Племя индейцев Аука считалось одним из наиболее диких и свирепых в Южной Америке, пока 56 лет назад в январе 1956 года не произошло трагичное и знаменательное событие на его территории в непроходимых джунглях Эквадора, в результате которого нетронутое цивилизацией вымирающее племя каменного века, члены которого безжалостно истребляли не только всех чужаков, но и своих, за короткое время обратилось в христианство.
“Аука" означает “дикий», так их называло соседнее племя индейцев Кейчуа. Все области их жизни пронизывало насилие и жестокость, убийство не только чужих, но и своих соплеменников было в порядке вещей. Увязнув в кровной мести, семьи просто истребляли друг друга. Иногда дикари погребали живых детей вместе с мертвыми родителями. Редко кто доживал до старости. Себя они называли “ваорани” (люди). И действительно, они, как и все люди, все же были творением Божьим, для спасения которых Господь и послал к ним Своих верных слуг.
Подвиг.
В 1956 году пять молодых миссионеров из США Нат Сайнт, Джим Эллиот, Роджер Юдериан, Эд Маккули и Пит Флеминг, работавшие среди индейских племен в Эквадоре, объединились, чтобы просветить Евангелием дикое племя Аука, встретились с ними, но вскоре были жестоко убиты.
Весь христианский мир был глубоко потрясен этим событием; немало молодых людей изъявили желание поехать в джунгли к индейцам, хотя некоторые считали, что такая попытка со стороны бесстрашных миссионеров была неблагоразумна, и они погубили себя напрасно, стараясь войти в контакт с такими безжалостными дикарями.
Вдовы со своими детьми возвратились назад в Северную Америку. Но Елизабет Эллиот, вдова Джима, и Райчел Сайнт – сестра Ната решили продолжать дело погибших. Изучив язык племени с помощью убежавшей от сородичей из страха смерти женщины по имени Дайюма, они решили пойти к племени Аука с целью просветить их светом Евангелия.
Вскоре, преодолев неимоверно трудный путь пешком через непроходимые джунгли, с 4-летним ребенком и Дайюмой, уже ставшей христианкой, в сопровождении соседних индейцев Кейчуа эти бесстрашные женщины достигли цели, и остались жить среди племени Аука.
Элизабет Эллиот и Рэйчел Сэйнт были первыми чужестранками, которых дикари не убили. Может быть, причиной послужило то, что они были женщины, и воины-индейцы их не боялись.
Аука часто вспоминали и говорили об убитых ими некогда белых людях, прилетавших в «желтой деревянной пчеле» (аэроплане). Индейцам до сих пор непонятно, почему пришельцы не защищались и не использовали для защиты оружие? И что это было за удивительное пение и свечение, которое они видели на небе после их смерти?
Как произошла трагедия на реке Курарай
Индеец Гикита, участник злодеяния, признавшийся в том, что убил уже двенадцать человек, поведал историю трагического события, происшедшего на реке Курарай, где погибли пять миссионеров.
Когда белые люди начали делать свои полеты над деревней Аука и спускать в корзинке на веревке подарки с аэроплана, индейцы с нетерпением стали ожидать появления самолета. Постепенно страх их исчезал, и они в свою очередь сделали пришельцам подарок, посадив в корзинку попугая.
Затем миссионерам удалось найти подходящее место для посадки на берегу реки Курарай и они начали подвозить и выгружать свое оборудование, назвав свой лагерь Палм Бич.
Вскоре к ребятам приблизились трое индейцев - две женщины и мужчина, которого назвали «Джорджем».
Аука проявили большой интерес ко многим вещам, которые белые показывали им, ели гамбургеры и пили лимонад. Индейцев сфотографировали, а «Джорджу» даже устроили воздушную экскурсию над родной деревней. Казалось, все складывалось отлично...
Но вернувшийся к своим сородичам «Джордж», которого индейцы называли Нэнкиви, из злобных и своекорыстных соображений оболгал пришельцев, заявив, будто белые люди хотели их убить, но они убежали, что и явилось причиной, побудившей дикарей совершить убийство.
