СТАРАЯ НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ Базовые постулаты с комментариями
Достаточно беглого взгляда, чтобы заметить очередное умножение поисков Новой Русской Национальной Идеи. По-видимому, смена президентства при окончательной утрате «Морального кодекса строителя коммунизма» и не вполне адекватном поведении традиционных конфессий потребовала новых идейных баталий. И сошлись в словесной брани под бравыми стягами горсточки последних спортивных достижений «патриоты» с «космополитами», «монархисты» – с «демократами», «наши» – с «супернашими» и т.д.
Но так ли нужны эти миллионы сломанных копий и стрел, если человечество издавна стояло и вечно стоять будет на единственной идеологической платформе? Может быть, настала пора посмотреть себе под ноги и явить свету давно знакомые, но неизменно забываемые истины?
Итак, начнем:
1. ВСЕВЫШНИЙ СУЩЕСТВУЕТ.
2. ЛИЧНОСТЬ БЕССМЕРТНА.
Общий комментарий. Эти постулаты, назовем их Постулатами Веры, в том или ином виде существуют во всех без исключения идеологиях. Например, марксистами постулируется возможность построения справедливого общества равных сограждан. Монархисты же исповедуют другой завет: «Вся власть – от Бога».
Опровергнуть или доказать эти постулаты невозможно, в них можно лишь верить, но без них существование идеологии бессмысленно, поскольку иначе невозможна перспектива развития ни личности, ни общества в целом.
Комментарий к постулату 1. Заглянув внутрь самого себя, легко понять, что всякий нормальный человек, сознательно ли, на подсознательном ли уровне, считает, что реально существует некий Кто-то, кого именуют либо Богом, либо Высшей формой вселенского разума, либо Аллахом, либо Всевышним, либо Буддой, либо Яхве, либо еще как-то. Без веры в такого Создателя отдельная личность и общество в целом лишается жизненной цели и моральной основы, необходимой для ее достижения.
Комментарий к постулату 2. Точно так же большинство из нас внутренне убеждено в том, что, единожды вспыхнув от соприкосновения двух жизненных искр, новая жизнь, а уж тем более – наша личная, не должна бесследно погаснуть. В противном случае автоматически отрицается смысл собственного существования, остается одна лишь инстинктивная животная мотивация по типу «жрать-спать-кайфовать», у которой отсутствуют какие-либо другие перспективы, кроме как делать из людей заведомых скотов.
Продолжим:
3. НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ.
3.1. Люби и уважай ближнего своего.
3.2. Не убий.
3.3. Не злоупотребляй властью.
Общий комментарий. Эта группа постулатов относится к основным правилам людского общежития - Постулатам Общественным. У марксистов они утверждают, что «общественное превыше личного». Для монархистов же «государево слово и дело превыше всего!».
Комментарий к постулату 3. Положение «Не делай другому того, чего себе не желаешь» является основополагающим. Им можно было бы и ограничить Постулаты Общественные, поскольку все остальные заповеди и моральные кодексы – суть производные этого базового постулата. Но особо выделим наиболее важные следствия.
Комментарий к постулату 3.1. Несмотря на самые удручающие внешние обстоятельства и собственные неблаговидные поступки, человек всеми правдами и неправдами стремится оправдывать и уважать себя любимого. Но как же далек он от этого в отношении других! Хотя ни вражда, ни ненависть, ни возвеличенная ныне конкуренция никогда не были и не смогут стать цементирующей основой общества, а лишь любовь и взаимное уважение, порождающие наиболее эффективную форму человеческого взаимодействия – сознательное и добровольное сотрудничество. Любовь – это отношения близкого круга общения, к которому родные и близкие принадлежат безусловно, а друзья и соседи - предпочтительно. Взаимное уважение и сотрудничество – это связь с остальным людским родом. Да и как не уважать человека, коль он – не только источник, но и мера всего сущего, что уже в XVIII веке доказал Адам Смит. Кроме того, пренебрегая человеком, мы неизбежно принижаем и самого Создателя человека.
