При самом простом делении движущих сил поведения можно сказать, что человеком движет или разум, или чувства, когнитивные или аффективные процессы. Несмотря на то, что человека именуют homo sapiens, «человек разумный», как движущая сила поведения разум, похоже, обычно проигрывает чувствам и эмоциям, аффективным процессам в целом.
Едва ли тут дело в том, что разум слабее чувств, скорее люди разумом реже пользуются. Включать голову, действовать на основе разума – это предполагает определенный уровень культуры, требует усилий и обучения, в то время как действия на основе чувств более естественны и усилий не требуют.
Как живет человек, у которого является преобладающей аффективная сфера? Такой человек действует иногда по побуждению, иногда вследствие принуждения, причем и побуждение, и принуждение может проистекать как извне, так и изнутри человека. Если эти движущие силы человеческого поведения представить в виде типологии областей аффективной сферы, мы получим следующее.
Типология областей аффективной сферы
Внутреннее побуждение. Желание украсить комнату к празднику, подарить любимой цветы, мотив заработать побольше денег... - эту область можно назвать Желания и мотивы.
Внешнее побуждение. Игрушка, которую увидел ребенок, звонок подруги, зовущей на дискотеку, бутылка, попавшая в руки алкоголику - все внешние предметы и обстоятельства, зовущие и вызывающие побуждение - это область мотиваторов: того, что побуждает нас извне, что вызывает наше желание и интерес из окружающего нас мира.
Внешнее принуждение. Сильные удары током заставляют крысу искать выход из лабиринта. Заключенных заставляют шить рукавицы. Страшная грозовая туча над лесом, обещающая ливень нам на голову, либо палочка полицейского, заставляющая машину остановиться - это все то, что толкает и заставляет нас извне. Эту область традиционно называют Стимулы.
Внутреннее принуждение. Это и состояние аффекта, и давящее чувство страха, и внутренняя борьба с искушениями: все то внутреннее, которое заставляет нас что-то делать, не оставляя нам выбора. Эта область - Аффекты.
При этом необходимо заметить, что многие действия человека организуются внутренними и внешними обстоятельствами таким образом, что правильнее говорить не о побуждении или принуждении, а об организации поведения.
Организованные сотрудники приходят на работу к 9.00, потому что в организации такие порядки, потому что они люди организованные и приходить вовремя для них естественно. Переходя дорогу, нужно вначале посмотреть налево, а потом направо - если мы понимаем смысл этих действий и так поступаем, для нас это не побуждение и не принуждение, а разумная организация своего поведения.
Если родители гаркнули: "Иди спать!" - и ребенок поплелся в кровать, это был для него стимул. Если ребенок увидел уютную кровать и ему, немного уставшему, захотелось ненадолго прилечь - сработал мотиватор. Если ребенок захотел спать и его потянуло в кровать - тут был мотив. Ребенок с трудом оторвал себя от компьютера и, несмотря на желание поиграть еще дальше, пошел укладываться - это внутреннее принуждение.
Если же ребенок вспомнил, что уже пора спать - это уже выход за рамки аффективной сферы. Такой ребенок уже умеет организовывать себя разумными соображениями и живет по порядку.
Поведение, организованное разумными соображениями, как и поведение, определяемое привычками и традициями - все это является примером так или иначе организованного поведения. Телесные рефлексы и автоматизмы, по видимому, также можно считать разновидностью организованного поведения: легкий удар молоточка в ямочку под коленом вызывает коленный рефлекс и дергает ногу еще до того, как мы ощутили то или иное побуждение или принуждение.
Аффективная сфера действует мощнее, но именно внутренние убеждения как сплав разума, чувств и воли, образуют настоящий внутренний стержень человека.
"Папа сказал", "Бог велит" - как внешний стимул и внутреннее принуждение, подобные установки не очень прочны: внешнего можно избежать, от принуждения хочется освободиться. Только тогда, когда те или иные установки живут внутри человека как его собственные убеждения, поддерживаются его разумом и волей - у человека есть внутренний стержень, понимание долга и человеческого образа.
Уровни движущих сил поведения
Движущие силы человеческого поведения можно разложить по уровням:
миссия, ценности (уровень духа)
рациональность: разумное понимание, решения, планы, правила и договоренности. "Надо" (уровень ума)
желания, внутренние чувства, мотивы, интересы, потребности. Хочу (уровень души и тела)
эмоции, установки (уровень души)
страхи (уровень тела)
автоматизмы, привычки, инстинкты, рефлексы. (уровень тела)
Мотив и другие движущие силы человеческого поведения
Мотивы - одна из движущих сил поведения,наряду с привычками, Надо, стимулами, мотиваторами, жизненными целями и ценностями,
Мотив - главная и как правило осознаваемая движущая сила в отсутствии Надо, жизненных целей и ценностей. Если человек имеет позитивную мотивацию, увлечен мечтой и ценностью, у него уже не мотивы-стимулы, а смыслы от смыслообразующих мотивов. Не мотивы управляют им, а он рассматривает их смыслы и принимает решение действовать на основании Надо и своих жизненных целей и ценнностей.
Мотивация
С точки зрения мотивации все движующие силы человеческого поведения удобно разбить на три группы:
позитивная мотивация или самомотивация (желание, миссия)
негативная мотивация или самомотивация (боль, страх, запрет)
организация жизни, создание и выстраивание ситуации (обстоятельства, автоматизмы - задают рамки).
Мотивы - одна из движущих сил поведения, наряду с привычками, разумными соображениями, страхами и состояниями аффекта, стимулами, мотиваторами, жизненными целями и ценностями.
Мотив стоит не за каждым действием. Направление движение алкоголика определяет бутылка, ветер и земное тяготение, но не мотивы. Бывает, что девушку несут одни эмоции, у людей наблюдается и немотивированное поведение - поведение по привычке либо по принуждению.
Мотив стоит не за каждым действием, но за каждым поступком. Мотив - это всегда личное. Вокруг нас много привлекающих нас вещей или пугающих нас обстоятельств, но этот человек сделал свой личный выбор, среди многого выбрал одно. Мотив - ответ на вопрос" "Что побудило именно тебя?"
Мотив - это не страхи, не стремление от, не то что отвращает. Мотив - это стремление к, это всегда побуждение.
Мотив - это всегда внутреннее. Внешние побудители поведения называются стимулами или мотиваторами.
Мотив - главная и как правило осознаваемая движущая сила в отсутствии Надо, жизненных целей и ценностей. Поведение с мотивом выделяется и привлекает внимание ("Зачем он это сделал?" на фоне поведения, определяемого общепонятными традициями и привычками.
Если человек имеет позитивную мотивацию, увлечен мечтой и ценностью, у него уже не мотивы-стимулы, а смыслы от смыслообразующих мотивов. Не мотивы управляют им, а он рассматривает их смыслы и принимает решение действовать на основании Надо и своих жизненных целей и ценнностей.
http://www.psychologos.ru/Движущие_силы_поведения