Затем Гикита рассказал, как было произведено нападение на стоянку миссионеров. Когда индейцы внезапно напали на них, одного удалось пронзить брошенным издалека копьем сразу.
Когда ребята увидели, что один из них убит, то схватили ружья и начали стрелять в воздух. Индейцы скрывались среди деревьев на берегу и оттуда бросали свои копья и стрелы в миссионеров, не давая отдыха, пока у тех не кончился запас патронов.
В это время, рассказывают Аука, произошло нечто из ряда вон выходящее. Пока продолжалось метание копий в живые цели в реке, и в некоторых местах вода уже покраснела от крови, один из миссионеров отделился от группы, побежал к аэроплану, открыл дверцу и влез в него. Из окошка в аэроплане он видел, что индейцы продолжают избивать его товарищей. Тогда он снова открыл дверцу, вылез из аэроплана и весь облитый кровью вернулся к своим друзьям и умер вместе с ними.
В руках миссионеров было оружие, пользуясь которым, они, возможно, смогли бы спасти свои жизни, застрелив нескольких дикарей, отчего остальные бы разбежались.
Но ребята предпочли умереть, надеясь заслужить рай, чем убить этих дикарей, ввергнув навсегда их души в ад, лишив возможности услышать Евангелие, узнать Христа и покаяться.
Если Богу угодно было, чтобы за Его дело пять прекрасных молодых людей отдали свои жизни, умерев страшной жестокой смертью, то каково может быть отношение Господа к тем из нас, кто не желает идти вообще ни на какую жертву, ни в чем себя утеснить даже, ни поступиться своим самолюбием, уступить и простить ради Христа?
Эпилог
Самым убедительным доказательством того, что Библия есть книга, дарованная Богом, служит тот факт, что она может изменять жизнь людей. Слово Божие, день за днем терпеливо объясняемое белыми женщинами и Дайюмой индейцам, производило свое действие, смягчая и просвещая светом истины сердца дикарей.
Вместо прежних излюбленных рассказов о прошлых успешных убийствах, обычных темах вокруг горящего костра, теперь они день за днем узнавали об истинном Творце неба и земли Боге-Троице, Сыне Божьем Господе Иисусе Христе и Его заповедях.
Пять миссионеров погибли не напрасно! Благодаря им возрождение стало возможным для Аука.
Сегодня можно увидеть небольшую церковь недалеко от берега реки Курарай. Она выглядит небогато и убранство в ней самое простое. Эту церковь составляют христиане-индейцы племени Аука, принявшие крещение. Численность племени увеличивается, зверство и жестокость отошли в прошлое, сейчас индейцы Аука – приветливый, добродушный и очень простой народ. Один из убийц миссионеров, старый Минкайе даже стал близким другом семьи погибшего Ната Сайнта.
Индейцы Аука называют Библию «Божьим Указателем». Это название легко объяснимо: раньше каждый член семьи особым образом метил свою тропу, чтобы родные могли следовать за ним. Они говорят: « Если ты хочешь быть с Богом, то встаешь на Его путь и следуешь Его отметкам – заповедям».
Как все просто и ясно!
Погибший Джемс Эллиот писал в своем дневнике: "Разве можно считать неразумным того человека, который жертвует тем, что он не в состоянии сберечь, когда этим он может приобрести то, чего никогда не потеряет?"
У пророка Даниила сказано: "И разумные будут сиять, как светила на тверди; и обратившие многих к правде - как звезды, навеки, навсегда».
Вы не можете обезопасить и продлить отмеренную вам жизнь, как бы не берегли ее, и почему тогда не вручить ее с покаянием в своих грехах Господу, Который не только даст вам в Своем Причастии силы нравственные и физические, мир и покой душевный, но и дарует вечную жизнь вместе с Ним, про которую сказано апостолом Павлом: « …и не видел того глаз, не слышало ухо, и не всходило то на сердце человеку, что уготовал Бог любящим Его».
Первая встреча
С подаренным попугаем
Сын Ната Стив Сайнт и Минкайе
" ...И изменю печаль их на радость"