"Адам" и "Ева" — мир и старина,
Игра воды и мрамора Каррары...
Да будет благодатна их вина!
Да будет жизнь подвластна изгнанным из рая!
Марина Кучинская.
От Больших цветников или от Воронихинских колоннад любая аллея в северном направлении (к Финскому заливу) приведет на аллею Марлинскую. на восточной и западной границах аллеи устроены два фонтана: «Адам» - в восточной части и «Ева» - в западной. В гранитных бассейнах посреди мощных веерообразных струй, стоят мраморные скульптуры «Адама» и «Евы». Статуи выполнены в Венеци по заказу Петра I скульптором Джованни Бонацца в 1717 г. Посредником в покупке выступал Савва Рагузинский-Владиславович, благодаря которому удалось выменять у Римского Папы статую богини Венеры на мощи святой Бригитты, хранившиеся в России. В донесении Петру он сообщал: «Две статуи, а именно Адам и Ева, которые я наилучшему здешнему мастеру Бонацце делать заказал, скоро будут готовы, и надеюсь, так будут хороши, что в славной Версалии мало таких видали». Скульптор сделал вольное повторение статуй Адама и Евы работы мастера XV Антонио Рицци, украшающих лестницу Дворца дожей в Венеции. В 1718 году статуи доставлены в Петергоф и поставленны на перкрестках Марлинской аллеи. Библейские прародители человечества аллегорически прославляют Петра I и Екатерину I - «прародителей Российской империи».
«Дж. Бонацца \ Н. Микетти: Фонтан «Адам», 1722 год»
В 1721 году вышел указ Петра I: "фонтанну Адамову делать и около нее садить липовые шпалеры"... В документах "Адамова фонтанна" указана под номером 9. Проект составлил Н. Микетти: фонтан с круглым бассейном предполагалось поместить на площадке, обрамленной трельяжными аркадами. Государь одобрил его, но внес некоторые изменения - в частности, вместо круглого бассейна повелел сделать восьмигранный, и сам нарисовал фонтанные струи; они должны бить вертикально, выше скульптуры. Сооружение фонтана началось осенью 1721 года под руководством И.- Ф. Браунштейна. Для питания фонтана проложили трубу из восточного Квадратного пруда в Верхнем саду. Монтаж гидротехнического устройства выполнил П. Суалем. Скульптура поставленна на высокий, каменый постамент в центре бассейна диаметром 17 метров. У подножия помещены 16 насадок, из которых веером бьют струи и достигая 7-метровой высоты, не распыляются, а расщепляются на крупные капли, и падение их в бассейн видно издалека. В день открытия резиднеции фонтан был пущен, получив название в честь первого земного мужчины
«Джованни Бонацца: «Адам», 1717 год. »
Последний раз Император посетил Петергоф в октябре 1724 года, со смертью Петра работы продолжила Екатерина. Указ от 7 января 1726 года гласил: [архитектору Усову] "немедленно делать Еввину фантану, також фантану против Ранжереи". К сооружению фонтана приступили под руководством Тимофея Усова и "архитектурии ученика" И. Смита. Одновременно на горе против фонтана был выкопан Евинский пруд. Осенью 1726 года фонтан «опробовали водою». Площадки вокруг украсили трельяжи, в нишах которых стояли мраморные бюсты. В 1740 году И. Бланк увеличил бассейны, так как вода выплескивалась далеко по сторонам. В 1745 году дубовые пьедесталы статуй заменили новыми, вытесанными из пудостского известняка. В 1822 году стенки басейнов выложили известняковыми плитами, а в 1897–1899 годах стенки и кордоны у «Адама» (семь лет спустя и у «Евы») заменили гранитными.
«Дж. Бонацца \ Н. Микетти: Фонтан «Ева», 1726 год
В начале Великой Отечественной войны статуи зарыли в землю на территории парка. Гитлеровцы соорудили блиндаж над тем местом, где была спрятана «Ева», не докопав до нее на 20 сантиметров. В 1947 году статуи реставрировал скульптор Е. Захаров; гранитный пьедестал статуи «Адам» воссоздал камнерез Д. Ильин. Трельяжные беседки фонтана «Адам» восстановили в 70-х годах, у «Евы» - в 2000 году. Чтобы лучше сохранить статуи от атмосферных осадков, поверхность их покрыли водоотталкивающим составом.