллюминация на Мойке 3 мая 1856 года»

Дойти до набережной дело нескольких минут, если поселился в гостинице неподалеку. Хостелы на Мойке занимают верхние этажи жилых зданий, тогда как в нижней части домов расположены магазины, рестораны и кафе. Рядом с набережной есть четыре станции метрополитена: «Невский проспект», «Сенная», «Садовая» и «Спасская».



URL записи