॥श्री व्यासवाण्याः विजयन्ते॥
9. Тривикрама Пан̣д̣ит (ок. 1258-1320) из Кāву (недалеко от Кāсаргод̣а, сейчас штат Керала) был придворным философом-советником у правителя Южно-Каннарского княжества Кумбла. Он был видным ученым-адваитином и талантливым поэтом. После общения с Мадхвой и диспута, длившегося пятнадцать дней в храме Кӯд̣ил недалеко от Кāсаргод̣а, он стал его последователем. Биография, жизнь и встреча Тривикрама с Мадхвой описаны его сыном Щрӣ Нāрāйан̣ой Пан̣д̣итом в работе «Щрӣ Сумадхвавиџайа».
Мадхва поручил Тривикраму написать комментарий на его Сӯтра-бхāшие. «Таттвапрадӣпа» — комментарий, написанный высокоученым стилем, с художественным изяществом, естественным для талантливого поэта.
Щрӣ Тривикрама Пан̣д̣ит не писал комментария на вторую работу Мадхвы к БС «Ану-вйāкхйāну», которая является полемическим дополнением к БС-бхāшию. В «Таттвапрадӣпе» он обсуждает анвитāбхидхāн.
«Ушāхаран̣ам» — поэма, состоящая из девяти частей и написанная им до того, как он встретился с Мадхвой.
10. Џайатӣртха (ок. 1335-85) — Т̣ӣкāкāра Мадхвāчāрйи или главный комментатор Мадхвы. Он написал комментарии на все основные работы Мадхвы, а также два самостоятельных труда. Один затрагивает тему логики — «Прамāн̣а-Паддхати», другой — метафизику «Вāдāвали». Его комментарий «Таттвапракāщикā» наиболее полно освещает объяснения значений Брахма-сӯтр Мадхвой в «Сӯтра-бхāшйе». «Таттвапракāщикā» — это хорошо структурированный и подробный комментарий, более систематизированный, чем работа Тривикрама, и вне всякого сомнения считается очень авторитетным произведением. Его magnum opus «Нйāйа-Судхā», субкомментарий к «Ану-вйāкхйāне» Щрӣ Мадхвы, поистине поражает своим объемом и глубиной знаний. Эта работа является энциклопедией Индийской философии в целом и Ведāнты в частности.
Џайатӣртха стандартизировал методологию эгзегезиса Мадхвы и идеи Вед, высказанные в его работах. Стиль его изложения очень ясный и изысканный. Основательность его подхода к аргументации чувствуется с первых строк. Острота и грациозность его диалектики очаровывают своей утонченностью. Его работы характеризуются аккуратностью и упорядоченностью мысли и изложения. Он создал устойчивое, самодостаточное основание для идей Вед в словах Мадхвы и его интерпретаций Сӯтр как в отношении адхикаран̣ов, так и в отношении вāдапрастхāн.
Џайатӣртха неуклонно следует методике структурирования сӯтр — сан̇нгати, вишайа, сам̇щайа, пӯрвапакша, сиддхāнта. Все эти неотъемлемые составляющие четко сформулированы и определены в каждом адхикаран̣е. Цитаты из щрути, приведенные в бхāшии Мадхвы, объясняются с предельной аккуратностью. Краткие примечания относительно интепретаций и идей Адваита-вāда очень скрупулезно продуманы и обоснованы. Не оставлены без внимания и аргументы, поднятые в «Нйāйавиваран̣е» и «Ану-вйāкхйāне». Приведены в гармонию кажущиеся разногласия между некоторыми из них.
«Таттвапракāщику» можно смело назвать сокровищем философии Ведāнты. Перу Џайатӣртхи принадлежат также комментарии на Гӣтā-бхāшие Мадхвы, Рьг-бхāшие, Дащапракаран̣ы и несколько отдельных работ. Его произведения — это изящество и элегантность философской мысли. Недаром его называют Т̣ӣкāчāрйа.
продолжение следует