॥श्री व्यासवाण्याः विजयन्ते॥



Первый адхйāйа известен как Саманвайāдхйāйа. Он устанавливает и указывает на гармоничную упорядоченность между разными утверждениями щрути и разными контекстами щāстр, говорящих о Брахмане, как об источнике мироздания и цели любого философского поиска.

Саманвайа — метод истолкования и установления истинного значения, благодаря которому достигается прямая и полная гармония между щāстрами. Щāстры раскрывают природу Брахмана путем многочисленных характеристик и определяющих промысл признаков (тāтпарйалиӈги). Промысл — мысль, пронизывающая собой весь текст, цель повествования и в целом, и в каждом слове, его составляющем. Единственная идея, стоящая за всеми словами описания. „Промысл“ или „тāтпарйа“ образовано посредством врьддхи от „татпара“ и означает „татпарасйа бхāвах̤“, состояние последнего.

„Татпара“ означает посвятившего себя „тат“, имеющего „тат“ своей темой и смыслом, живущего одним лишь „тат“; или же того/то, для которого/по которому „тат“ превыше всего прочего. В Бхāгавате „пара“ с именем Бхагавāна (на месте „тат“) в качестве определения щāстры встречается в щлоках „वासुदेवुपरा वेदा...“ (1.2.29) и „नारायणपरा वेदा...“ (2.5.15). В первом случае Виџайадхваџа Тӣртха пишет: „वेदा....वासुदेवगुणोत्कर्षप्रतिपादनतात्पर्यवन्तः“ — „Веды своим тāтпарйем показывают верховное превосходство качеств Вāсудэвы“, учат этому как совокупным смыслом, так и каждой частью. В Бхāгавата-тāтпарйа-нирн̣айе на второй щлок Щрӣ-Мадхва пишет: „देवप्रतिपाद्येषु स पर इत्यादि\Он (Нāрāйан̣а) высший среди предметов Веда“.

Хотя Вед рассматривает различные предметы, такие как дэвы, локи, макхи, крийи, йоги, тапасы, џњāние, гати, дхарма, все они так или иначе находятся в зависимости от Нāрāйан̣ы, имеют Его своей целью, началом и содержанием, и Им осуществляются. Тем самым, какие бы темы ни содержались в Веде, главным и определяющим в каждой из них является Верховное положение Вāсудэвы. Понимание каждого из ведных вишайев, тем, обнаруживает их авāнтара-тāтпарйе, промежуточную промысленность, и махāтāтпарйе Вāсудэвы (см. Введение к ГТН пер. и ред. НД).

Такой подход (саманвайа) необходим, чтобы показать, что описанные характеристики не применимы к другим божествам, хотя те и обладают некоторыми из них в неполной мере. Это делается путем установления полного и истинного смысла этих качеств, при исследовании вышеупомянутых смыслов признаков.

Обращая внимание на манеру, в которой Сӯтракāра (Щрӣ-Вйāсадэва) представляет темы во многих адхикаран̣ах первого адхйāйа (āнандамайа, āкāща, прāн̣а, џйоти, гāйатрӣ, гухāмправишт̣ау, антарйāми, ваищвāнара, дйубхвадйāйатана, бхӯмā, акшара, авйакта, пањчаџана и пракрьти), Мадхва объясняет, что цель такого саманвайа — обеспечить максимальную гармонию щāстр в самом первостепенном, привычном и полном значении описаний Брахмана посредством адхидаива, адхибхаутика, адхийаџња и других граней реальности, описаных в щāстрах.

Эти описания изучаются по критериям: упакрама (начало), упасамхāра (заключение), абхйāса (повторное утверждение), апӯрватā (новое, неожиданное открытие), пхалам (плоды и результаты), артхавāда (верное значение или значение, приводящее в гармонию) и упапатти (причина). С помощью этих критериев полностью определяется значение характеристик.

Ключевые слова в исследуемых темах разбираются с морфологической и семантической точек зрения. В результате такого анализа устанавливается истинное значение слов и их неоспоримая связь с Брахманом в полном значении. При этом учитывается весь спектр возможноприменимых значений, которые могут попасть в поле зрения идущих поиском Брахмана (видвадрӯд̣хи и махāйога).


продолжение следует





URL записи