Однако в современном обществе с пеленок требуют: «Одень ботиночки первым! Сложи из кубиков самую высокую пирамидку! Скушай кашку быстрее всех!» Редко когда, разве что в оставшихся многодетных семьях учат: «Помоги другому зашнуровать, собрать, доесть и т.д.». В результате сегодня в большинстве своем воспроизводятся не сотрудничающие, а «конкурентноспособные» личности, которые никогда не подадут руки утопающему и всегда пройдут мимо взывающего о помощи.
Комментарий к постулату 3.2. Апофеоз любой конкуренции – физическое устранение конкурента: «Нет человека – нет проблемы». Однако никто не давал человеку права уничтожать то, что создано Всевышним, кроме как в целях самозащиты. Несмотря на тотальное «конкурентное» воспитание, у нормального человека все, что связано с убийством, вызывает чисто физиологическое отвращение. И даже общество, ощущая тяжелейшую неправедность этого греха, пытается прикрыться собственным мнением, спрятаться за законы, заповеди или суры, перемежать боевые и холостые расстрельные патроны, включенные и отключенные рубильники электрического стула. Однако попытки эти столь же наивны, сколь и тщетны, ибо в равной мере виновны все: и тот, кто заказал убийство, и тот, кто при этом посредничал, и даже тот, кто просто при этом присутствовал, не говоря уже о тех, кто спускал курок или дергал ручку рубильника.
В этой связи крайне нелепо выглядят убийства, осуществляемые, якобы, во имя Бога, Аллаха, Яхве, Создателя и т.д., поскольку, фактически, являются преступлением против самого Всевышнего. Тот сам, по собственной воле создал и правоверных (т.е. тех, кто считает, что настоящее имя Всевышнего, например, Аллах) и неверных (т.е. тех, кто считает, что Всевышнего зовут как-то иначе). И никому, даже самому «истинно верующему» не дано права сбрасывать фигурки с шахматной доски Всевышнего, мешая Высшей воле и замыслу и демонстрируя собственное непонимание заданных Создателем правил.
Комментарий к постулату 3.3. Тезис «Не злоупотребляй властью» тоже крайне важен, поскольку употребление власти для удовлетворения собственных амбиций есть тягчайшее преступление, сравнимое с нарушением заповеди «не убий». Очевидно, что Власть, а тем более Власть не наследная, а благоприобретенная, дается человеку исключительному, обладающему уникальными способностями – везеньем ли особым, интеллектом высочайшим – не суть важно. Важно лишь то, осознает ли такой человек свою исключительность, или полагает себя ничтожеством, случайно забредшим на вершину Олимпа. В первом случае рождается редчайший исторический деятель, использующий государство по прямому историческому назначению - в качестве средства развития своего народа. Во втором - появляется чудной и нелепый в своей напыщенности исторический персонаж, занятый собственным самоудовлетворением путем подсчета разного рода личных привилегий, уворованных грошей и покрытых самок. А такое ничтожество по определению не может беспокоить тот факт, что всю оставшуюся вечность его могила будет использоваться потомками только в качестве отхожего места. При условии, правда, что само государство и потомки у такого властителя останутся. Этакая память и есть, наверное, самое достойное наказание за подобное употребление власти.
Вообще, несмотря на всю кажущуюся сложность вопроса о наказания, он
в своей основе имеет всего лишь один Постулат Наказания, а именно:
4. МЕРА КАРЫ ПОДОБНА МЕРЕ ГРЕХА.
Комментарий к постулату 4. О конкретной форме Божьей кары можно только догадываться. Интересно, правда, отметить, что погрязшую в мракобесии инквизиции Европу с завидной периодичностью опустошали жесточайшие эпидемии. А поколение советских граждан, в массовом порядке выступавшее за физическое уничтожение «врагов народа», в массовом же порядке вкусило все ужасы Великой Отечественной войны.
