Леонардо да Винчи использовал законы Васту
Всем
известен этот рисунок, созданный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92
годах. Его называют “Витрувианский человек”, это иллюстрация Леонардо к
труду другого знаменитого итальянца – Витрувия. На нём изображена
фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с
разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с
разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат.
Изображенная на рисунке фигура обладает каноническими пропорциями. Точно
такие пропорции считаются каноническими в Васту-шастра.
Источник этих пропорций Леонардо да Винчи нашел в трудах
древнеримского архитектора Витрувия, который за столетие до нашей эры
создал классический трактат “10 книг по архитектуре”, являющийся
единственным из дошедших до нас источником древнеримских и
древнегреческих знаний об архитектуре. Историки сходятся во мнении, что
“10 книг по архитектуре” сыграли важную роль в итальянском Возрождении и
оказали сильное влияние на всю европейскую архитектуру, живопись и
вообще – представление о красоте. Но мало кому известен факт, что книга
Витрувия в ряде разделов буквально повторяет текст Манасары – основного
трактата Васту-шастра, современная история которой началась за 500 лет
до рождения Витрувия.
Европейские архитекторы еще в древности применяли законы Васту шастра.
Вилла Ротонда - творение Ветрувия по принципам васту. Знаменитый
древнеримский архитектор Витрувийбыл знаком с древними книгами Васту
шастра. Доказательством тому служит один из разделов его легендарного
опуса “De re architectura”, который слово в слово повторяет раздел
из Манасары, классической книги Васту шастра. Витрувий жил 2000 лет
назад. Его работы вдохновили Андреа Палладио, воплотившего принципы
Васту во всемирно известном стиле архитектуры Возрождения 16 века –
Ренессансе.
«Итак, оценка всех строений производится трояким образом, а именно:
со стороны изящества исполнения, со стороны великолепия и со стороны
расположения. Когда видно, что работа исполнена с великолепием, будут
хвалить хозяина, не поскупившегося на издержки, когда с изяществом,
будут одобрять тщательность исполнения, когда же она будет производить
впечатление своими прекрасными пропорциями и соразмерностью, то будет
слава архитектору.»
(с) Марк Витрувий Поллион “Десять Книг об Архитектуре”