wise-cat вывесил фотку

А.Н.Бенуа: Дворец Марли, 1900 год.

Марли - самый скромный из павильонов Нижнего парка, красота его в необыкновенно удачных пропорциях и простой, но изысканной отделке. Название “Марли” появилось в середине XVIII века в память резиденции французских королей Марли ле Руа, где Петр провел несколько дней в 1717 году (27 - 31 мая, отметив в Марли свой день рождения) и загорелся идеей создать нечто подобное в Петергофе. К строительству приступили в 1720 году, после того, как подошли к концу работы по выемке грунта из Приморского или Набережного пруда. Проект “Малых приморских палат”, создал И.Ф.Браунштейн. В плане дворец почти квадрат, в объеме - куб (площадь 113 кв. м.), завершенный мансардной кровлей. Подобную форму имела кровля дворца Монбижу под Берлином, благодаря чему в 30 - 40 е годы XVIII века Марли называли Монбижу. Одноэтажный дворец по распоряжению Петра повышен «на одно жилье». В строительстве приняли участие каменных дел мастера А. Кардасье и Я. Неупокоев, слесарь И. Белин (решетки балконов и дубовой лестницы), скульптор Н. Пино (рисунки балконов и лестницы, Дубовый кабинет), столярный мастер Ж. Мишель (Дубовая лестница, Чинаровый кабинет, балконные кронштейны), штукатурных дел мастера И. Росли и А. Квадри (барельефы Переднего зала).

" alt="Петергоф.Дворец Марли..(фото начала XX века" border="0">
« Петергоф. Дворец Марли..(фото начала XX века) »

На каждом этаже восемь помещений, не считая лестницы и двух коридоров. интерьер достаточно скромен: окрашенные клеевой краской стены, лепные карнизы, небольшие камины. Более нарядны Передний зал (вестибюль) с каменным плитным полом, спальня с лепным карнизом и стенами, обитыми тканью с набивным рисунком, и два кабинета: Чинаровый и Дубовый, облицованный панелями с накладной резьбой по дубу. Убранство комнат дополняли картины голландских, фламандских и итальянских мастеров ХVII — ХVIII веков. Необычайно декоративна кухня с очагом, облицованная двухцветными изразцами с оригинальными рисунками. В Марли жила Екатерина I (по легенде, Императрица позировала здесь скульптору Б.К.Растрелли для воскового портрета) Некоторое время здесь жила её старшая дочь Анна с мужем, герцогом Голштинским. Здесь останавливался французский посол Шетарди, способствовавший, воцарению Елизаветы Петровны.


«А.Н.Бенуа. Петергоф: уборная дворца; 1900 год.»

Сначала во дворце останавливались гостившие в Петергофе «знатные особы», позже дворец, где находились книги, мебель, посуда и личные вещи Петра, превратили в мемориальный музей. Большая часть из них перенесена сюда из Деревянного дворца, который находился западнее Марли, на берегу залива, и был разобран “за ветхостью” при Елизавете Петровне. Среди них: одеяло лоскутное, по преданию сшитое Императрицей Екатериной I (сейчас во Дворце в Стрельне), посуда, серебряный столовый набор в кожаном футляре, блюдо с рукомойником и множество вещей из гардероба Петра I. В XIX веке в Марли “пили чай” Николай I с Александрой Федоровной, цесаревич Александр и Мария Николаевна с женихо,м герцогом Лейхтенбергским, Константин Николаевич с Александрой Иосифовной. В 1899 году архитектор А. Семенов разобрал здание и на бетонном фундаменте возвел его вновь; но едва закончилась реставрация, как 4 июня 1901 года во дворе случился пожар. Больше всего пострадала Спальня “со всею обстановкою и картинами”. Имевшийся опыт и подробная документация позволили возвратить интерьеру первоначальный облик.


« А.Н.Бенуа: Столовая. Бумага, акварель, графитный карандаш; 1900 год. »

В 1918 году дворец превращен в музей, в коллекции которого насчитывалось 318 предметов, включая 69 книг из библиотеки. В годы Великой Отечественной войны большая часть коллекции дворца была эвакуирована (из 318 предметов сохранилось 163). 23 сентября 1941 года фашисты ворвались в Петергоф; они пробыли здесь 28 месяцев и при отступлении взорвали дворец миной замедленного действия. В 1955 году по проекту архитектора Е. В. Казанской восстановлен фасад, однако понадобилось немало времени, чтобы возродить отделку. Кованые решетки балконов искусно выполнил И. Александров, дубовые кронштейны вырезал Г. Симонов. Восстановление интерьеров осуществлялось по проекту архитектора А. Э. Гессена мастерами объединения “Реставратор”: по архивным материалам и фотографиям внутреннее убранство воссоздано максимально приближенно к историческому облику. Маленькая лестница восстановлена кузнецом А. М. Тереховым, чеканщиками бригады В. П. Лактионова и модельщиками бригады Г. Ф. Цыганкова (наиболее сложные работы выполняла Л. Г. Малиновская). Рисунок десяти секций, в сложный узор которого включены рельефы одноглавых орлов и короны. В 1982 году все работы окончены и дворец распахнул двери для посетителей. Дворец открыт в течение всей недели с 10.30 до 17.30, касса работает до 17.00. Выходной день - понедельник; взрослый билет стоит 100 рублей, школьный, студенческий и льготный билет - 50 рублей.


Сергей Кириллов: "кухня Петра" (Дворец Марли).

В комнатах вновь заняла свои места коллекция живописных полотен, многие из которых находились здесь с петровского времени. Экспонируются все 163 предмета, эвакуированные в 1941 году, среди них книги, столик с шиферной доской, который был, согласно преданию, изготовлен при участии Петра I. Сохранившиеся и приобретенные предметы обстановки, западноевропейской, в основном голландской, работы ХVIII века придали интерьерам стиль и дух своего времени. Этому способствовала работа бригады реставраторов Б. С. Шабхина, выполнившей дубовые двери, оконные коробки, панели, бригады Н. К. Кукушкина, воссоздавшей наборные паркеты. Керамисты, под руководством художника Б. А. Мицкевича, имея несколько подлинных осколков, воспроизвели две тысячи кафелей, в которых варьируются 150 сюжетов. Н. И. Оде выполнила модели резных деталей Дубового кабинета, С. Г. Лебедева - падуги Вестибюля, Н. К. Рогачев - Дежурной. Дубовую облицовку и краснодеревные работы выполнила бригада Ф. М. Бойчука. На кухне расставлена посуда ХVII - ХVIII веков из коллекции Федоровского городка и Ратной палаты в Царском Селе...


URL записи