Поскольку на всех брейвиков невозможно напастись войн и эпидемий, как же тогда практически осуществить принцип «Как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (Авдий, 1:15)? Наилучшим образом реализуется это положение по принципу: «наказание провинившегося – дело рук самого провинившегося», когда преступник после смерти прогоняется сквозь строй всех тех кошмарных человеческих эмоций, которых он же и породил – через предсмертный ужас потерпевшего, боль потери родных и близких и т.д. Выдержит ли такое испытание душа убийцы, или распадется, на себе ощутив тяжкое бремя содеянного – в этом и состоит смысл кары Божьей, где преступник сам себе и подсудимый, и судья, и палач. Многочисленные опросы пациентов, переживших клиническую смерть, подтверждают правомерность этого утверждения.
По-видимому, остальные преступления наказываются подобным же образом, ибо сказано: «А если будет вред, то отдай душу за душу, око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исход, 21:23-25).
Как жить и зачем – определяют Постулаты Личностные,
которые фактически задают внутреннее содержание человека:
5. ГРАЖДАНИНОМ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ГРАЖДАНИНОМ СТАНОВЯТСЯ.
6. ЧЕЛОВЕК РОЖДЕН, ЧТОБЫ СТАТЬ БОГОМ.
Комментарий к постулату 5. Во всех ныне известных общественных системах право гражданства ограничено лишь двумя барьерами: во-первых, правом рождения, т.е. от кого и где родился, во-вторых, дееспособностью – возрастной, судебной или психической. В результате все члены общества независимо от собственной сознательности, патриотизма, моральных устоев и т.д. автоматически получают право участия в управлении государством, как минимум, своими голосами.
Отсюда вполне понятен печальный итог всех ныне известных общественных систем. Право социального управления не может определяться всего лишь подвижностью сперматозоида, проницаемостью яйцеклеточной оболочки и их географическим местоположением. Это право человек должен заслужить сознательно и самостоятельно. По праву рождения человек может приобрести лишь право на государственную защиту: медицинскую, социальную и военную. Это, так сказать, статус ОБЩЕГО ГРАЖДАНСТВА. Статус же ПОЛНОГО ГРАЖДАНСТВА необходимо заслужить, доказав права на него каким-либо общественно значимым поступком, поскольку этот статус предполагает право управления государством и непосредственно связан с постулатом «Не злоупотребляй властью». Полный гражданин может быть либо государственным чиновником, либо участвовать в общественном управлении опосредованно - через выборы, референдумы, гражданские акции и т.п. Подобное социальное устройство описано в «Звездном десанте» Роберта Хейнлайна, где человек приносит общественно полезную добровольную жертву, прежде чем получает главное право гражданина – право решать за других.
При принятии этого постулата возникает огромное дискуссионное поле, например, по проблемам правовой и имущественной дифференциации граждан с различным статусом, участия в дележе общегосударственных доходов и т.д. Под вопросом и номенклатура деяний, дающих право на статус Полного гражданина, которая естественным образом зависит от множества факторов - географических, политических, исторических и т.д. Но если для мужчин она достаточно неопределенна, то женщине для получения статуса Полного гражданства достаточно родить двоих-троих детей. Поскольку их воспитание – не развлечение, а работа, причем чрезвычайно общественно полезная, то мать должна получать ежемесячную оплату, как минимум, в размере среднего по стране заработка на каждого ребенка. Таким способом сразу убиваются два зайца: во-первых, быстро и эффективно решается насущная демографическая проблема, а во-вторых, к управлению государством привлекаются лица, заинтересованные не столько личным благосостоянием, сколько воспитанием и развитием нового поколения.
Несмотря на феминистические демарши и новомодные «розовые» течения, историческое предназначение женщины остается неизменным - сохранение достигнутых человечеством рубежей развития путем мультиплицирования (воспроизводство) и фиксации (воспитание и обучение). Она для этой цели устроена физиологически, психологически и даже геометрически. Нелепа и трагична судьба женщины, пожертвовавшей своим природным предназначением ради, например, карьеры! При выходе на пенсию она обретет итоговый «НОЛЬ» в виде почетной грамоты от какого-либо работодателя, обеспечившего и умножившего за ее счет свою семью.
Комментарий к постулату 6. Да, мужчина обязан помогать женщине в реализации ее природного предназначения, но при этом он не должен забывать и о своем. Его задача – развитие путем расширения возможностей человека до уровня Всевышнего (Бога, Аллаха, Яхве и т.д.).
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями], и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Бытие, 1:26-27). В конце XV века флорентийский гуманист и философ Дж. Пико делла Мирандоло на основании этого известного библейского изречения создал философскую антропологию - учение о сущности человека,- в которой обосновал достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я»: «Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире». Фактически, Дж. Пико делла Мирандола заявил, что фразу «человек создан по образу и подобию божьему», надо понимать буквально. Что нас физически - как существ природных - от Всевышнего не отличает ничего. У нас точно такой же мозг и тело, вплоть до количества пальцев. И если животные развивались для того, чтобы создать особь мыслящую – человека разумного, то задача человека разумного - развиться до того, чтобы создать особь в нашем понятии всемогущую - Человекобога. Уже сейчас мы можем летать выше и быстрее птиц, сдвигать горы и поворачивать реки. Мы много еще чего можем. А прошла всего-то пара тысячелетий сознательной жизни.
Зачем человек должен стать равным Всевышнему. Нам не дано знать сути и целей Божественного замысла, хотя у английского писателя-фантаста Эрика Фрэнка Рассела есть интересная гипотеза в рассказе «Единственное решение». Согласно ей, Бог создал мир, чтобы спасти себя от скуки и заточения во мраке. «Наступила пора перестать быть личностью как целое, а разделиться и воплотиться в бесчисленные частицы бытия. Тогда эти частицы смогут стремиться к единению и целостности. Но сперва из фантазии нужно сделать реальность. Время настало. Эксперимент должен начаться. Наклонившись вперед, он устремил взгляд во тьму и произнес: - Да будет свет. И стал свет».
Меня могут упрекнуть в том что я вновь обратился к фантастике. Но, отдавая писателям-фантастам должное в умении предугадывать технические новшества, нелогично отказывать им в умении угадывать общественные новации. Итак, человек стремится стать Богом. В этом его смысл и предназначение, поскольку:
1. Всевышний существует.
2. Личность бессмертна.
Для того чтобы стать Богом, нам дана:
7. ЗЕМЛЯ - КОЛЫБЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Комментарий к постулату 7. Итак, человечество – суть дети Бога, но не в смысле подчинения и поклонения, а как особи в процессе своего фило- и онтогенеза. Наша планета Земля – своеобразная колыбель. Искусственная или естественная, пока не известно, но Волею Божественного Провидения (случайной ли, целенаправленной ли) нам дано все необходимое для взросления: энергетические источники, материальные ресурсы, физиологические и интеллектуальные возможности. Но человечество до сих пор играет в войнушку, машинки, побрякушки и прочие ясельные игры, бездарно разбазаривая ресурсы, и даже грозя существованию самой колыбели.
Понятно, что Земля – не единственная в своем роде. Уже сейчас астрономами обнаружено более 600 планет подобного типа. И еще понятно, что по законам статистики не все икринки смогут повзрослеть. Однако жаль такую прекрасную планету и всех, живущих на ней.
Да, мы научились сдвигать горы, перегораживать реки, летать выше и быстрее птиц, осваивать космос и высаживаться на поверхность других планет. Технически мы приблизились к Всемогуществу Всевышнего, но морально остались на уровне плейстоценового дикаря, для которого убить ближнего своего ради сахарной косточки не только не зазорно, но даже высокоморально. И, видимо, зря мы ищем собратьев во Вселенной и ждем прилета каких-либо НЛО. Мы еще слишком малы и невоспитанны. Как бы не была гуманна Вселенная, а может именно потому, что гуманна, она не пустит в свое общество полупьяного, обколотого подростка, который болен хронической клептоманий и навязчивым мордобоем. Ей не нужны ни сияющие мечи джедаев, ни звезды смерти. Да и кто, скажи на милость, возьмет на себя смелость посадить за шахматную доску игрока, который в любой момент способен начать игру в «Чапаева».